Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Объект исследования - детско-родительские отношения. Предмет исследования - детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника. Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений. 2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника. 3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях. 4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3 Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6 1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6 1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17 1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48 2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48 2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80
21. Зверева О.Л., Ганичева
А.Н. Семейная педагогика и
домашнее воспитание.- М.: Проспект,
1999.- с.308.
22. Зиновьева М.В. Взаимосвязь
детско-родительских отношений и
ненормативного поведения детей
дошкольного возраста // Психологическая
наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
23. Керш П.К. Семейный контекст:
удовлетворённость супружеством, родительский
стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы
психологии.- 1990.- №1.- с.103-109.
24. Кошкарова Т.А. Психологический
анализ проблем детско-родительских отношений
// Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
25. Кулакова Е. Изучение
эмоционального самочувствия дошкольника
в семье // Обруч.- 1999.- №5.- с.11-13.
26. Лисина М.И. Общение, личность
и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
27. Матуля Г.Я. Влияние социальных
факторов на формирование психолого-педагогической
культуры молодой семьи.- Минск:,1990.
28. Марковская И.М. Опросник
для изучения взаимодействия родителей
с детьми // Журнал практического психолога.-
1998.- №3.- с.51-5
29. Монахова А.Ю. Психолог и семья:
активные методы взаимодействия.- Ярославль:
, 2002..
30. Москаленко В.Д. Ребёнок в
«алкогольной» семье: психологический
портрет // Вопросы психологии.- 1991.- №4.-
с.72.
31. Овчарова Р.В. Психологическое
сопровождение родительства.- М.: Изд-во
института психотерапии, 2003.- 240с.
32. Панфилова М.А. Тест
для родителей // Обруч.- 2000.- №3.- с.12.
33. Петрова Е.Ю. Для чего
дети «едят» своих родителей,
а родители «едят» своих детей
// Журнал практического психолога.-
1997.- №1.- с.77-82.
34. Петровский В.А., Полевая
М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских
отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.-
с.19-26.
35. Пископпель А.А. Природа человека
в концепции А Маслоу // Вопросы психологии.
-1999.- № 2. - с. 76-81.
36. Психология семейных
отношений с основами семейного
консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.-
М.: ,2002.- 322с.
37. Психология / Под ред. А.А.
Крылова.- М.: Проспект, 1999.- 584с.
38. Прохоров А.О., Велиева
С.В. Психические состояния детей дошкольного
возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.-
с.56-66.
39. Пухова Т.И. Развитие представлений
о семейных отношениях у детей // Вопросы
психологии.- 1996.- №2.- с.14-18.
40. Разумова А.В. Стили семейного
воспитания и восприятие родителями своих
детей // Вестник Московского университета.-
2000.- №1.- с.88-93.
41. Ричардсон Р.У. Силы
семейных уз.- СПб , 1994.
42. Родители и дети: психология
взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной
и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.-
230с.
43. Рождественская Н.А.
Негармоничные стили семейного
воспитания и восприятия родителями
своих детей // Вестник Московского
университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
44. Сатир В. Вы и ваша
семья. Руководство по личностному
росту.- М., 2000.
45. Самсонова Е.В. Влияние
семейных отношений на общение
детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками // Психолог в
детском саду.- 2003.- №3.- с.89-109.
46. Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика
ребёнка: за и против // Вопросы психологии.-
2000.- №3.- с.14-18.
47. Семья. Книга для
чтения 1 и 2. / Сост И.С. Андреева, А.В.
Гулыга.- М.: Политиздат, 1990.- 346с.
48. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая
коррекция детско-родительских отношений.
М., 2001.- 118с.
49. Слободская Т.П. Темперамент
в раннем возрасте: родительские оценки
поведения детей // Вопросы психологии.-
1994.-№6.- с.5-12.
50. Скрипкина Т. П., Гулъянц
Э. К. Психологическая служба в детских
дошкольных учреждениях разных типов.-
Ростов-на-Дону, 1993.
51. Смирнова Е.О., Соколова
М.В. Динамика родительского отношения
в онтогенезе ребёнка // Психолог
в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
52. Смирнова Е.О., Быкова
М.В. Опыт исследования структуры
и динамики родительского отношения
// Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.3- 9.
53. Столин В.В., Соколова Е.Т.,
Варга А.Я. Психология развития ребёнка
и взаимоотношений родителей и детей как
теоретическая основа консультационной
практики // Семья в психологической консультации:
Опыт и проблемы психологического консультирования
/ Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1989.-
№3.- с.16-37.
54. Флэйк - Хобсон К., Робинсон
Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений
с окружающими.- М.: , 1998.
55. Фридман Л.М. Психология
детей и подростков: справочник
для учителей и воспитателей.-
М.: Изд-во Института Психотерапии,
2003.- 480с.
56. Фридман И.К. О контакте
родителей с детьми // Вопросы
психологии.- 1990.- №1.- с.93-99.
57. Хрестоматия по детской
психологии. Учебное пособие для
студентов: сост. И ред. Г.В.
Бурменская.- М.: Институт практической
психологии, 1996.- 264с.
58. Шапиро А.З. Психолого
- гуманистические проблемы позитивно-негативных
внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.-
1994.- №4.- с.45-46.