Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений.
2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника.
3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6
1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17
1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48
2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48
2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 111.46 Кб (Скачать)

Родительские представления  о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания  того, как семья формирует социо-культурное окружение, в котором развивается ребёнок [42, с.51].

Структура отношений, как  отмечает Г.А. Широкова с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, - это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения [59, с.159].

Теоретически это положение  подтверждается идеей Д.Б. Эльконина о том, что замещение впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию недостающим в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании [56, с.98].

Педагоги и психологи  рассматривают благополучие ребенка  в семье, как одну из важнейших  функций семьи - создание условий  для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает  семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье  и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного  мышления иначе воспринимают и оце-нивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей (см. приложение 2).

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение[25, с.84]. Семья создает для ребенка  определенные модели социального поведения (см. приложение 3). Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

К 6 годам завершается  для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи  на дошкольника проявляется в  заложенных необходимых умениях  и навыках, человеческих начал в  формирующейся личности ребенка. Это  означает, что дети 6 лет:

1) естественно проходят  фазы своего развития и решают  закономерные возрастные проблемы;

2) испытывают чувства  привязанности, нежности и любви  в ответ на аналогичные чувства  родителей;

3) реализуют свою потребность  в авторитете и уважении, понимании  со стороны близких и значимых  для них лиц;

4) обладают устойчивым  чувством «Я», уверенностью в  себе, адекватной самооценкой, в  том числе уровнем притязаний  и возможностей;

5) способны к сопереживанию;

6) не проявляют выраженных  чувств ревности и зависти  при наличии ведущего чувства  доброжелательности к людям;

7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка -- результат положительного влияния семьи на его личностное развитие, итог разумного воспитания и любви к детям [22, с.35 ].

Как показывают данные исследова-ний, начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5 -- 7 лет. Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

В системе «ребенок-родитель», основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье  могут быть в дошкольном возрасте для ребенка (3 -- 7 лет): характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие; способность  к игре; уровень внушаемости; тенденции  развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности  к игре; реакции на принятые нормы  поведения; характер проявления детской ответственности и т.п;[ 17, с.106 ]

Показателем в оценке родителя: мотивация воспитания; уровень родительских знания об особенностях этого возрастного  периода; умение формировать целевые  и смысловые установки; понимание  особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных  отклонений для этого периода  и т. п. Таким образом, доступность  родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие  условия их реализации и коррекции, а значит, устранения возникающих  проблем в жизнедеятельности  семьи.

В исследовании Е.Т. Соколовой  основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании  анализа взаимодействия матери и  ребенка при совместном решении  задач: сотрудничество псевдосотрудничество; изоляция; соперничество [51, с.103 ].

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности  ребенка учитываются, ему дают право  «на автономию». Помощь оказывается  в сложных ситуациях, требующих  участия взрослого. Варианты решения  той или иной возникшей в семье  проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по-спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью  отсутствует кооперация и объединение  усилий, инициативы друг друга отклоняются  и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества  характерна конкуренция при отстаивании  собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда  при выработке совместного решения  принимаются как предложения  взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к  взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности[ 51, с.105 ].

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие  «роли». Роль ребенка в системе  семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным  образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских  отношений. При этом ребенок выступает  в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить  свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок  занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в  семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую  ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли [54, с.85 ].

«Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые  черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка  может проявляться агрессивное  поведение в результате того, что  он не понимают, почему мир не принимает  его так, как собственная семья.

«Козел отпущения». Ребенок  используется членами семьи для  выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется  личность тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного  ребенка семья контактирует с  внешним миром, предъявляя себя социуму  как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают  воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тре-вога за возможные ошибки и т. д.).

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания -- демократический и контролирующий[1, с.62]. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Демократический опирается на потребности ребёнка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребёнку родители используют внушение и убеждение. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания малыша.

В частности, рядом авторов  подчеркивается, что нарушение системы  семейного воспитания, дисгармония  отношений «мать--дитя» является основным патогенетическим факто-ром, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями[ 60, с.21 ].

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка  во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно, например, ребенок часто слышит от родителей  грубые фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто -- в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения  могут проявляться явно: в виде побоев -- или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические  расстройства ребенка. В.И. Гарбузов, отмечая  решающую роль воспитательных воздействий  в формировании характерологических  особенностей ребенка, выделил три  типа неправильного воспитания [7, с.53].

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) -- неприятие  индивидуальных особеннностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) -- культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и  детско-родительские отношения так  или иначе связаны с анализом семейной структуры [2, с.11]. Обратимся  к исследованию Э. Арутюнянц, по ее мнению, в традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений среди  одарённых детей[9, с.86]. Существуют разнообразные  основания для классификации  отношений между родителя-ми и детьми. В отношении стилей взаимоотношений, свойственных семьям, где воспитываются одаренные дети, выделено два направления исследований. В одном случае рассматривается стиль предъявления требований к детям: императивный и инструктивный (Р. Хесс, В. Шипман). Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития одаренной личности. Р. Хесс и В. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для императивного стиля типичны однозначные команды, вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т. д. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний. Их отношения основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребенка.

Информация о работе Детско-родительские отношения