Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа
Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57
Идентификация и обособление - это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность - самостоятельность, сопереживание - зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности и закрепляется определенная модель поведения. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален [5].
Нарушения поведения возможны
также при аномалиях
Так, при гипертимной акцентуации
характера - наиболее распространенной
среди подростков - выраженная реакция
эмансипации и высокий уровень
конформности, проявление в системе
отношений черт мужественности
создают почву для
Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты характера.
Причинную связь между
девиантным поведением и личностью
позволяет установить теория девиантного
поведения американского
Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению [24].
Пониженное самоуважение статистически у подростков практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением [23].
В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.
1. Девиантное поведение
способствует снижению
2. Низкое самоуважение
способствует росту
3. При некоторых условиях,
особенно при низком начальном
самоуважении, девиантное поведение
способствует повышению
4. Кроме делинквентности
важное влияние на
Сравнивая долгосрочную динамику
самоуважения подростков, начиная с
12 – летнего возраста, с их участием
или неучастием в девиантном поведении,
Кэплан нашёл убедительные свидетельства
в пользу второй и третьей гипотез.
Оказалось что у подавляющего
большинства подростков положительные
самооценки превалируют над
Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.
Во-первых, они считают, что не имеют личностно – ценных качеств или не могут совершить личностно – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.
Во – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
В – третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта [14].
Потребность в самоуважении
у таких подростков особенно сильна,
но поскольку она не удовлетворяется
социально приемлемыми
Чувство самоуничижения, своего
несоответствия предъявляемых требованием
ставит перед выбором либо в пользу
требований и продолжение мучительных
переживаний самоуничижения, либо в
пользу повышения самоуважения в
поведении, направленном против этих требований.
Поэтому желание
Разумеется, девиация – не
лучший и не единственный способ избавиться
от чувства самоуничижения. «Высокое
самоуважение» подростка –
Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре [ 13].
Девиантное поведение
вначале всегда бывает немотивированным.
Подросток хочет
При этом образуется прочный
круг. Девиантные поступки увеличивают
привлекательность совершающего их
подростка для других, которые
принимают такой стиль
ВЫВОДЫ
1. Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
2. Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Разнообразие родительского поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.
3. Среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. По Л. С. Выготскому, поведение определяется воспитанием, а воспитание, в свою очередь, той общественной средой, в которой формируется личность. А. В. И. С. Кон более широко рассматривает проблему девиантного поведения, считая, что помимо социальных факторов на его возникновение влияют также возможные психические отклонения, нестабильность Я-концепции, а также индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
2.1. Организация и методика исследования
В данном эмпирическом исследовании была поставлена цель: изучить детско-родительские отношения у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.
В связи с этой целью были определены следующие задачи:
В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что: существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов:
1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.)
2. Метод сбора эмпирических
данных – психологическое
3. Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни)
4. Методы интерпретации
В исследовании принимали участие 34 родителя школьников 8-9 классов СШ №91 г. Минска, из них 18 родителей школьников, несклонных к отклоняющемуся поведению и 16 родителей школьников склонных к отклоняющемуся поведению (родители детей из семей находящихся в СОП, состоящих на учете в ИДН и ВШК).
При помощи теста-опросника «Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)» [27] были выявлены типы родительского отношения родителей к их детям. Данная методика наиболее часто используется в целях диагностики родительского отношения. Она отличается высокой надежностью, валидностью и репрезентативностью, ее использование удобно при проведении группового обследования.
Тест-опросник родительского
отношения (ОРО) представляет собой
психодиагностический инструмент, ориентированный
на выявление родительского
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. "Принятие-отвержение".
Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к
2. "Кооперация" - социально
желательный образ