Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

лаОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ  И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В  ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8

1.1 Определение детско-родительских  отношений…………………………...8

1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16

1.3. Личностная характеристика  подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30

2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У  ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ  К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32

2.1. Организация и методика исследования…………………………………32

2.2. Эмпирическое изучение  детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34

2.3. Выявление различий  в детско-родительских отношений  у подростков, склонных  несклонных  к отклоняющемуся поведению……………………..45

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено  изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.

Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка  на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической  литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним  из основных факторов, формирующих  характер ребенка и особенности  его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина  и других, родительские отношения  – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

В отечественной литературе наблюдается несколько подходов к изучению проблемы девиантности. Первый из них нацелен на то, чтобы  вооружить педагогов необходимыми приемами работы с "трудными" подростками (А.С. Белкин, В.Т.  Кондрашенко, И.Ф.  Мягков, Ю.З.  Гассуль, С.И.   Подмазин и др.). Второй подход характеризуется  большей углубленностью в изучении психосоциальных причин его формирования (Б.И.  Алмазов, И.С.  Кон, И.А Невский, П.П. Харченко и др.). Третья группа исследователей рассматривает психиатрический  аспект девиантности (А.Е.  Личко, Э.Г.  Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.).

В данном исследовании выдвигается  гипотеза о том, что существуют различия в детско-родительских отношениях у  подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Для того чтобы проверить  выдвинутую гипотезу в исследовании проводится теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, а так же эмпирическое исследование детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность:   На сегодняшний  день остро стоит проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Несмотря на множество исследований в данной сфере, данная проблема остается недостаточно решенной и неизученной. Несомненно важнейшую роль в формировании личности подростка отказывает его семья и его родители. В данной работе мы рассматриваем проблему детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.

 Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским, В.Н. Мясищевым, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозовым, С.Л. Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями. В ряде исследований раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас), выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и другие), анализируются данные о нарушениях в отношениях между родителями и детьми (М.И. Буянов, А.И. Захаров и другие) и их последствия.

Проблемой отклоняющегося поведения  в подростковом возрасте рассматривалась  рядом отечественных исследователей в рамках деятельностного подхода (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). Значительный вклад в исследование подростковой девиантолгии был внесен И.С. Коном, А.В. Петровски м. Проблема социализации подростка рассматривалась В.С. Мухиной. Огромное значение в изучении отклонений в поведении подростком сыграли работы зарубежных исследователей К. Леонгарда и С. Шмишека (А.Е. Личко – в отечественной психологии) .

Цель: Изучить детско-родительские отношения у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
  2. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
  3. Установить различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Объект: отклоняющееся поведение в подростковом возрасте

Предмет:

Детско-родительские отношения  у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Гипотеза:

Существуют различия в  детско-родительских отношениях у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Методологическая  основа: Фундаментальные исследования в области психологии развития Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Л.И. Божович. Типы родительских отношений по классификации А. Я. Варга и В.В. Столина: принятие-отвержение, кооперация-разделение, симбиоз, контроль, инфантилизация.

Методы:

1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование  и др.)

2. Метод сбора эмпирических  данных – психологическое тестирование: Методика диагностики родительского  отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)

3. Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни)

4. Методы интерпретации

Научная новизна: Данная работа расширяет и углубляет имеющиеся знания по проблеме детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению. В данном исследовании устанавливается наличие различий в детско-родительских отношениях подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.

Практическая  значимость:  результаты данного исследования могут быть использованы психологами-практиками, педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями при консультационной, психокоррекционной, психопрофилактической и психотерапевтической работе с девиантными подростками и их родителями.

Эмпирическая  база исследования: СШ №91 г. Минска 16 родителей подростков склонных к девиантному поведению и 18 родителей подростков, несклонных к девиантному поведению.

Структура и объем  работы:  введение, общая характеристика, 2 главы, сопровождаемые выводами, заключение, список используемых источников, 3 приложения. Объем работы: 50 страниц. В работе 8 таблиц и 5 рисунков.

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ  ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Определение детско-родительских отношений

 

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения  в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между  детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала  теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности  является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное  и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает  себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная  взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое  дает чувство защищенности и безопасности [11].

В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка  к исследованию его поведения, которое  чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается  уже не как отношение, а как  стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., (1998), отмечают положительную  корреляцию между "надежным" типом  привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в  детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость  стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности  к матери [30].

Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

В последнее время одним  из наиболее распространенных направлений  исследования ДРО становятся кросскультурные  и гендерные исследования. Проведенные  исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка  соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel (1998, показали, что матерям  в большей степени свойственен  авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям  мальчика, авторитетный - родителям  девочки [28].

Согласно гипотезе, специфика  родительского отношения заключается  в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к  ребенку. С одной стороны, это  безусловная любовь и глубинная  связь, с другой - это объективное  оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных  начал характерно не только для родительского  отношения, но и для межличностных  отношений вообще.

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения  заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

Детско-родительские отношения  – «это система разнообразных  чувств родителей по отношению к  ребенку, а также ребенка по отношению  к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [18].

Конфликт (проблема отцов  и детей) между поколениями вполне нормален и неизбежен, т. к. причина  тому различие поколения. И эта различие не несет ни зла, ни добра, и, следовательно, не могут быть абсолютно гармоничными. Весь вопрос, в какой форме проходит этот конфликт. Благоприятным исходом для семей будет умно взвешенные отношения, в основе которых будет разделение каждого члена друг от друга в систему, где у каждого будет свое место роль и направления. По мнению автора, негативный исход возможен, если, в семье будут преобладать раздражительность, авторитарность, неспособность принять или понять другого человека.

Оптимальная родительская позиция  работает на главных трех требованиях: адекватность, гибкость и прогностичность [11].

Адекватность родителей  базируется на реальной и точной оценке особенностей своего ребенка. Умение взрослых видеть, понимать и уважать индивидуальность своего чада. Если родители концентрируются  на желании добиться от своих детей, какого-то определенного результата, не учтив его знания возможности  и склонности, то возможны негативные последствия такой установки.

Гибкость убеждений родителей  состоит в готовности и способности  видоизменения стиля общения, способов воздействия на ребенка, т. к. он взрослеет, а так же условия жизни семьи  подвластны временным изменениям. При  условии отсутствия подобных позиций, неспособность родителей приводит к препятствиям для общения, бунта, непослушания на все нормы и требования.

Прогностичность позиции  взрослых заключается в умении предвидеть будущие шаги и предпринимать  своевременные меры (а именно изменение  общего подхода к ребенку) для  оптимального развития ребенка.

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению