Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

страхи у дошкольника.docx

— 107.73 Кб (Скачать)

Некоторые из них, такие как агорафобия, выделены в  отдельные диагностические категории, остальные объединены в группу простых  фобий. Диагноз простой фобии  обычно устанавливается после исключения агорафобии и социальной фобии. Простая  фобия, как правило, не сопровождается вегетативным комплексом, хотя внезапное  попадание в фобическую ситуацию может спровоцировать паническую атаку. Часто подверженные фобиям люди сознают  бессмысленность своих страхов, но справиться с ними не могут [7, с.18]. 

Психиатры четко  различали тревогу и страх  еще в XIX веке. Страх всегда имеет  причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное  состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.

Американский  психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится  с другими людьми и в которых  отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают  между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией, т.е. вчувствованием. Если ребенок растет боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребенок тоже становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передается по наследству. Но все же многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте [26, с.21 ].

Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в  ранние годы особое значение имеет  удовлетворение витальных, т.е. жизненных  потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда  эти  потребности удовлетворяются  в  полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.

Ученые считают, что тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму  болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон  Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит  стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит  стремиться к такой жизни, из которой  была бы изгнана тревога... Возбуждение  тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать  жизненной задачей для человека...» [50, с.89 ].

Иначе обстоит  дело у детей с эмоциональным  неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или  ситуациями и проявляется в форме  тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым " образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются  ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее  эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения  ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок  становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у  него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять  агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию [53, с.72 ].

Психолог Игорь  Вачков, считает, что в применении понятий возникает постоянная путаница. Пожалуй, не всякий психолог сможет внятно объяснить, чем отличаются между  собой страх, тревога и тревожность. А между тем содержание этих понятий, по-видимому, далеко не одно и то же [17, с.7 ].

В английском языке  тревога и тревожность обозначаются одним словом anxiety, и при чтении иностранной литературы для разведения понятий надо обращать внимание на контекст их использования. В русском языке это разные слова, и указать на различие между ними довольно просто. Тревога — это эмоциональное переживание, а тревожность — психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. Проще говоря, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность человека к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий [49, с.23 ].

Вместе с тем  термин тревожность часто используется в более широком смысле для  обозначения и переживания, и  устойчивой черты. Так, например, в психодиагностической методике Ч.Спилбергера (в России известной в модификации Ю.Л. Ханина) различаются ситуативная тревожность, хара-ктеризующая состояние человека в конкретный момент, и личностная тревожность — как относительно устойчивое личностное образование [17, с.7 ].

Когда речь заходит  о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различения. Можно выделить, пожалуй, пять наиболее известных и описанных  в психологической литературе критериев, позволяющих размежевать эти  понятия [4, с.96].

Первый критерий — степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует  человек. Страх при этом рассматривается  как реакция на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность считается  переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко  осознаваемого объекта и очень  часто попросту воображаемой.

Второй критерий — направленность угрозы. Страх  возникает тогда, когда нечто  грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы», а тревожность  — когда, опасность связана с  разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной. Тут можно вспомнить слова  Ф. Перлза : «Я склонен считать, что  всякая тревога есть боязнь перед  публикой. Если это не боязнь перед  публикой (т.е. связанная с исполнением), тогда рассматриваемое явление  есть страх. Или тревога является попыткой преодолеть страх «ничто», часто представляемое в форме  «ничто = смерть».

Третий критерий — способ реагирования человека.  От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер-чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор (здесь уже возникает предмет зависти для спортсменов другого профиля), или вступает в схватку с предметом страха, демонстрируя неожиданную силу (храбрец позавидует). Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности (как кролик перед удавом). Тревожность обычно порождает другой способ реагирования — недифференцированную поисковую активность.

Четвертый критерий — сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной  эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как  некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.

Пятый критерий — интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить  следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха. Однако большую популярность приобрела концепция явлений  тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой  выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга  по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое  возбуждение.

Анализируя указанные  критерии, легко увидеть, что не все  они практически применимы, а  некоторые вызывают возражения. Бывает, например, совсем непросто различить  «витальную» угрозу и угрозу личности и социальным контактам человека. Разделение страха и тревожности  по способу реагирования довольно условно, так же как и рассмотрение тревожности в качестве комбинации разных базовых эмоций.

Наиболее понятным, доступным и практически используемым критерием является, по-видимому, первый: страх провоцируется конкретной угрозой, а тревожность является безобъектным переживанием. Убедительной кажется и концепция явлений  тревожного ряда, позволяющая обозначить достаточно четкие различия между тревожностью и страхом.

Тревога, так  же как страх и надежда, — особая, предвосхищающая эмоция. Образно  это описал основатель гештальт-терапии Ф. Перлз: «...Формула тревоги очень проста: тревога — это брешь между сейчас и тогда» [4, с.90 ].

Продуктивен подход к пониманию тревожности и  проблеме различения тревоги и страха с позиции введенного известным  отечественным психиатром Ф.Б. Березиным  понятия «явления тревожного ряда». Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом как  реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху [4, с.91 ].

Как представляется, продуктивными для понимания  этой проблемы являются идеи А.И. Божович  об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием  подлинной тревожности выступает  ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в  той или иной области. Только в  таком случае она может рассматриваться  как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере [3, с.113].

Но большинство  ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детских страхов  кроется в нарушении детско-родительских отношений [53, с.24 ]. 

1.2. Природа детских  страхов 

Страх — психическое  состояние, возникающее на основе инстинкта  самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх  имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность  задач, помехи и т. д.). С. проявляется  как у отдельных лиц, так и  у групп, больших масс. Степень, формы  его проявления разнообразны, но это  — область прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы  страха: испуг, боязнь, аффективный  страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние  формы выражения (ужас, эмоциональный  шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое  течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное  воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и  приспособление к внешнему миру [41, с.8].

Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных  персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных "(волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее  число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны  к страхам дети 6—7-летнего возраста [10, с.11 ].

Издавна психологи  и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов  является неправильное воспитание ребенка  в семье, сложные семейные отношения [5, с.22 ]. Так, представители различных  теоретических направлений в  психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния  нарушенных внутрисемейных отношений  на психическое развитие ребенка. Среди  причин формирования и развития различных  патологических черт характера и  невротических симптомов, лежащих  в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с  родителями вследствие распада семьи  или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка  от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Необходимо отметить, что боязливость и страх в  дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним  подходе со стороны взрослых. Тем  не менее, важность активной работы с  детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх  способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его  морально и убить душу [5, с.26 ].

В связи с  вышесказанным остро встает необходимость  комплексного подхода к решению  проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как  в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так  и в направлении родителей  на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может  воздействовать не только на внешние  стороны проявления страхов, но и  на порождающие его обстоятельства.

Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста