Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Истоки тревожности
следует искать в раннем детстве
[10, с.26 ]. Уже на втором году жизни
она может возникнуть как результат
неправильного воспитания. Ребенок
боится потерять мать из поля зрения и
в прямом смысле слова держится за
ее юбку. Он постоянно ожидает какого-либо
страшного «события»: внимательно
вглядывается в лица незнакомых людей,
не подпускает к себе посторонних, прячется
за мать, плачет при резких звуках, боится
заводных игрушек, а также игрушек
мычащих, пищащих, шуршащих. Особый страх
могут вызвать игрушки
Близка к страху (по своим проявлениям и механизму) индивидуальная паника [41, с.112]. Она отличается от страха большей неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения — стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других, отобрать у них средства, помогающие им бороться с надвигающейся опасностью.
Возможны и
другие проявления индивидуальной паники:
человек чувствует себя совершенно
беспомощным, теряет способность рассуждать,
ориентироваться, правильно соотносить
цель и средства ее достижения, трезво
оценивать события и
Преодолеть страх и индивидуальную панику можно разными путями: активизировать внешнее поведение, переключить внимание на привычные действия, отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние, внушить уверенность, обострить чувство долга и т. д. Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению какой-либо части людей, твердому руководству, четким указаниям, рассчитанным на мобилизацию привычного поведения и ориентацию на целесообразную деятельность тех, кто в этих условиях может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим пример самообладания, активизирующий у людей совесть, чувство ответственности и долга. В критической ситуации личный пример руководителя может стать главным средством управления поведением людей, поддавшихся страху или панике.
В научно-методической
литературе выделяются социально-культурные
и психологические предпосылки
развития страха [26, с.44]. По мере развития
психики человека и усложнения форм
его жизни страх приобретал социально
опосредованный характер и выражал
все более психологически тонкую
гамму нравственно-этических
Эгоцентрические,
основанные на инстинкте самосохранения,
страхи дополняются социально
В разных цивилизациях
дети в своем развитии испытывают
ряд общих страхов: в дошкольном
возрасте — страх отделения от
матери, страх перед животными, темнотой,
в 6-8 лет — страх смерти. Это
служит доказательством общих
Продолжающийся
процесс урбанизации отдаляет человека
от естественной среды обитания, ведет
к усложнению межличностных отношений,
интенсификации темпа жизни. Прямо
и косвенно, через родителей, это
может неблагоприятно отражаться на
эмоциональном развитии детей. В
условиях большого города иной раз
трудно найти друга и поддерживать
с ним постоянные отношения. К
тому же из-за излишней опеки со стороны
взрослых отсутствует достаточная
самостоятельность в
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.
Недостаточная
двигательная и игровая активность,
а также потеря навыков коллективной
игры способствуют развитию у детей
беспокойства. Большинство из них
уже не могут с азартом играть
в прятки, «казаки-разбойники», лапту
и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных,
шумных и подвижных игр существенно
обедняет эмоциональную жизнь, приводит
к чрезмерно ранней и односторонней
интеллектуализации психики. В то же
время игра была и остается самым
естественным способом изживания страхов,
так как в ней в
Страх, беспокойство
у детей могут вызвать
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.
Уже к концу
старшего дошкольного возраста дети
в этих условиях эмоционально «закаляются»
до такой степени, что перестают
реагировать на излишне требовательное
отношение матери, отгораживаясь
от нее стеной равнодушия, упрямства
и негативизма. Они погружаются
в свой мир переживаний, а иногда
их поведение становится похожим
на поведение матери. Другие устраивают
истерики по поводу недостаточного внимания
матери или, переживая, ее отношение
к себе, становятся беспокойными, подавленными,
неуверенными. Возрастающая из поколения
в поколение эмоциональная
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье [19, с.62 ].
У девочек не
только больше страхов, чем у мальчиков,
но и их страхи более тесно связаны
между собой, то есть в большей
степени влияют друг на друга как
в дошкольном, так и в школьном
возрасте. Другими словами, страхи у
девочек более прочно связаны
с формирующейся структурой личности,
и прежде всего с ее эмоциональной
сферой. Как у девочек, так и
у мальчиков интенсивность
Максимум страхов
наблюдается в 5-8 лет, при уменьшении
интенсивности связей между страхами,
но страх при этом более сложно
психологически мотивирован и несет
в себе больший познавательный заряд.
Как известно, эмоциональное развитие
в основных чертах заканчивается
к 6 годам, когда эмоции уже отличаются
известной зрелостью и
На количество
страхов оказывает влияние
Наиболее подвержены
страху единственные дети в семье
как эпицентр родительских забот
и тревог. Единственный ребенок находится,
как правило, в более тесном эмоциональном
контакте с родителями и легче
перенимает их беспокойство. Родители,
нередко охваченные тревогой не успеть
что-либо сделать для развития ребенка,
стремятся максимально
Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста