Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа
Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57
лаОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
1.1 Определение детско-
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика
подростков с отклоняющимся
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий
в детско-родительских
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа
взаимодействия взрослого и ребенка
на формирование личности последнего
широко обсуждается в психологической
литературе и является достаточно актуальной.
К настоящему времени сформировалось
убеждение, что тип детско-родительских
отношений в семье является одним
из основных факторов, формирующих
характер ребенка и особенности
его поведения. Наиболее характерно
и наглядно тип детско-родительских
отношений проявляется при
В отечественной литературе
наблюдается несколько подходов
к изучению проблемы девиантности.
Первый из них нацелен на то, чтобы
вооружить педагогов
В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу в исследовании проводится теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, а так же эмпирическое исследование детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность: На сегодняшний день остро стоит проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Несмотря на множество исследований в данной сфере, данная проблема остается недостаточно решенной и неизученной. Несомненно важнейшую роль в формировании личности подростка отказывает его семья и его родители. В данной работе мы рассматриваем проблему детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским, В.Н. Мясищевым, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозовым, С.Л. Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями. В ряде исследований раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас), выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и другие), анализируются данные о нарушениях в отношениях между родителями и детьми (М.И. Буянов, А.И. Захаров и другие) и их последствия.
Проблемой отклоняющегося поведения
в подростковом возрасте рассматривалась
рядом отечественных
Цель: Изучить детско-родительские отношения у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.
Задачи:
Объект: отклоняющееся поведение в подростковом возрасте
Предмет:
Детско-родительские отношения у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
Гипотеза:
Существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
Методологическая основа: Фундаментальные исследования в области психологии развития Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Л.И. Божович. Типы родительских отношений по классификации А. Я. Варга и В.В. Столина: принятие-отвержение, кооперация-разделение, симбиоз, контроль, инфантилизация.
Методы:
1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.)
2. Метод сбора эмпирических
данных – психологическое
3. Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни)
4. Методы интерпретации
Научная новизна: Данная работа расширяет и углубляет имеющиеся знания по проблеме детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению. В данном исследовании устанавливается наличие различий в детско-родительских отношениях подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы психологами-практиками, педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями при консультационной, психокоррекционной, психопрофилактической и психотерапевтической работе с девиантными подростками и их родителями.
Эмпирическая база исследования: СШ №91 г. Минска 16 родителей подростков склонных к девиантному поведению и 18 родителей подростков, несклонных к девиантному поведению.
Структура и объем работы: введение, общая характеристика, 2 главы, сопровождаемые выводами, заключение, список используемых источников, 3 приложения. Объем работы: 50 страниц. В работе 8 таблиц и 5 рисунков.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-
1.1 Определение детско-родительских отношений
Первым научным направлением,
поставившим детско-
В современных исследованиях,
данного вопроса, происходит переориентация
с изучения самосознания ребенка
к исследованию его поведения, которое
чаще всего описывается в терминах
социальной адаптации и компетенции.
Привязанность рассматривается
уже не как отношение, а как
стратегия поведения с
Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.
В последнее время одним
из наиболее распространенных направлений
исследования ДРО становятся кросскультурные
и гендерные исследования. Проведенные
исследования в этой области, показали,
что каждому типу темперамента ребенка
соответствует определенный родительский
стиль поведения. Интересное исследование
половых различий родительских стилей
проведено A.Russel (1998, показали, что матерям
в большей степени свойственен
авторитетный стиль, отцам - авторитарный
или попустительский. Авторитарный
стиль более свойственен
Согласно гипотезе, специфика
родительского отношения
Своеобразие и внутренняя
конфликтность родительского
Детско-родительские отношения – «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [18].
Конфликт (проблема отцов и детей) между поколениями вполне нормален и неизбежен, т. к. причина тому различие поколения. И эта различие не несет ни зла, ни добра, и, следовательно, не могут быть абсолютно гармоничными. Весь вопрос, в какой форме проходит этот конфликт. Благоприятным исходом для семей будет умно взвешенные отношения, в основе которых будет разделение каждого члена друг от друга в систему, где у каждого будет свое место роль и направления. По мнению автора, негативный исход возможен, если, в семье будут преобладать раздражительность, авторитарность, неспособность принять или понять другого человека.
Оптимальная родительская позиция работает на главных трех требованиях: адекватность, гибкость и прогностичность [11].
Адекватность родителей базируется на реальной и точной оценке особенностей своего ребенка. Умение взрослых видеть, понимать и уважать индивидуальность своего чада. Если родители концентрируются на желании добиться от своих детей, какого-то определенного результата, не учтив его знания возможности и склонности, то возможны негативные последствия такой установки.
Гибкость убеждений родителей
состоит в готовности и способности
видоизменения стиля общения, способов
воздействия на ребенка, т. к. он взрослеет,
а так же условия жизни семьи
подвластны временным изменениям. При
условии отсутствия подобных позиций,
неспособность родителей
Прогностичность позиции взрослых заключается в умении предвидеть будущие шаги и предпринимать своевременные меры (а именно изменение общего подхода к ребенку) для оптимального развития ребенка.