Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

Идентификация и обособление - это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность - самостоятельность, сопереживание - зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности и закрепляется определенная модель поведения. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален [5].

Нарушения поведения возможны также при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях  и акцентуациях. Однако, наличие  психопатий и акцентуаций характера  не всегда однозначно являются определяющими  факторами в развитии девиантного  поведения. На основе работ К. Леонгарда, А.Е. Личко и С. Шмишека рассмотрим специфические сочетания черт характера, которые могут определять те или  иные отклонения в поведении [17].

Так, при гипертимной акцентуации  характера - наиболее распространенной среди подростков - выраженная реакция  эмансипации и высокий уровень  конформности, проявление в системе  отношений черт мужественности  создают почву для возникновения  социальной дезадаптации. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, со слабоволием, подверженностью страхам, поверхностностью контактов. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующими развитию отношений [24].

Как правило, эти аномалии характера происходят по причине  негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в  которых выкристаллизовываются  и закрепляются негативные, отрицательные  черты характера.

Причинную связь между  девиантным поведением и личностью  позволяет установить теория девиантного  поведения американского психолога  Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал  с изучения взаимосвязи между  девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек  стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением  от травмирующих переживаний. Это побуждает  людей поступать так, чтобы уменьшить  субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность  принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы  своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих  себя, всегда значительно больше, чем  отвергающих себя, склонных к самоуничижению [24].

Пониженное самоуважение статистически у подростков  практически  со всеми видами девиантного поведения  – нечестностью, принадлежностью  к преступным группам, совершением  правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением [23].

В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные  гипотезы.

1. Девиантное поведение  способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него  индивид невольно усваивает и  разделяет отрицательное отношение  общества к своим поступкам,  а тем самым к себе.

2. Низкое самоуважение  способствует росту антинормативного  поведения: участвуя в антисоциальных  группах и их действиях, подросток  пытается тем самым повысить  свой психологический статус  у сверстников, найти такие  способы самоутверждения, которых  у него не было в семье  и школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном  самоуважении, девиантное поведение  способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности  важное влияние на самоуважение  оказывают другие формы поведения,  значимость которых с возрастом  меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства  в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные  самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция  усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение [21].

Однако у некоторых  подростков не происходит, и они  постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных  видов опыта.

Во-первых, они считают, что  не имеют личностно – ценных качеств  или не могут совершить личностно  – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают  отрицательные действия.

Во – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В – третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие  снять или смягчить последствия  первых двух элементов субъективного  опыта [14].

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется  социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием  ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных  переживаний самоуничижения, либо в  пользу повышения самоуважения в  поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать  ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные  группы, и поведение подростка  становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]

Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника  нередко проблематично, в нём  много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее, девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток  «восстанавливает» подорванное  самоуважение, не совсем одинаковы  для той, или иной стороны его  «Я». Чувство своей недостаточной  маскулинности может побудить подростка  начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого  парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре [ 13].

Девиантное поведение  вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать  требованиям общества, но по каким-то причинам он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

При этом образуется прочный  круг. Девиантные поступки увеличивают  привлекательность совершающего их подростка для других, которые  принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка  в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное  отношение к санкции со стороны  «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения  с ним. Это способствует активизации  общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального  контроля и способствует дальнейшему  усилению девиантного поведения  и склонности к нему [7]. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.  По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

2. Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Разнообразие родительского поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

3. Среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. По Л. С. Выготскому, поведение определяется воспитанием, а воспитание, в свою очередь, той общественной средой, в которой формируется личность. А. В. И. С. Кон более широко рассматривает проблему девиантного поведения, считая, что помимо социальных факторов на его возникновение влияют также возможные психические отклонения, нестабильность Я-концепции, а также индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ  У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ  К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

2.1. Организация и методика исследования

В данном эмпирическом исследовании была поставлена цель: изучить детско-родительские отношения у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению.

В связи с этой целью  были определены следующие задачи:

  1. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.
  2. Установить различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

В исследовании была выдвинута  гипотеза о том, что: существуют различия в детско-родительских отношениях у  подростков склонных и несклонных к  отклоняющемуся поведению.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был  использован комплекс адекватных объекту  и предмету исследования методов:

1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование  и др.)

2. Метод сбора эмпирических  данных – психологическое тестирование: Методика диагностики родительского  отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)

3. Методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни)

4. Методы интерпретации

В исследовании принимали  участие 34 родителя школьников 8-9 классов  СШ №91 г. Минска, из них 18 родителей школьников, несклонных к отклоняющемуся поведению и 16 родителей школьников склонных к отклоняющемуся поведению (родители детей из семей находящихся в СОП, состоящих на учете в ИДН и ВШК).

При помощи теста-опросника  «Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)» [27] были выявлены типы родительского отношения родителей к их детям. Данная методика наиболее часто используется в целях диагностики родительского отношения. Она отличается высокой надежностью, валидностью и репрезентативностью, ее использование удобно при проведении группового обследования.

Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный  на выявление родительского отношения  у лиц, обращающихся за психологической  помощью по вопросам воспитания детей  и общения с ними.

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков. 

Опросник состоит из 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.  Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребенок таким,  какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить  много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.  На другом полюсе шкалы: родитель  воспринимает своего ребенка  плохим, неприспособленным, неудачливым.  Ему кажется, что ребенок не  добьется успеха в жизни из-за  низких способностей, небольшого  ума, дурных наклонностей. По большей  части родитель испытывает к  ребенку злость, досаду, раздражение,  обиду. Он не доверяет ребенку  и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта  шкала раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах  ребенка, старается во всем  помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению