Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

3. Был проведен статистический  анализ различий в детско-родительских отношениях подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению при помощи U-критерия Манна-Уитни.

Были установлены статистически  значимые различия по шкале «Принятие-отвержение»  у родителей подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению; обнаружены статистически значимые различия по шкале «Кооперация»; обнаружены статистически значимые различия по шкале «Маленький неудачник».

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в проводимом исследовании подтвердилась: существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению, а именно, родители подростков, несклонных к отклоняющемуся  поведению более способны принимать своих детей. Для них более характерен тип отношений с детьми «Кооперация». А для родителей, подростков склонных к отклоняющемуся поведению, более характерен такой тип отношений как «Маленький неудачник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом нами было подготовлено и проведено исследование детско-родительских отношений у  подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Был проведен теоретический  анализ по данной проблеме.

Детско-родительские отношения  – это система разнообразных  чувств родителей по отношению к  ребенку, а также ребенка по отношению  к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и  поступков друг друга.  По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Во многих описаниях отношения  и поведения родителей, скрыто или  явно присутствует указание на особенности  личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного  элемента для ребенка. Разнообразие родительского поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

 Среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. По Л. С. Выготскому, поведение определяется воспитанием, а воспитание, в свою очередь, той общественной средой, в которой формируется личность. А. В. И. С. Кон более широко рассматривает проблему девиантного поведения, считая, что помимо социальных факторов на его возникновение влияют также возможные психические отклонения, нестабильность Я-концепции, а также индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.

Было подготовлено и проведено  эмпирическое исследование детско-родительских отношений у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся  поведению. В исследовании была выдвинута  гипотеза о том, что: существуют различия в детско-родительских отношениях у  подростков склонных и несклонных к  отклоняющемуся поведению

В исследовании принимали  участие 34 родителя школьников 8-9 классов  СШ №91 г. Минска, из них 18 родителей  школьников, несклонных к отклоняющемуся поведению и 16 родителей школьников склонных к отклоняющемуся поведению.

При помощи теста-опросника  «Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)» были выявлены типы родительского отношения родителей к их детям.

 При эмпирическом изучении детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению было установлено следующее: для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению,  более характерно принятие своих детей, чем для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению; у родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению более характерны со своими детьми такие типы взаимоотношений как «Кооперация и, «Авторитарная гиперсоциализация»;  отношения типа «симбиоз» и «маленький неудчаник» более складываются у родителей и девиантных подростков; для обеих выборок по всем шкалам наиболее всего были характерны средние показатели.

Был проведен статистический анализ различий в детско-родительских отношениях подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению при помощи U-критерия Манна-Уитни.

Были установлены статистически  значимые различия по шкале «Принятие-отвержение»  у родителей подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению; обнаружены статистически значимые различия по шкале «Кооперация»; обнаружены статистически значимые различия по шкале «Маленький неудачник».

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в проводимом исследовании подтвердилась: существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению, а именно, родители подростков, несклонных к отклоняющемуся  поведению более способны принимать своих детей. Для них более характерен тип отношений с детьми «Кооперация». А для родителей, подростков склонных к отклоняющемуся поведению, более характерен такой тип отношений как «Маленький неудачник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: 2000. – 624 с.
  2. Акатова,  Н. С. Проблемы устойчивости личности в негативной среде. В сб. : Психология личности в трудной ситуации / Н. С. Аскатова. - М.: МГУС СТИ, 2002. - 445 с.
  3. Акатова, Н. С. Профилактика злоупотребления алкоголя в учебных заведениях. В сб.: Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах / Н. С. Акатова. - М.: МГУС СТИ, 2002. – 544 с
  4. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства,  алкоголизма  и  наркомании  среди     молодежи / Л. Н. Анисимов. - Москва, «Юридическая литература», 1988.- 342 с.
  5. Бабанян, Э.А.Профилактика алкоголизма / Э. А. Бабаян, М. Д. Пятов. – Москва:  «Медицина», 1981. – 240 с.
  6. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. - М.:Семья и школа, 1995. – 430 с.
  7. Баринова, И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка / И. Г. Баринова // Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182.
  8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Проспект, 1995. – 324 с.
  9. Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Психология. –  1995. - №14. – С. 55-65.
  10. Горьковая, И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков / И. А. Горьковская. – М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1994, с.47-54.
  11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. М.: Академия, 2004. – 563 с.
  12. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  13. Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) уч. Пос. для студ. Высшего уч. Зав. / Е.В. Змановская. –  М.: издательский центр «Академия», 2004 – 288 с.
  14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 340 с.
  15. Кондрашенко,  В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Мн. : Выш. шк., 1986. – 200 с.
  16. Лебедев, Б.А. Алкоголь и семья / Б. А. Лебедев. – Ленинград:  «Медицина»,  1986.. – 180 с.
  17. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. - М.: Медицина, 1985. - 416с.
  18. Лютова, Е.К. Эффективное взаимодействие с детьми / Е. К. Любтова, Г.Б. Монина. – СПб: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. – 422 с.
  19. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  20. Масагутов, Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков / Р. М. Масагутов // Вопросы психологии. – 2003 г. – № 3. – С. 46-54.
  21. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения / Ю. П. Платонов. – СПб.:Питер, 2006, – 464 с.
  22. Прохорова, О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье / О. Г. Прохорова. – СПб: КАРО, 2007, – 160 с.
  23. Рахматшаева, В. Грамматика общения / В. Рахматшева. - М.: Семья и школа, 1995. - 376 с.
  24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. 496 с.
  25. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. - №1. – С. 63-74.
  26. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1993. - №1. -  С. 53-59.
  27. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М.: Просвещение, 2001, Т.2.- С.144-152.
  28. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. - М.: Мысль, 1997. – 320 с.
  29. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.
  30. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика диагностики  родительского отношения (А.Я.Варга  и В.В.Столин)

 Назначение  методики

 Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) представляет  собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц,  обращающихся за психологической  помощью по вопросам воспитания  детей и общения с ними.

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом  знать все, что думает мой  ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что  поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они  его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку  чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто  неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребенку  приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду  по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые,  кроме презрения, ничего не  стоят.

15. Для своего возраста  мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает  в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно  научить хорошим манерам при  всем старании.

19. Ребенка следует держать  в жестких рамках, тогда из  него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

21. Я принимаю участие  в своем ребенке.

22. К моему ребенку  "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успеха в жизни.

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немного стыдно, что мой ребенок  не такой умный и способный,  как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и  по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время.

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок растет  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя  на враждебном отношении к  ребенку.

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг всего  того, что мне не удалось в  жизни.

31. Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных  решений следует учитывать мнение  ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком  я часто могу признать, что  он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что  родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку  дружеские чувства.

39. Основная причина капризов  моего ребенка - эгоизм, упрямство  и лень.

40. Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

41. Самое главное, чтобы  у ребенка было спокойное и  беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется,  что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  своего ребенка.

44. Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения  своего ребенка.

46. Мой ребенок часто  раздражает меня.

47. Воспитание ребенка  - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание  дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется,  что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше  недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы  своего ребенка.

 "Ключ" к опроснику

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности  поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

 Порядок подсчета тестовых  баллов

 При подсчете тестовых  баллов по всем шкалам учитывается  ответ "верно".

 Высокий тестовый балл  по соответствующим шкалам интерпретируется  как:

 — отвержение,

 — социальная желательность,

 —симбиоз,

 — гиперсоциализация,

 — инфантилизация (инвалидизация).

Опросник состоит из 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.  Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребенок таким,  какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить  много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.  На другом полюсе шкалы: родитель  воспринимает своего ребенка  плохим, неприспособленным, неудачливым.  Ему кажется, что ребенок не  добьется успеха в жизни из-за  низких способностей, небольшого  ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта  шкала раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах  ребенка, старается во всем  помочь ребенку, сочувствует ему.  Родитель высоко оценивает интеллектуальные  и творческие способности ребенка,  испытывает чувство гордости  за него. Он поощряет инициативу  и самостоятельность ребенка,  старается быть с ним на  равных. Родитель доверяет ребенку,  старается встать на его точку  зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим  отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так  - родитель ощущает себя с ребенком  единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить  его от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок  ему кажется маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться  в силу обстоятельств, так как  по своей воле родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности  никогда.

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению