Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

 

Как видно на таблице 2.4, низкий уровень по данной шкале был диагностирован у 3 родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, что составило 17% от выборки и 6 родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, и это составило 6% от обследуемой выборки.

Средний уровень по данной шкале был выявлен у 12 родителей  подростков, несклонных к девиантному  поведению, что составило 66% от обследуемой  выборки. Среди родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению  это 10 человек или 63% от обследумой выборки.

Высокий уровень по шкале  симбиоз был определен у 3 родителей  подростков, склонных к девиантному  поведению (17% от обследуемой выборки) и у 5 родителей подростков, склонных к девиантному поведению, что  составило 31% от выборки.

Наглядно с данными  результатами можно ознакомиться на гистограмме на рисунке 2.4.

 

Рис.2.4. Результаты по шкале  «Авторитарная гиперсоциализация»

 

Как видно на рисунке 2.4, низкий уровень по данной шкале более  характерен для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, чем для родителей подростков с отклоняющемся поведением. То есть, можно сказать, что для этих родителей  контроль за действиями ребенка с их стороны  практически отсутствует.

Более всего для родителей  обеих выборок характерен средний  уровень по данной шкале, то есть они  проявляют умеренных контроль за своими детьми, в меру требуют от них послушания и соблюдения дисциплины. Скорее всего, соблюдение каких-то правил, дисциплины, обязательств детьми для  них важно, но между тем они  учитывают интересы, потребности  и желания своих детей.

Высокий уровень по данной кашле более характерен для родителей  подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, то есть  они могут  вести себя слишком авторитарно по отношению к своим, требуя от него безоговорочного послушания и задавая им строгие дисциплинарные рамки. Они способны навязывать своим детям в самых различных сферах свою волю.

Теперь рассмотрим, какие  результаты получились по шкале «Маленький неудачник».

Для чего обратимся к данным, представленным на таблице 2.5.

Таблица 2.5

Результаты по шкале «Маленький неудачник»

Дети несклонные/склонные к отклоняющемуся поведению

Низкий

Средний

Высокий

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Несклонные

6

34

12

66

0

0

Склонные

2

22,5

12

75

2

22,5


 

Таким образом, согласно данным таблицы 2.5, низкий уровень по данной шкале был обнаружен у 6 родителей  подростков, не склонных к отклоняющемуся поведению (34% от обследуемой выборки) и 2 родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, и это  составило 22,5% от обследуемой выборки  респондентов.

Средний уровень по шкале  «Маленький неудачник» был диагностирован у 12 родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению (это составляет 66% от выборки) и у 12 родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, и это составило 75% от обследуемой выборки.

Высокий уровень по шкале  «Маленький неудачник» не был диагностирован у родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению. Среди родителей девиантных подростков это 2 человека, или 22,5% от обследуемой выборки.

Наглядно с результатами, полученными по шкале «Маленький неудачник»    можно ознакомиться на гистограмме, изображенной на рисунке 2.6.

 

Рис.2.4. Результаты по шкале  «Маленький неудачник»

 

Таким образом, на гистограмме  на рисунке 2.4, можно увидеть, что  низкий уровень по шкале «Маленький неудачник» более характерен для  родителей подростков, несклонных к  отклоняющемуся поведению. То есть данные родители  считают неудачи ребенка  случайными и верят в своих детей. Такой взрослый, скорее всего, могут быть неплохими учителями и воспитателями для своих детей.

Между тем, стоит отметить, что для большинства испытуемых обеих обследуемых выборок характерен средний уровень по рассматриваемой шкале. То есть они, скорее всего, не будут «спускать с рук» ребенку все его неудачи, и способны относиться  критично к поступкам своих детей, но, между тем с уважением относиться интересами, увлечениям, мыслям и чувствам своих детей.

Высокий уровень по данной шкале более характерен для родителей  подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. То есть они могут считать ребенка маленьким неудачником и относиться к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся таким родителям  несерьезными. Напротив, среди родителей подростков не склонных к отклоняющемуся поведению, не было тех, для кого был характерен высокий уровень по данной шкале.

Таким образом, подведем итоги  по эмпирическому изучению детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению:

- для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся  поведению,  более характерно  принятие своих детей, чем для  родителей подростков, склонных  к отклоняющемуся поведению;

- у родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению более характерны со своими детьми такие типы взаимоотношений как «Кооперация и, «Авторитарная гиперсоциализация»

- отношения типа «симбиоз» и «маленький неудчаник» более складываются у родителей и девиантных подростков.

- стоит отметить, что для  обеих выборок по всем шкалам  наиболее всего были характерны  средние показатели.

 

2.3. Выявление различий  в детско-родительских отношений  у подростков, склонных  несклонных  к отклоняющемуся поведению

 

В проводимом исследовании была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Для того, чтобы проверить  данную гипотезу были использованы статистические методы, а в частности U-критерий Манна-Уитни, который является непараметрическим методом для ненормального распределения и независимых выборок.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся  значений между двумя рядами (ранжированным  рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

Таким образом, обратимся  к результатам, полученным при расчетах статистических различий в детско-родительских отношениях подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Для начала рассмотрим результаты статистических расчетов по шкале «Принятие  – отвержение».

Таблица 2.6

Результаты статистических расчетов по шкале «Принятие –  отвержение»

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

 

U

 

p-level

несклонные

склонные

385,5

209,5

73,5

0,015001


 

Согласно полученным данным были установлены статистически значимые различия по шкале «Принятие-отвержение» у родителей подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению:

U=73,5,

p<0,05 – статистическая значимость достоверна

Ранговая сумма 1> Ранговая сумма 2 – для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, более характерно принятие своих детей, чем для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.

 Таким образом, родители недевиантных подростков более склонны принимать ребенка таким, какой он есть, уважать и признавать его индивидуальность, одобрять его интересы, поддерживать планы и проводить с ним много времени. Отсюда можно сказать о том, что для формирования личности подростка очень важно, чтобы родитель принимал ребенка, верил в его способности, уделял ему достаточно внимания.

Были обнаружены статистически  значимые различия по шкале «Кооперация». Данные результаты представлены на таблице 2.7.

 

Таблица 2.7

Результаты статистических расчетов по шкале «Кооперация»

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

 

U

 

p-level

несклонные

склонные

390

205

69

0,008256


 

Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что существуют статистически высокозначимые различия по шкале «Кооперация» у родителей  подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению:

U=69,

p<0,01 – высокий уровень статистической значимости

Ранговая сумма 1> Ранговая сумма 2 – для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, более характерны отношения типа «Кооперация», чем для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Таким образом, родители подростков, несклонных к девиантному поведению более проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности своих детей.

Также были обнаружены статистически  значимые различия по шкале «Маленький неудачник» (Таблица 2.8).

Таблица 2.7

Результаты статистических расчетов по шкале «Кооперация»

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

 

U

 

p-level

Несклонные

склонные

256,5

338,5

85,5

0,040325


 

U=85,5

p<0,05 – статистическая значимость достоверна

Ранговая сумма 1 < Ранговая сумма 2 – для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, более характерен тип отношений «Маленький неудачник», чем для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению.

То есть для родителей  девиантных подростков более свойственно считать ребенка маленьким неудачником и относиться к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства детей могут казаться взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

Таким образом, можно подвести следующие итоги:

Родители подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, более  характерно принятие своих детей  и построение отношений с ними типа «Кооперация». А для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению более характерно отношение к своим детям типа «Маленький неудачник».

Можно сказать в целом, согласно полученной картине, для формирования личности подростка, очень важно  чтобы родитель относился к нему серьезно, уважал его увлечения и  интересы, принимал его таким как  есть, поощрял самостоятельность  ребенка. При этом несерьезное отношение  к своему ребенку, неуважение его  интересов, мыслей и чувств могут  приводить к тому, что подросток  будет искать тех, кто будет уважать  его интересы, и это может оказаться  плохая компания, уход от реальности, при  помощи аддиктивного поведения, агрессия прочие явления, которыми описывается  отклоняющееся поведение.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в проводимом исследовании подтвердилась: существуют различия в детско-родительских отношениях у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению, а именно, родители подростков, несклонных к отклоняющемуся  поведению более способны принимать своих детей. Для них более характерен тип отношений с детьми «Кооперация». А для родителей, подростков склонных к отклоняющемуся поведению, более характерен такой тип отношений как «Маленький неудачник».

 

ВЫВОДЫ

 

1. Таким образом, нами  было подготовлено и проведено  эмпирическое исследование детско-родительских  отношений у подростков склонных  и несклонных к отклоняющемуся  поведению. В исследовании была  выдвинута гипотеза о том, что:  существуют различия в детско-родительских  отношениях у подростков склонных  и несклонных к отклоняющемуся  поведению

В исследовании принимали  участие 34 родителя школьников 8-9 классов  СШ №91 г. Минска, из них 18 родителей  школьников, несклонных к отклоняющемуся поведению и 16 родителей школьников склонных к отклоняющемуся поведению.

При помощи теста-опросника  «Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)» были выявлены типы родительского отношения родителей к их детям.

2. При эмпирическом изучении детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению было установлено следующее: для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению,  более характерно принятие своих детей, чем для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению; у родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению более характерны со своими детьми такие типы взаимоотношений как «Кооперация и, «Авторитарная гиперсоциализация»;  отношения типа «симбиоз» и «маленький неудчаник» более складываются у родителей и девиантных подростков; для обеих выборок по всем шкалам наиболее всего были характерны средние показатели.

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению