Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

Также типы семейного отношения (тактики воспитания) влияют на развитие ребенка, его личностные особенности. Прохорова О.Г. выделяет четыре типа: «диктат, опека, невмешательство и  сотрудничество» [22].

Диктат в семьях несет  смысл подавления одного члена семьи  всех остальных. Нормой такого отношения  является предъявление норм морали, нормы поведения в обществе. Однако если диктат исходит из цели самого процесса подавления, насилия, желание утвердить собственное превосходство над более слабым, то мы получим лицемерного, грубого подростка. А если данные защитные механизмы не помогут и диктат «задавит» эту подростковую защиту, то и сломается личностная самостоятельность, инициативность, не будет должного чувства собственного достоинства и веры в себя. И такому подростку будет очень сложно возвратить свои потерянные качества, будет сложно развиваться.

Опека в семьях воздействуя  на подростков (детей) несет смысл  ограждения вторых от внешней среды. Все силы родителей направлены на удовлетворение всех потребностей ребенка. Формирование личности является в такой  ситуации незначительной. Таким детям, как и при остром диктате, сложно будет адаптироваться к коллективам  и вообще во внешней среде. У таких  детей отсутствует самостоятельность, инициативность. Такие дети, в будущем  взрослые являются отстраненными от решения личных вопросов, в том  числе проблемы семьи.

Невмешательство в семьях рассчитано на разделение родительского  поколения от детского. Таким образом, обеспечивая ту самую самостоятельность  для дальнейшей жизни. Преувеличение  данной тактики является родительская холодность, безразличие к ребенку. Нежелание родителей быть воспитателями  своих детей. Возможно, при определенных обстоятельствах, холодность может  послужить травмирующим воздействием на ребенка. Он будет считать что он никому не нужен, в последствии возможно будет предпринимать попытки «заработать» любовь (родителей, окружающих, друзей).

Сотрудничество – система  взаимоотношений в семье, которая  располагает «опосредованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями» [22, с. 112]. При данном типе взаимоотношений, ребенок способен преодолевать свой эгоистичный индивидуализм. И на фоне дружеской обстановки, где каждый может обратиться за помощью к другому, где родители общаются на равных с детьми, возможен благоприятный исход.

Однако взаимоотношение  в каждой семье абсолютно индивидуальны [7] и ситуации впоследствии являются не одинаковыми, поэтому нельзя считать данные типы отношений как нечто догматичное и должное по которым люди могут, смело «надевать» маски и выполнять свои роли по книгам. Об этом не нужно забывать.

Большее значение на самооценку влияние стиль семейного воспитания. Таких стилей автор выявил три: «демократический, авторитарный, попустительский» [22]. При демократическом (стиль согласия) стиле учитывается интерес ребенка. Авторитарный (стиль подавления) стиль несет смысл навязывания ребенку мнения родителей. Попустительский стиль предоставляет ребенка самому себе.

Тип воспитания так же влияет на ребенка. По поведению ребенка (адекватный – неадекватный) можно понять какие  именно условия преобладают в  семье. Заниженная самооценка может  говорить о том, что в семье  родители либо постоянно порицают ребенка, либо ставят перед ним завышенные задачи. Неадекватность есть результат  завышенной самооценки. В таких семьях обстановка очень мягкая для воспитания ребенка. Его вознаграждают за мелкие достижения и очень редко наказывают. Причем материальное вознаграждения для  ребенка становится на первый план как смысл поощрение. Адекватное поведение предполагает гибкой системы похвалы и наказаний. Опускаются похвалы и восхищения, редко дарят подарки за поступки, жесткие наказания исключены. Высокая самооценка (но не завышенная) предполагает что в семье обращают внимание к личности (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) ребенка, плюс родители остаются достаточно требовательными. Унизительные наказания также исключены, а похвала предоставляется только за заслуженные поступки. Пониженная самооценка (не обязательно сильно низкая) есть следствие большей свободы в семье. Она несет смысл родительской бесконтрольности, которая не исключено есть результат равнодушия к ребенку и среди членов семьи.

Также в становлении личности и в эмоциональной среде ребенка  имеет значение уровень притязаний, как уже было замечено самооценка и достойная мотивация. Успех  индивидом вполне достижим, если будут  присутствовать такие свойства: «высокий уровень притязаний, завышенная самооценка и престижная мотивация». Противоположно успеху возможен исход неуспеха, свойства личности, которые в будущем и  настоящем не сулят ничего многообещающего: «низкий уровень притязаний и низкая самооценка».

Также, есть отклонения в  поведении ребенка, которые могут  стать личностными особенностями. А именно: тревожность, демонстративность  и «уход от реальности» [3].

Высокая тревожность приобретает  личностный характер, если родители постоянно  недовольны учебной деятельностью  ребенка. В последствии, такая личность будет ожидать неуспех в учебе, будет еще сильней занижена самооценка. Из-за усугубления проявления самостоятельности ребенок начинает следовать всем указаниям взрослых. Боязнь проявить инициативу. Эффективный способ разорвать такую взаимозависимость, по мнению автора, «изменить установки и оценки родителей» [21]. Концентрация внимания взрослых на малейших достижениях, не порицая за мелкие ошибки, способствуют снижению уровня тревожности, следовательно, повышению успеваемости.

Демонстративность показывает повышенную потребность ребенка  в успехах и внимании окружающих. Причиной такого поведения является недостаточности внимании взрослых. Ребенок впоследствии чувствует  свою заброшенность в семье, никому ненужность. Но бывают ситуации, когда  у ребенка присутствует гипертрофированная потребность в эмоциональном  контакте. Такое поведения, как не парадоксально бы звучало, является избытком избалованности детей. В этих ситуациях, когда ребенок добивается любым способом внимания взрослых, мы можем наблюдать отклонение в  поведении (например, Лучше пусть  будут обращать внимание, ругают, чем  не замечают, что у них есть ребенок  со своими интересами, вкусами, отношениями). Исправить положения смогут взрослые, такими действиями как: обходиться без  нотаций и назиданий, как можно  меньше делать эмоциональных замечаний, не обращать внимание на легкие проступки  и наказывать за крупные [15].

«Уход от реальности» встречается  в тех случаях, если у ребенка  присутствуют два прошлых свойства личности: демонстративность и тревожность. Имея сильную потребность во внимании реализовать эту потребность  очень сложно из-за наличия тревожности. Подобных подростков можно распознать по наличию таких внешних личностных проявлениях как: стремление быть незамеченными, опасение неодобрения своим поведением, стремление выполнить требования взрослых. Неудовлетворение потребности во внимании обостряет данное поведение. Коррекция  такой ситуации возможна, если будет  исходить поощрение активности детей  взрослыми [21].

По мнению А.Я. Варга и  В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков [9; 27].

В своих исследованиях  А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:  

1. «Принятие – отвержение».

Принятие: родителю ребёнок  нравится таким, какой он есть. Он уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает  его.

2. «Кооперация» – родитель  заинтересован в делах и планах  ребёнка, старается во всем  помочь ему. Высоко оценивает  его интеллектуальные и творческие  способности, испытывает чувство  гордости за него.

3. «Симбиоз» – родитель  постоянно ощущает тревогу за  ребенка, он кажется ему маленьким  и беззащитным. Родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»  – родитель требует от ребенка  безоговорочного послушания и  дисциплины. Он старается во всем  навязать ему свою волю, за  проявление своеволия ребенка  сурово наказывают. Родитель пристально  следит за социальным поведением  ребенка и требует социального  успеха.

5. «Маленький неудачник»  – в родительском отношении  имеется стремление инфантилизировать  ребёнка, приписать ему личную  и социальную несостоятельность.  Ребёнок представляется неприспособленным,  неуспешным, открытым для дурных  влияний. Взрослый старается оградить  ребёнка от трудностей жизни  и строго контролировать его  действия.

Был рассмотрен феномен детско-родительских отношений как самостоятельный  фактор.

 

 

 

1.2. Проблема родительского отношения в психологии

 

Во многих описаниях отношения  и поведения родителей, скрыто или  явно присутствует указание на особенности  личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного  элемента для ребенка. Отдельно исследователями  выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей (гиперопека), порожденная виной. Шизофреногенная  мать - это, прежде всего набор личностных характерных особенностей, а затем  уже специфическое родительское поведение и отношение.

Разнообразие родительского  поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении  с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний  раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

То, что за определенным родительским отношением стоит определенная черта  личности родителя утверждает и И.С.Шефер (1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь  между факторами, на которые распадаются  шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и  сила "Я", и факторами родительского  отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия-интроверсия" представляет собой структурную  единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Эти структурные  пары представляют собой варианты социального  поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального  поведения [7].

Ловинджер Л. (1960) считает, основой  того или иного родительского  отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект "Я" - осознание своей внутренней жизни  и внутренней жизни ребенка; он как  бы определяет уровень когнитивного развития "Я". API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит прежде всего к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. (1980). С большим трудом депрессивной матери по сравнению с нормальной, удастся установить интерактивные взаимодействия с ребенком. Она попросту сможет отделить свои потребности от его потребностей [16].

Деструктивный стиль отношения к ребенку  зачастую приводит к его невротизации (Захаров А.И., 1998). Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу") и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов).

Помимо этого, деструктивность  в отношении к ребенку обусловлена  также, отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет  в своей основе имевшийся ранее  поихотравмирующий опыт межличностных  отношений. Также было выявлено, что "деструктивные" матери обладают следующими чертами личности: они  сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие  хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к  раздражительности и конфликтной  переработке переживаний.

На конструктивный стиль  отношения родителей к ребенку  оказывают влияние такие черты  личности, как: стремление наиболее полно  проявить свои задатки и способности; созидательность; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии.

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный  стиль отношения родителей к  ребенку ведет к возникновению  аномалий формирования личности в детском  возрасте (Захаров А.И., 1998) [12].

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению