Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

страхи у дошкольника.docx

— 107.73 Кб (Скачать)

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки  с родителями. Необходимо помнить, что  в возрасте двух-трех лет наличие  этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

Наличие страха разлуки можно определить по следующим  критериям, согласно психологам П.Бейкер и М. Алворд:

1.  Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2. Постоянное  чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может  быть плохо.

3.  Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4.  Постоянный отказ идти в детский сад.

5.  Постоянный страх остаться одному.

6.  Постоянный страх засыпать одному.

7. Постоянные  ночные кошмары, в которых ребенок  с кем-то разлучается.

8.  Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит).

Если хотя бы три черты проявлялись в поведении  ребенка в течение четырех  недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха [31, с.55].

Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, какие испытывает страхи, необходимо попросить родителей, воспитателей, педагогов заполнить  бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут  предположение. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (в игре, на улице), в общении с другими детьми.

На подготовительном этапе было разработано планирование исследования по срокам, выдвинута  гипотеза нашего исследования, проведён анализ научных, методических, литературных пособий и документов по проблематики детско-родительских отношений.

В программе  исследования были сформулированы проблема  и актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи данного исследования.

На основном этапе исследования  проведена первичная диагностика в октябре 2006г., сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам. Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков. Применялись следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ литературных источников, продукты детского творчества, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, математический анализ.  

2.2. Анализ результатов  исследования 

На заключительном этапе интерпретировались, оформлялись  результаты исследования, проводился математический анализ, формулировались  выводы.

Методики авторов  А.И. Захарова и М.Панфиловой позволили  выявить детские страхи в группах  дошкольников. Так, присущие страхи, детям  средней группы, наиболее выраженные: страх одиночества у девочек  в 100% случаев и у мальчиков  в90%; страх смерти родителей у  девочек – 100% и у мальчиков  в 70%;страх умереть у девочек  в 100% и у мальчиков в 30%; страх  родителей у девочек в 60% и у  мальчиков в 90%; страх снов у девочек  в 100% ответов и у мальчиков  в 80%; страх войны у девочек  в 70% и у мальчиков в 90%; страх  темноты в 90% у девочек и 60% у  мальчиков; страх перед животными  для девочек в 90%, а для мальчиков 70% ответов;ек в 70% и у мальчиков  в 90%;  и у мальчиков в 90%; страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%; страх войны у дево страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков.

Менее выражены, такие фобии как, страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек; страх  замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков; страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; страх  перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови  у 50% девочек и 30% мальчиков; страх  перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно; страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы.

Для детей подготовительной группы характерны такие страхи, как: страх перед нападением у девочек  в 70% ответов и у мальчиков в 90%; страх умереть испытывают девочки  в 100% случаев и мальчики в 50%; страх  смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков; страх  перед папой и мамой у 90% детей; страх наказания у 70% девочек и  у 100% мальчиков; страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков; страх  глубины у 90% девочек и 40% мальчиков; страх перед стихией у 80% девочек  и у 60% мальчиков; страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков; страх  пожара у 100% девочек и 60% мальчиков; медицинский страх выражен в  большей или меньшей степени  у дошкольников(боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50%-50% мальчиков; боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков; боязнь уколов у 90% девочек  и у 40% мальчиков); страх перед  неожиданными звуками у 100% девочек  и у 60% мальчиков.

Менее выраженные страхи у детей: страх темноты  у 60% девочек и 40% мальчиков; страх  увидеть страшные сны у 70% девочек  и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх  больших улиц в 20% случаях у всех детей (см. приложение 5).

Метод опроса по Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой дал такие результаты: по средней  группе у детей низкий уровень  тревожности выявлен у 30%девочек  и 20% мальчиков; средний уровень тревожности  у 50% девочек и у 80% мальчиков; высокий  уровень тревожности только у 2 девочек, что составляет 20%. По подготовительной группе: низкий уровень тревожности  у 20% девочек и 40% мальчиков; средний  уровень у 50% девочек и мальчиков; высокий уровень тревожности  у 30% девочек и 10% мальчиков (см. приложение 6).

По опроснику  М.Алворд и П.Бейкер, в качестве опроса родителей и  наблюдения за детьми, мы выявили по критериям беспокойства, рассеянности, напряжения, раздражительности, нарушения сна – детей, испытывающих страх разлуки в средней группе 4 человека – 20%, а в подготовительной группе 2 человека – 10% (см. приложение 7).

Методика «Мои страхи» позволила отследить  те персонажи, которые пугают детей  в среднем и старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 9 человек (22,5%) изобразили змей различной длины  и окрасов; медведя изобразили 5 детей (12,5 %); дерево нарисовал 1 ребёнок (2,5%); пауков 9 детей (22,5%); изобразили крыс и мышь 10 ребят (25%); лису и кабана 4 ребёнка (10%); тигра 4 детей (10%); скелет нарисован  у 7 человек (17,5%); металлическая фигура и роботы у 5 детей (12,5%); монстров изобразили 9 человек (22,5%); призраков и привидения 16 детей (40%); ночь и темноту 23 ребёнка (57,5%) (см. приложение 8).

В частности, если говорить о методике «Рисунок семьи», то наблюдали следующую картину: у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые  линии, сильный нажим, стирания, очень  крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень  маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет  с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или  же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в подготовительной 4 ребёнка (см. приложение 9).

По методике «Силуэт человека» в контексте  цветового выбора по Люшеру, сложилась  такая ситуация: дети располагали  эмоции и чувства любви-добра  в сердце или голове красными, розовыми, оранжевыми цветами; чувства злости-гнева  в ступнях, кулаках, губах синим, чёрным, грязно-коричневым цветом. Страх  и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах – 9 чел. (22,5%); в коленях  – 12 чел. (30%);  в пятках – 7 чел. (17,5%); в груди – 8 чел. (20%); в  голове – 4 чел (10%) серым, тёмно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определённых страхов у детей. Причём дети из подготовительной группы чаще изображали негативные эмоции – 70%,  а положительные в 30%. Когда, как дети средней группы в большинстве нарисовали положительные эмоции – 85% и негативные лишь в 15% случаев (см приложение 10).

Проективные рисуночные методики позволили выявить детей  с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение  в средней группе 5 ребёнка и в подготовительной 6 детей.

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный  в себе, не умеющий налаживать отношения  со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном  фоном. В рисунках ребёнка преобладают  чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также  прерывистые линии, зачерченные  лица и фигуры, испуганные глаза (крупные  зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень  крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена  семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен  страх разлуки с родителями и  личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

При проведении математического анализа с помощью  метода К. Пирсона,  коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает на очень высокую достоверность выдвинутой гипотезы (см. приложение 11).

Мы выделили из каждой группы детей по 5 человек  для индивидуальной работы посредством  арт-терапии, сказкотерапии, групповых  занятий, снятия мышечного напряжения (см. приложение 12-13 ).

На данном этапе  исследования, с 30 ноября 2006г проводились  коррекционные занятия (см. приложение 14-15), два раза в неделю по 15 минут, с консультациями для родителей  и домашними заданиями,  в течение трёх месяцев (по плану до 1 марта 2007г). В контрольной группе коррекционные занятия не проводились.

Контрольная диагностика  проводилась  в конце февраля 2007г.,  рисование с детьми по теме «Чего я уже не боюсь» — подтвердил наши ожидания: дети на цветной бумаге светлых тонов яркими красками изображали не только объекты своих страхов, но и себя, причем в активной, противостоящей страхам позиции. 

2.3. Коррекция детских  страхов на примере  дошкольного учреждения 

Рисование. Рисование  неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает  как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования  взаимоотношений и выражения  эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения  задания, организует деятельность ребёнка  и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько  дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно  соприкоснуться со страхом, встретиться  с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его  в памяти до тех пор, пока он не будет  изображен на рисунке. Вместе с тем  осознание условности изображения  страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего  звучания. В процессе рисования объекта  страха, уже не представляет собой  застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется  как художественный образ. Проявляющийся  при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением  от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Для преодоления  детских страхов, мы использовали методику коррекции А.Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет  в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при  необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху » она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов) [8, с.68].

Проведение методики включает пять этапов: предварительную  беседу, создание изображения, уничтожение  изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого  из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим  складом, состоянием, отношением к заданию  и т. п.

I этап составляет  беседа с ребенком о том,  бывает ли ему страшно, если  да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо  спать... Беседа ведется в спокойном  непринужденном тоне. Если страхи  выявляются по данным психологического  обследования или по рассказам  родных, а сам ребенок не признает  у себя их наличия, то можно  рассказать ему, что маленькие  дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся  ты, когда был маленьким? » Далее  работа будет проводиться со  страхами, которые теперь уже  якобы отсутствуют, но имелись  когда-то. Полезность этой работы  можно объяснить тем, что иногда  становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому  полезно научиться справляться  со страхом. В беседе с ребёнком, мы предлагали: «Закрой глаза.  Вспомни ситуацию, когда возник  страх. Посмотри, в какой части  твоего тела он располагается,  имеет ли он форму или нет,  какого он цвета, размера.»  проводится обсуждение ощущений  ребёнка. 

Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста