Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений.
2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника.
3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6
1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17
1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48
2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48
2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 111.46 Кб (Скачать)

Негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень родительской рефлексии. Низкий уровень родительской рефлексии не позволяет адекватно  оценить ситуацию и действовать  с учетом возрастных и личностных черт ребенка. Родители в силу характерологических особенностей реализуют в конфликтной ситуации один и тот же сценарий. Нередко такие родители обращаются с ребёнком по принципу «двойной связи». Так, родитель дает указания ребенку что-то делать или не делать под страхом наказания. Одновременно от родителя поступает второе указание на другом коммуникативном уровне, по смыслу противоположное первому. Например, ребенку объясняют, что очень важно выражать свои чувства открыто и искренно. Одновременно с этим родители демонстративно показывают, что «милые люди» ведут себя сдержанно ни когда не сердятся. Ребенок в этом случае дезориентирован, такое поведение родителей вызывает у него панику. Он полон тревоги, так как не понимает источника такой путаницы, постоянно ожидает наказания, осуждения. В конце концов ребенок аутизируется, происходит снижение его контактности с окружающими.

Отсутствие гибкости суждений наблюдается у излишне принципиальных, сверхрациональных, требовательных родителей. У матерей, дети которых больны неврозами, ситуативность сочетается с по-дозрительностью, нетерпимостью, упрямством, ригидностью мышления, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле и в общении с окружающими людьми, хронические межличностные конфликты. Таких матерей отличает большая робость, осторожность в контактах с людьми [15, с.209].

Эгоцентричность родителя. Любое нарушение детско-родительских отношений обусловлено тем, что точкой отсчета в диаде «родитель--ребенок» является, прежде всего, сам родитель. Комплексы, особенности, желания родителя первичны и определяют его поведение. Даже воспитание ребенка по типу «кумир семьи» может быть обусловлено не реализованной в детстве потребностью родителя во внимании. Здесь могут действовать по крайней мере две формулы поведения родителей; «У меня не было -- у ребенка будет», «Даю себя в обмен на тебя». Неблагоприятные последствия, к которым может привести данный тип воспитания, родителями не учитываются.

Говорить о гипопротекции -- значит говорить о наивысшей форме эгоистического отношения к воспитанию детей. При данном типе воспитания реализуются только родительские интересы. Центрация на себе, на своих собственных проблемах, часто неосознанная, мешает формированию правильного родительского отношения. Однако отдельная личностная характеристика не определяет какого-то конкретного стиля родительского отношения: в одном случае родитель может открыто демонстрировать эмоциональное отвержение ребенка, который не соответствует идеальному родительскому образцу, в другом -- сработает механизм защиты и эмоциональное отвержение обернется гиперопекой или гиперпротекцией.

Внутренняя потребность  ребёнка общения с родителями проявляется в том, что дошкольник в своем поведении среди сверстников  копирует движения, поведение, ценностные оценки и формы сознания, свойственные его родителям. Ребенок подражает  данной модели поведения и тем  самым воспроизводит образ родителей. Такое подражание часто называют отождествлением - ребенок как бы воссоздает в себе образ родителей [45, с.103].

Конфликность ребёнка с родителями имеет возрастные особенности. Так, у дошкольника наиболее частым содержанием межличностных конфликтов со взрослым становится сниженная самооценка, блокирующая его активность. А также причиной увеличения числа конфликтов в общении родителей с детьми могут быть кризисы нормального развития трех и семи лет; неадекватный тип воспитания в семье. Ребенок ожидает от взрослых признания своей независимости, самостоятельности, хочет, чтобы его мнения спросили, посоветовались с ним. Поведение определяется не только отношением ко взрослому, но и к себе[45, с.104].

Среди причин непонимания  родителями своих детей можно  назвать неумение выделить мотивы поведения. В семьях, где взрослые примут требования детской самостоятельности, ребенок  выйдет из кризиса обогащенным, он будет  по-новому сравнивать себя с другими  людьми, испытает удовлетворение от нового, прекрасного чувства "Я сам". Но если реакция взрослых сосредоточена  на том, чтобы "сломать" детское  упрямство, силовыми приемами "прекратить капризы раз и навсегда", неизбежно  возникнут приемы психологической  защиты. Ребёнок научится скрывать свои чувства, сумеет как бы притуплять переживания по поводу отрицательных оценок старших, перестанет "слышать" замечания и укоры. Вместо открытости будут проявляться замкнутость, угрюмость. Поэтому, когда родители считают ребенка упрямым, это есть проявление чувства собственного достоинства; родители думают, что он не хочет, а он не может или не умеет и не хочет по каким-то причинам признаться в этом.

Американский психолог Р. Дрейкурс выделяет четыре наиболее существенные причины нарушения дисциплины: ребенок хочет обратить на себя внимание; не хочет подчиняться взрослым, хочет одержать верх над ними; мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен; демонстративно показывает, что он ни на что не способен и пусть его оставят в покое [54, с. 27]

Если у мамы сложилась  установка на своего ребенка как  на болезненное, нуждающееся в постоянной и неусыпной заботе существо, она  будет формировать в нем изнеженность, мнительность, боязливость.

Одна из самых распространенных причин детской тревоги - чрезмерно  высокие и жесткие требования родителей, не учитывающих способностей ребенка, уровня его притязаний, направленности интересов. У детей имеются представления  о том, какие формы поведения  ожидают от них близкие люди, какова будет реакция на обычные или  необычные поступки, чего можно ожидать  от самих взрослых по отношению к  себе - одобрения или же, наоборот, порицания, недовольства, наказания. В  семьях со строгими, холодными отношениями, где мало уделяется внимания личностному  общению, при котором между ребенком н взрослым возникает тесный двусторонний контакт, дети проявляют тревожные или неопределенные ожидания.

Выделяют уверенно-оптимистические  ожидания ребенка как переживание  им возможного успеха, похвалы, одобрения  со стороны близких взрослых и  тревожно-пессимистические, которые  связаны с чувством незащищенности, страха в связи с прогнозируемым им отрицательным отношением взрослого. Личностные ожидания - это результат  общения взрослых и детей в  семье. Отрицательные тревожно-пессимистические ожидания ребенка представляют собой  серьезный "психологический барьер" между взрослыми и детьми, они  могут спровоцировать упрямство, нежелание  подчиниться требованиям взрослых, неуверенность, и тревожность. Такого рода ожидания появляются у ребенка  вследствие частых размолвок родителей  или недооценки ими личностного  общения с ребенком, при котором  он был бы объектом доброжелательного  и в то же время требовательного  оценочного отношения[49, с.12 ].

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к  окружающему миру к отношениям, которые  строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В  общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первоначальную ориентацию ребенка в сложной структуре личностных свойств человека. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание[54, с.117].

Б.Г. Ананьев выделял в  генезе самосознания формирование самооценки[55, с.23]. Адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной  деятельностью родителей, а также  воспитателей в связи с выполнением  правил поведения детей в группе, в различных видах деятельности (игры, дежурство, занятия). Следует  заметить, что влияние оценок родителей  на самооценку дошкольника зависит  от понимания ребенком компетентности матери и отца и стиля воспитания, от характера взаимоотношений в  семье. Дети принимают и усваивают  оценки того родителя, который для  них является значимым лицом и  носителем эталонов поведения.

Старший дошкольник по-прежнему нуждается в поощрении и одобрении  родителей, его уже гораздо больше волнует оценка не конкретных умений, а его личности в целом. В 6-7 лет  ребёнку важно понять сущность требований взрослого и утвердиться в  своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного возраста хотят разговаривать  не только на познавательные темы, но и  на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение ребёнка. Знания о себе и своей состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том же качеств.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под  влиянием эмоционального опыта общения  с родителями и их оценочных воздействий  переживания детей приобретают  разную эмоциональную направленность. Так, например, в семьях, где ребенка  за каждую провинность строго наказывают или родители ведут себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности [30, с.63].

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать -- это любовь и независимость. С точки зрения М.И. Лисиной взаимоотношения между детьми и родителями являются психологическим продуктом их общения (см. приложение 4).

Родительская любовь и  уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией  его эмоционального благополучия, телесного  и душевного здоровья: «Только  любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности  зависит от его возраста и мотивов  воспитания [ 42, с.202 ].

Изучив теоретическую  литературу по проблеме детско-родительских отношений, можно сделать следующие  выводы:

1. Дошкольный возраст  является начальным этапом становления  субъекта познавательной и практической  деятельности. Этот период жизни  является чрезвычайно важным  с точки зрения генеза и  формирования социальных форм  психики и нравственного поведения  у ребёнка.

2. Семья важна для каждого  ребёнка. Функции, которые выполняет  семья по отношению к ребёнку,  многообразны: воспитательная, эмоциональная,  сфера первичного социального  опыта и контроля, сфера духовного  общения, социально-статусная, досуговая, хозяйственно-бытовая и экономическая.

3. Стили детско-родительских  отношений при взаимодействии - сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество и стили родительского воспитания - авторитарный, авторитетный, попустительский.

4. При дисгармонии внутрисемейных  отношений выделяются патогенные  особенности личности родителя, влияющего на развитие личности  ребёнка - низкий уровень самоконтроля, негибкость мышления, ригидность  поведения, низкий уровень рефлексии,  дезинтеграция, эгоцентричность родителя.

5. Формирование личности  ребёнка в семье определяется  ещё и родительскими директивами,  помимо типа отношения родителей  и типа воспитания.

6. Негативные стили семейного  воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция.

Глава 2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника

2.1. Методы и организация исследования

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик: методику «Родительское сочинение», автор В.В. Столин, адаптация А.И. Тащевой в качестве, как основного, так и вспомогательного инструментария изучения характера детско-родительских отношений и особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя), а также опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку, игра-тест «Почта» модификация теста Е. Антони и Е. Бине для выявления отношения ребёнка к своему окружению. Также нами был применён метод Р.М. Геворкян для оценки волевых качеств личности ребёнка и проективный тест «Лесенка» С.Г. Якобсон и В.Г. Щур для диагностика самооценки и уровня притязаний дошкольника.

Информация о работе Детско-родительские отношения