Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М.Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье  является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное  отношение - причиной переходящей через  край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка.

Жестокое воспитание (по мнению Сикорского И.А.) способствует возникновению  у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует  субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет  к трудностям в воспитательном отношении  вообще. Многие источники, также, указывают  на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим  фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к  развитию истерических черт характера  с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям  признан этиологическим фактором неврастении [14].

В работах зарубежных авторов  можно найти подтверждение того, какую огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений  и отклонений психического-физического  развития ребенка. А.Адлер (1928, 1930) отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности  и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. С. Блюменфельд, И.Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Б.Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А.И., 1998).

Личностные особенности  родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения  к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция  шизофреногенной матери (Фромм - Райхманн, 1948). Шизофреногенная мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности  контролировать чужие жизни. Она  стремиться быть безупречной в своих  поступках и требует того же от других. Поэтому он пассивно изолируется  от семьи и позволяет своей  жене окружить ребенка всеобъемлющей  опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает  всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть  и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо, 1979) [4; 25: 26].

Таким образом, существует связь  между личностью родителя и его  отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

      

1.3. Личностная  характеристика подростков с отклоняющимся поведением

 

Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит  на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь [8, с. 32]. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.

Так, Л. С. Выготский считает, что специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется  не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. «Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся  путем возникновения на каждой ступени  новых качеств, специфических для  человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [1, с. 141].

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Обучение есть внутренне необходимый  и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка  возможны только в сфере взаимоотношения  с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную  деятельность. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как деятельность будет построена  и осуществлена, зависит развитие ребенка. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности [24].

Следовательно, характер воспитания и поведения человека рассматриваются  Л. С.  Выготским в социально  обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка  к окружающей действительности и, соответственно, всецело определяется той общественной средой, в которой ребенок растет и развивается. Таким образом, с  этой позиции феномен девиантного  поведения рассматривается как  результат влияния социальной среды. Именно в ней формируется фон  поведенческого отклонения, играющий, как правило, активную роль.

Рассматривая девиации психосоциального развития подростков в рамках теории деятельности, опираясь на работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, можно отметить следующее. Ведущая  деятельность в пубертатном периоде  имеет такие компоненты как интимно-личностное общение с другими и учебно-профессиональная деятельность. Следовательно, выделяют три ключевых вида «деятельностных  деформаций», которые являются базовыми основаниями отклоняющегося поведения подростков [14].

Во-первых, это ситуация, когда ведущая в младшем школьном возрасте учебная деятельность в  своей традиционной форме остается и в отрочестве. Последствиями  могут стать подмена учебной  деятельностью деятельности учебно-профессиональной, а также невозможность включения  подростка в полноценное интимно-личностное общение с взрослыми и особенно со сверстниками. В этом случае социальная функция отрочества как стадии интеграции детства и адаптационной ступени  зрелости не реализуется.

Во-вторых, это ситуация, когда подросток на предшествующих этапах развития не отработал в необходимой  мере «игровой период», игра теперь выходит  на первый план и становится ведущей  деятельностью в отрочестве. Фиксация подростка на игровой деятельности не только мешает становлению его  интимно-личностного общения со сверстниками и взрослыми, но и предопределяет как бы «тупиковое» развитие учебной деятельности, неспособной превратиться в деятельность учебно-профессиональную.

В-третьих, это ситуация, когда ведущая многоплановая развернутая деятельность оказывается деформированной в связи со сложившимся по тем или иным причинам дисбалансом интимно-личностной и учебно-профессиональной ее сторон [13].

Следовательно, согласно теории деятельности, отклоняющееся поведение  может являться следствием деформации, нарушения «деятельностной линии» онтогенеза [10, с. 44].

По определению И. С. Кона девиантное поведение - это система  поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [14, с. 237]. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, и антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились или не окрепли.

Как ни различны формы девиантного  поведения, они взаимосвязаны и  образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его  вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, считает  И.С. Кон, хоть и не столь жестко, связано  с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают  и способствующие девиантному поведению  социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, являются локус контроля и уровень самоуважения. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения [14, с.15].

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям  ставит ребенка перед выбором  либо в пользу требований и продолжения  мучительных переживаний, либо в  пользу повышения самоуважения в  поведении, направленном против этих требований. Соответственно, желание соответствовать  ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них - растет. В результате и установки, и референтные  группы, и поведение подростка  становится все более антинормативными. Так образуется замкнутый круг [8, с. 121].

Так, по мнению И. С. Кона, на формирование девиантного поведения  подростков могут оказывать влияние  социальные факторы, перестройка Я-концепции, патологии психического здоровья, а  также индивидуально-личностные факторы, среди которых И. С.  Кон особо  выделял локус контроля и уровень  самоуважения [14, с. 63].

А. В. Петровский в концепции  персонализации личности рассматривает  потребность индивида быть "идеально представленной" в сознании значимых других людей личностью, причем теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе [13]. Однако потребность быть личностью (стремление подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость) может быть удовлетворена лишь при наличии способности быть личностью. Личность А. В. Петровский определял как системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

А. В.  Петровский выделил  три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство, где адаптация личности выражается в овладении нормами  социальной жизни; отрочество - период индивидуализации, выражающейся в потребности  индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграция, выражающаяся в  приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности  группового и собственного развития. В процессе социализации человек  примеряет на себя различные роли. Это положение позволяет размышлять о поиске игрового содержания, которое  позволило бы ребенку апробировать различные роли. Ролевое поведение  помогает или закрыть каналы личной информации, которые он не хочет  проявить перед обществом, или внедриться глубоко в деятельность и сознание, что превращается в его "Я" [12].

Разрыв между потребностью и способностью «быть личностью» может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно  искривить линию личностного  роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка  в группу сверстников. Индивидуализация подростка может проявляться  в форме  самоутверждения, которое  имеет положительное влияние  на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его  мотивом является стремление к лидерству  и престижности.  В то же время  самоутверждение подростков может  иметь и социально-полярные основания  - от подвига до правонарушения.

Отсюда можно сделать  вывод, что формирование адекватного  поведения подростка, по А. В. Петровскому, зависит от его «способности быть личностью», что в свою очередь  определяется той средой, в которой  происходит развитие ребенка посредством  общения, предметной и игровой деятельности, ориентации на значимых людей.

В.С. Мухина, рассматривая вопросы  социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность  к девиациям различной степени  закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь  благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в  положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям». При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваивает из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности «сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание» [1]. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Так как крайним вариантом обособления является отчуждение от себя, других и мира в целом, причина отклоняющегося поведения может лежать в деперсонализации личности, выражающейся  в отсутствии личностной позиции, недоверии другим, уходе от общения с окружающими и даже суицидальных тенденциях.

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению