Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование посвящено изучению такой проблемы как детско-родительские отношения у подростков, склонных и неслконных к отклоняющемуся поведению.
Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………..5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………….8
1.1 Определение детско-родительских отношений…………………………...8
1.2. Проблема родительского отношения в психологии.……………………16
1.3. Личностная характеристика подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………..19
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ И НЕСКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………32
2.1. Организация и методика исследования…………………………………32
2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению…………………………34
2.3. Выявление различий в детско-родительских отношений у подростков, склонных несклонных к отклоняющемуся поведению……………………..45
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

ДРО исправленн.docx

— 319.89 Кб (Скачать)

3. "Симбиоз" - шкала отражает  межличностную дистанцию в общении  с ребенком. При высоких баллах  по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим  отношениям с ребенком. Содержательно  эта тенденция описывается так  - родитель ощущает себя с ребенком  единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить  его от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок  ему кажется маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться  в силу обстоятельств, так как  по своей воле родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности  никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка.  При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя отчетливо просматривается  авторитаризм. Родитель требует  от ребенка безоговорочного послушания  и дисциплины. Он старается навязать  ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на  его точку зрения. За проявления  своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за  социальными достижениями ребенка,  его индивидуальными особенностями,  привычками, мыслями, чувствами.

5. " Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия  и понимания ребенка родителем.  При высоких значениях по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя имеются стремления  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность.  Родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тест-опросник состоит из текста опросника, включающего в себя 53 утверждения, и ключа к тесту

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап представлял собой организацию и проведение психологической диагностики испытуемых с помощью выбранных методик. Форма обследования испытуемых – индивидуально-групповая.

На втором этапе проводилась обработка полученных данных. Первоначально была проведена первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет, сопоставление результатов обследования с табличными данными, что позволило выявить тип родительского отношения. Затем были применены методы статистической обработки данных. Результаты исследования подвергались статистической обработке с помощью программного пакета STATISTIKА 6.0.

На третьем этапе осуществлялись анализ и интерпретация полученных данных, обобщение и формулировка  выводов и заключения.

 

2.2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений у подростков склонных и несклонных к девиантному поведению

 

Для диагностики типов  детско-родительских отношений у  подростков склонных и несклонных к  отклоняющемуся поведению была использован  тест-опросник «Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)».

Рассмотрим, как сформировались различные типы отношения к ребенку  у родителей подростков, склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению.

Для начала рассмотрим результаты, полученные по шкале принятие-отвержение. Чем больше баллов набирает испытуемый по данной шкале, тем выше его приятие ребенка.

 Обратимся к данным  таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Результаты по шкале «принятие  – отвержение»

Дети несклонные/склонные к отклоняющемуся поведению

Низкий

Средний

Высокий

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Несклонные

0

0

5

28

13

72

Склонные

0

0

6

38

10

62


 

Как видно с таблицы 2.1, ни у кого из испытуемых не сформировался  низкий уровень принятия ребенка.

У 5 родителей детей, несклонных к отклоняющемуся поведению, сформировался  средний уровень принятия их ребенка, это составило 28% от выборки родителей  подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению.

У 13 родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению  сформировался высокий уровень  принятия ребенка (это составило 72% от выборки).

Среди родителей подростков, склонных к девиантному поведению  у 6 человек сформировался средний  уровень принятия ребенка (38% от выборки).

У  10 родителей из данной выборки родителей детей склонных к отклоняющемуся поведению, сформировался  высокий уровень по критерию принятия ребенка (62%).

Наглядно результаты по данной шкале изображены на гистограмме  на рисунке 2.1.

Обратимся к данным гистограммы.

 

Рис.2.1. Результаты по шкале  «Принятие – отвержение»

 

Исходя из данных гистограммы  на рисунке 2.1., можно увидеть, что у родителей обеих выборок не сформировался низкий уровень принятия своего ребенка.

Между тем, можно увидеть, что для большего количества родителей  подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, характерен высокий уровень  приятия своего ребенка, чем для родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. 

Для родителей детей, склонных к девиантному поведению, более  характерны средние показатели по данной шкале.

Также стоит отметить, что  для большинства родителей обеих  выборок характерны высокие уровни принятия к своим детям. Таким  образом, у них имеется выраженное положительное отношение к детям. Взрослые в данном случае принимают детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, одобряют их интересы, поддерживают планы, проводят с ними достаточно немало времени и не жалеют об этом.

Нами были рассмотрены  результаты по шкале «кооперация».

Данные результаты численно показаны в таблице 2.2. Обратимся  к данным таблицы.

Таблица 2.2.

Результаты по шкале «Кооперация»

Дети несклонные/склонные к отклоняющемуся поведению

Низкий

Средний

Высокий

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Несклонные

0

0

8

44

10

56

Склонные

2

12,5

12

75

2

12,5


 

Исходя из полученных данных, низкий уровень по шкале «Кооперация» не был диагностирован у родителей  подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению.

Среди родителей подростков склонных к девиантному поведению, низкий уровень по данной шкале был диагностирован у 2 человек, что составило 12,5% от выборки.

Средний уровень по данной шкале был диагностирован у 8 родителей  подростков несклонных к девиантному  поведению (44%) и у 12 родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению (75% от обследуемой выборки).

Высокий уровень по шкале  кооперации был диагностирован у 10 родителей подростков, несклонных к  отклоняющемуся поведению (это составило 56% от обследуемой выборки) и у 2 родителей  подростков, склочных к отклоняющемуся поведению, что составило 12,5% от обследуемой  выборки.

Наглядно с результатами, полученными по шкале «Кооперация» можно ознакомиться на гистограмме  на рисунке 2.2.

 

 

Рис.2.2. Результаты по шкале  «Кооперация»

 

Как видно на гистограмме  на рисунке 2.1, низкий уровень по шкале  «Кооперация», в данной группе испытуемых  характерен только для родителей  подростков, склонных к девиантному  поведению. Таким образом, для данных родителей характерна невысокая заинтересованность в делах и планах ребенка, низкая оценка его интеллектуальных и творческих особенностей.

Более всего среди родителей  подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, со средним уровнем по данной шкале – то есть они проявляют интерес к делам ребенка время от времени.

Также среди родителей  подростков есть те, у которых хорошо развит такой тип родительских отношений как «кооперация».

Между тем этот тип отношения к ребенку более всего характерен для родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению. То есть  они заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь своим детям, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных. Родители доверяет детям, стараются встать на  их точку зрения в спорных вопросах.

Таким образом, можно обратить внимания, что у родителей подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению более выражен тип отношений «Кооперация».

Теперь рассмотрим результаты, полученные по шкале «Симбиоз», для  чего обратимся к данным таблицы 2.3.

Таблица 2.3.

Результаты по шкале «Симбиоз»

Дети несклонные/склонные к отклоняющемуся поведению

Низкий

Средний

Высокий

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Несклонные

0

0

13

72

5

28

Склонные

1

6

9

56

6

38


 

Согласно данным таблицы 2.3 низкий уровень по шкале «Симбиоз»  был диагностирован и 1 испытуемого  из выборки родителей подростков, несклонных к девиантному поведению (6% от данной выборки). Сред родителей  подростков, склонных к девиантному  поведению низкий уровень по данной шкале не был диагностирован.

Средний уровень по данной шкале был выявлен у 13 родителей  подростков, несклонных к отклоняющемуся поведению, это составило 72% от выборки. Среди родителей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению – это 9 человек, что составляет 56% от выборки.

Высокий уровень по шкале  «Симбиоз» был диагностирован у 5 родителей подростков, несклонных к девиантному поведению, что  составило 28% от выборки и у 6 родителей  подростков, которые склонны к  отклоняющемуся  поведению, и это составило 38% от обследуемой выборки испытуемых.

На рисунке 2.3 на гистограмме  наглядно представлены результаты, полученные по шкале «Симбиоз».

Рис.2.3. Результаты по шкале  «Симбиоз»

Таким образом, можно увидеть, что низкие баллы по шкале «симбиоз»  характерны только для родителей  подростков, склонных к девиантному  поведению. То есть такой родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Как для родителей подростков, несклонных к девиантному поведению, так и для родителей детей, склонных к отклоняющемуся поведению, по данной шкале более всего характерен средний уровень – то есть они устанавливают умеренную дистанцию между собой и своими детьми.

Также можно отметить, что  высокий уровень по шкале симбиоз  незначительно больше выражен у  родителей подростков, склонных к  отклоняющемуся поведению, то есть они  не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Теперь обратимся к  результатам, полученным по шкале «Авторитарная  гиперсоциализация».

 Данные результаты  численно представлены в таблице  2.4.

Таблица 2.4

Результаты по шкале «Авторитарная  гиперсоциализация»

Дети несклонные/склонные к отклоняющемуся поведению

Низкий

Средний

Высокий

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Несклонные

3

17

12

66

3

17

Склонные

1

6

10

63

5

31

Информация о работе Детско-родительские отношения у подростков склонных и несклонных к отклоняющемуся поведению