Установлено, что императивный
стиль развивает в ребенке
пассивную податливость наряду с
зависимостью и конформизмом. Какое-то
время он обеспечивает желаемое поведение,
но вызывает пассивное сопротивление.
Ребенок слушает команды, но выполняют
их неохотно и медленно. Дети не вступают
в открытый конфликт, но затягивают
выполнение действия, стремятся найти
любые отговорки.
Инструктивный стиль содержит
больше информации, а требования обосновываются.
Родители беседуют с ребенком «на
равных», доказывают, что их требования
закономерны и разумны. Ребенок
видится им равноправным партнером.
В противоположность императивному
инструктивный стиль воспитывает инициативу
и твердость. Именно такой стиль свойственен
большинству родителей, чьи дети были
признаны умственно одаренными. Он подталкивает
детей к самостоятельному поиску и принятию
решения, дает возможность выбора и творческого
подхода.
Интересным представляется
взгляд американского психоаналитика
Дж. Боулби на характерные особенности
патогенного родительского поведения[43,
с.50]. Он считает, что наиболее болезненными
для ребенка являются следующие ситуации:
когда родители не удовлетворяют потребнос-ти
ребенка в любви и полностью отвергают
его; когда ребенок является в семье средством
разрешения конфликтов между супругами;
когда родители используют в качестве
дисциплинарной меры угрозу «разлюбить»
ребенка или уйти из семьи; когда родители
открыто или косвенно заявляют ребенку
о том, что он является причиной их неприятностей;
когда в окружении ребенка отсутствует
человек, способный понять переживания
ребенка.
В одном из своих исследований
А.С. Спиваковская выделила несколько
типов неблагополучных семей, использующих
необдуманные воспитательные воздействия
[52, с.8]:
«Семья -- санаторий». Мелочная
опека, жесткий контроль и чрезмерная
защита от мнимых опасностей. В результате
-- чрезмерные перегрузки нервной системы
ребенка, при которых возникают нервные
срывы, формируются эмоциональ-ные особенности
по типу повышенной чувствительности,
раздражительности. При повышенном контроле
и опеке у детей усиливаются реакции протеста,
повышается агрессивность и появляется
желание решительного изменения ситуации.
«Семья -- крепость». Родители
стараются поступать подчеркнуто правильно,
излишне принципиально. Это ведет к повышенной
неуверенности ребенка в себе, безынициативности.
Во многих случаях фиксируется концентрация
внимания ребен-ка на собственных внутренних
переживаниях, что приводит к его психологической
изоляции, вызывает трудности общения
со сверстниками. «Семья -- крепость» обычно
приводит ребенка к постоянному внутриличностному
конфликту, следовательно, к перенапряжению
нервной системы и повышен-ному риску
невротических заболеваний.
«Семья -- третий лишний». В
такой семье эмоционально преувеличенно
значимыми являются супружеские отношения,
а ребенку родители склонны внушать чувство
неполноценности, фиксируя внимание на
недостатках и несовершенствах, что опять
же порождает у него чувство неуверенности
в себе, безынициативность, мучительные
переживания собственной неполноценности
при усиленной зависимости, подчиненности
родителям. У таких детей часто возникают
опасения за жизнь и здоровье родителей,
они с трудом переносят разлуку с ними
и с трудом находят кон-такт с окружающими.
Именно в таких семьях
получил распространение синдром
опасного обращения с детьми (СООД),
включающего в себя диапазон от физического
насилия до недостаточно продуманных
педагогических воздействий. Другими
словами, СООД -- это «поведение родителей,
по отношению к ребенку сопровождающееся
нанесением физической, психической и
нравственной травмы». Вышеперечисленные
проблемы часто усугубляются при посещении
ребенком детского сада и ста-новятся
предметом внимания педагогов и психологов.
Помимо типа отношения
родителей и типа воспитания, формирование
личности ребенка в семье во многом
определяется родительскими директивами
[26, с.47]. Они могут являться источником
многих эмоциональных проблем ребенка,
как в настоящем, так и будущем.
Директива как косвенное родительское
обучение (программирование) впервые
было описано американскими специалистами
по трансактному анализу Робертом и Мэри
Гоулдингами.
Под директивой понимают скрытое,
косвенное приказание, не явно сформулированное
словами или обозначенное действиями
родителя, за неисполнение которого ребенок
не будет наказан явно, но будет
наказан косвенно (чувством вины перед
родителями). При этом истинных причин
своей вины ребенок осознать не может,
они скрыты. Только исполняя директивы,
ребенок чувствует себя «хорошим».
Директива -- это своеобразное
«скрытое послание» родителя ребенку,
поучение. Сами родители могут не осознавать
до конца глубинное содержание, которое
заключено в их директиве. Можно выделить
ряд директив, негативно влияющих на формирование
личности ребенка. Приведенные ниже виды
родительских директив и их содержание
раскрыты и проинтерпретированы отечественными
психологами Б. Лосевой и А. Луньковым.
В названии директивы отражен скрытый
глубинный смысл послания ребенку [ 40,
с. 91].
«Не живи». В бытовой
речи это послание может передаваться
частыми причитаниями и высказываниями
следующего типа: «Глаза мои на тебя
бы не смотрели», «Чтоб ты сквозь землю
провалился». Расширенный вариант
директивы проявляется в «воспитательных»
беседах родителей на следующие
темы: «Сколько бед и сложностей
принес ребенок своим появлением
на свет», «Как тяжелы и ужасны были
роды», «Воспоминания о желании
прервать беременность». Посколь-ку в
каждой директиве есть скрытый смысл,
то смысл этой директивы состоит в желании
управлять ребенком через возбуждение
в нем постоянного чувства вины. Ребенок
может бессознательно принять решение,
что он источник всех возможных бед в жизни
родителей, что он их вечный должник. С
годами это иррациональное чувство возрастает.
Негативное влияние этой директивы состоит
в том, что невротическая вина разрушительна.
Семья как бы перекладывает на ребенка
ответственность за все жизненные проблемы.
В результате у ребенка возникают серьезные
эмоциональные проблемы. Он может выполнять
эту директиву следующим способом -- демонстрировать
хулиганское, провокационное поведение
вне дома. Ребенок специально нарывается
на наказание для уменьшения тотального
чувства вины. Реальное наказание служит
средством для разрядки эмоционального
напряжения ребенка, так как ему проще
чувствовать себя виноватым пе-ред родителями
за конкретное событие, а не за факт собственного
рождения. Более «мягким» вариантом этой
директивы может быть следующее послание:
«Не живи своей жизнью, а живи моей».
«Не будь ребенком». В бытовой
речи это может проявлять-ся, например,
следующим образом: «Тебе уже три года,
а ты ведешь себя как маленький», «Скорее
бы ты вырос» и т. п. Родители часто употребляют
высказывания, обесценивающие любые проявления
детскости, подчеркивая желательность
взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие
данную директиву, в будущем испытывают
трудности в общении с собственными детьми,
так как не способны к раскованному, игровому
поведению. Скрытый смысл такой директивы
связан с несформированной готовностью
родителей принять на себя ответственность
за воспитание ребенка. Это бывает характерно
для молодых инфантильных родителей.
«Нерасти». Такая директива
часто обращена к младшим или единственным
детям в семье. В бытовом языке она проявляется
в следующих высказываниях: «Не торопись
взрослеть», «Ты еще мала, чтобы краситься».
Подчеркивается прелесть раннего детства.
Такую директиву дают родители, которые
панически боятся сексуальной зрелости
своих детей (это может быть и боязнь «пустого
гнезда», в которое неизбежно превращается
семья при уходе взрослых детей). Скрытый
смысл этой директивы состоит в следующем:
«Только в случае, если ты останешься маленьким,
ты сможешь получать мою поддержку». Во
взрослой жизни эти дети затрудняются
создавать собственную семью, а если и
создают ее, то живут вместе с родителями.
Такая директива, безусловно принятая
ребенком, может влиять и на формирование
его физического облика. Ребенок начинает
отставать в росте от сверстников, демонстрируя
поведение, не соответствующее его возрасту.
«Не думай». В обыденной
жизни эта директива проявляется
в следующих фразах, обращенных к
ребенку: «Не бери в голову», «Не
умничай», «Не рассуждай, а делай».
В данной директиве содержится запрет
на рассуждения, на интеллектуальную деятельность.
Дети, выполняющие такую директиву,
во взрослом состоянии либо начинают
чувствовать «пустоту в голове»
при решении проблем, либо у них
начинает болеть голова, либо появляется
стремление «размыть» эти проблемы
при помощи развлечений, алкоголя и
наркотиков. Могут встречаться следующие
варианты данной директивы: «Не думай
о чем-то конкретном». В этом случае
родители стремятся оградить ребенка
от травмирующей ситуации. Поэтому
в будущем человек обучается
думать о чем угодно, только не о
своей проблеме. Скрытый смысл
такой директивы состо-ит в том, что
родители сами боятся решать какие-то
конкретные проблемы и передают детям
свой страх. Еще одной разновидностью
директивы: «Не думай» является следующее
послание родителей «Нечего рассуждать,
дави на чувство».
Чаще всего этот родительский
«посыл» обращен к девочке. Приняв
его, она начинает чувствовать себя
виноватой, если решает технические
задачи, принимает управленческие решения,
занимается политикой и т. п. У
таких женщин существует страх потерять
женственность в ситуациях, требующих
интеллектуального напряжения.
«Не чувствуй». Эта директива
предполагает запрет на проявление эмоций
в целом либо запрет на какие-либо
конкретные чувства (например, агрессию,
страх). Заблокированные эмоции не исчезают,
а проецируются на объекты, которые
доступны. Взрослые, которые получали
в детстве такую директиву, испытывают
затруднения в проявлении чувств
по отношению к сексуальному партнеру
в семейной жизни. Вариантом данной
директивы может быть родительский
запрет на «физические ощущения». Ребенка
как бы приучают не доверять своим
ощущениям, сигналам тела. (Например, родители
приучают его игнорировать свои пищевые
потребности, заставляя, есть не тогда,
когда хочется, а в соответствии
с внешними режимными правилами.)
Во взрослой жизни такие люди часто
страдают психосоматическими заболеваниями
(например, ожирением, так как утрачивают
контакт с чувством насыщения).
«Не достигай успеха». Такая
директива передается в ходе воспитательных
рассказов по типу: «Сами мы университетов
не кончали», «У тебя ничего не получится».
Родителя высмеивают планы и идеи
ребенка. В итоге у него снижается
самооценка («У меня ничего не получится»).
Скрытый смысл директивы связан
с наличием у родителей бессознательной
зависти к успехам детей. Во взрослой
жизни эти дети могут стать
трудолюбивыми и старательными
людьми, но их будто преследует злой
рок (например, при завершении ответственного
проекта вдруг возникает некое
обстоятельство или причина, разрушающие
успешное начинание). «Честно» выпол-няя
полученную директиву, такой человек,
пугаясь успеха, бессознательно «находит»
многочисленные способы навредить делу,
опаздывает на важную встречу, случайно
проливает чернила на чертежи, попадает
в больницу и т. п.
«Не будь лидером». Получая
такую директиву, ребенок часто
слышит подобные слова: «не высовывайся»,
«не выделяйся», «будь как все».
Родители обеспокоены чувством зависти
других людей по отношению к их
ребенку. Исходя из таких побуждений,
они и охраняют детей. Став взрослыми,
эти дети всегда ходят в подчинении,
отказываются от карьеры, не стре-мятся
доминировать в семье.
«Не принадлежи никому, кроме
меня». Такую директиву передают
родители, имеющие проблемы в общении.
Они видят в ребенке единственного
друга. Родители всячески подчеркивают
исключительность их взаимоотношений,
непохо-жесть их семьи на другие семьи.
С возрастом самооценка такого ребенка
может быть адекватной, но он в любой группе
будет чувствовать себя одиночкой, испытывая
большие затруднения в ситуациях, предполагающих
слияние с группой. В результате человек
везде чувствует себя «не как все», кроме
как в родительской семье.
«Не будь близким». Скрытый
смысл данной директивы, передаваемой
матерью ребенку, состоит в следующем
посыле: «Любая близость опасна, если это
близость не со мной». В отличие от
предыдущей директивы, она касается
запрета на контакт с близким человеком,
а не с группой. Во взрослой жизни такой
человек будет испытывать трудности в
сексуальной сфере, бояться близости с
другим человеком.
«Не делай». Взрослый передает
ребенку послание, смысл которого
сводится к следующему: «Ничего не
делай сам -- это опасно. За тебя все
буду делать я». При такой директиве активность
и инициатива ребенка практически полностью
блокируются. Став взрослым, человек начинает
испытывать мучительные трудности в начале
каждого дела. Он постоянно откладывает
важные дела на «потом». Фактически люди
не догадываются, что выполняют таким
образам родительскую директиву.
«Не будь собой». Такая директива
может, например, базироваться на непринятии
родителями пола ребенка. В высказываниях,
обращенных к ребенку, и способах
общения с ним, подчеркивается значимость
черт, которые не свойственны этому
полу. Поскольку соответствующие
его полу черты отрицаются, ребенок
начинает вести себя в соответствии
с ожидани-ями, чтобы получить родительскую
любовь. В итоге у него могут быть проблемы
с формированием половой идентичности,
а также трудности в контактах с противоположным
полом. Данная директива может проявляться
в виде указания на то, что ребенок должен
быть похож на какого-то другого. Например:
«Твой друг это может, а ты -- нет, делай
как он». Скрытый смысл директивы состоит
в следующем: родители хотят манипулировать
ребенком, заставляя его стремиться к
недостижимому идеалу. Став взрослым,
такой человек постоянно собой недоволен
и считает это недовольство моральной
добродетелью, а также может испытывать
зависть по отношению к другим.
«Не чувствуй себя хорошо».
В этой директиве передается запрет
на хорошее здоровье. Мать может
говорить другим в присутствии ребенка:
«Он у меня хоть и слабенький,
но сделал...». Ребенок приучает себя
к мысли, что болезнь привлекает
к себе внимание, плохое самочувствие
повышает ценность самого действия, то
есть болезнь добавляет уважение
и вызывает большее одобрение. Таким
образом, ребенок в будущем получает
разре-шение на то, чтобы иметь выгоды
от своего заболевания. Поэтому в будущем
этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы
получать внимание от окружающих, либо
симулирует болезнь для манипулирования
другими людьми. Оставаясь здоровым, такой
человек будет страдать ипохондрией.
Вероятнее всего, когда-то эти
директивы имели положительное
назначение, являясь концентрированным
опытом выживания нескольких поколений
семьи в реальных исторических условиях.
Историческая ситуация изменилась, но
директивы как некое инертное
знание все еще передаются следующему
поколению.