Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

страхи у дошкольника.docx

— 107.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра психологии и педагогики

 
 
 
 

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И СПОСОБЫ  ИХ КОРРЕКЦИИ У  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Дипломная  работа 

Выполнила:

студентка 5 курса

Научный руководитель:

Р.Р. Денисова

Работа  допущена к защите

«     »                        2007г.

Работа  защищена

«     »                        2007г.

Оценка

Председатель  ГАК:

(подпись)

Благовещенск 2007

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………...……………………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ  И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6

1.1.                                        Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6

1.2.                                                          Природа детских страхов……………………………..……13

1.3.                                        Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23

1.4.                                                                Способы коррекции детских страхов…………………….30

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И  МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42

2.1. Обзор диагностических  методик……………………..……………………42

2.2. Анализ результатов  исследования……………………………………..….52

2.3. Коррекция  детских страхов на примере  дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69

ПРИЛОЖЕНИЕ…….……………………………………………………………73

Введение 

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка  обрушивается множество неблагоприятных  факторов, способных не только затормозить  развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс  ее развития вспять. Поэтому большое  внимание проблеме страха уделяется  в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью  и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены  возрастными особенностями и  имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в  области семейных отношений, таких  как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или  слишком требовательное отношение  к ребёнку, которое порождает  в нём тревогу и затем формирует  враждебность к миру.

Психика ребенка  отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять  неблагоприятным воздействиям. Невротические  страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее  время вопросы диагностики и  коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В  связи с вышесказанным остро  встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции  детских страхов, в частности, привлечения  семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей  с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении  родителей на консультацию к специалисту  по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные  нарушения поддаются коррекции  и без последствий проходят у  детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно  важно своевременно обращаться к  специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление

Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции.

Цель исследования: выявить влияние детских страхов  на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Гипотеза: при  проведении исследования мы исходили из предположения, что детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная  коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов  у дошкольников.

Задачи:

1.                 Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.

2.                 Изучить психологические причины формирования детских страхов.

3.                 Рассмотреть влияние страха и тревожности  на формирующуюся личность ребёнка.

4.                 Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

5.                 Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Методологической  основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у  детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка.

База и методы исследования: данное исследование проводилось  в г.Зее на базе Муниципального детского образовательного учреждения №3. Выборка  исследования составила 60 человек (40 дошкольников и 20 родителей).

Для подтверждения  выдвинутой гипотезы применялись следующие  методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический анализ.

В наших исследованиях  применялись:  методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи», опросник для оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, опросник для выявления страха разлуки П. Бейкер и М. Алворд, а так же проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и  методика диагностики эмоционального состояния  «Силуэт человека» Л.Лебедевой.

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения детских страхов  и способы их коррекции  

1.1.                      Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе 

Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает  тревогу как социальное явление [7, с.5].

Учёный К. Изард  объясняет различие терминов «страх»  и «тревога» таким образом: тревога  — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что  страх — это одна из фундаментальных  эмоций человека, возникающая в ответ  на действие угрожающего стимула [17, с.6 ].

А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться  у человека в любом возрасте: у  детей от 1 года до 3 лет нередки  ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх  смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего  боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»  Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях  тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины  возникновения тревожности [18, с.56].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует  указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет  разнообразные функции в жизни  человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал  научный и творческий потенциал  людей на борьбу со стихией. Страх  играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх  также выступает своеобразным средством  познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к  явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать  как естественное сопровождение  человеческого развития.

В самом общем  виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной (см. приложение 1) [18, с.81].

Фобия (от греческого страх) — сильная и не имеющая  под собой реальной основы боязнь чего-либо — открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного  страха не вызывает [7, с.10].

Фобии возникают  вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных потрясений, физического  или умственного переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным  состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые  фобии встречаются у психически здоровых людей, например страх перед  темнотой, боязнь воды, высоты, появления  некоторых животных и т. д., хотя они  могут не содержать реальной угрозы [7, с.11].

Первичное формирование состояний с навязчивым страхом  происходит в условиях внезапного переживания  человеком отрицательной эмоциональной  реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность  и т. д.).

Существует много  фобий (тревог), страхи (фобии, простые  фобии) являются как бы составной  частью личности тревожно-мнительной структуры и представляют собой  боязнь каких-либо предметов, животных, насекомых, например: агорафобия - боязнь видимого пространства (страшно пройти по мосту, пересечь дорогу и т.п.); клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств (страшно находиться в закрытом помещении, в музее и даже театре); акрофобия - боязнь высоты (страшно летать на самолете, пройти по высокому мосту, подойти к окну, стоять на балконе верхнего этажа высотного дома: кажется, что высота «манит», и человек невольно двигается к краю, хотя не делает ни одного шага); айхмофобия – боязнь острых предметов, арахнофобия – боязнь пауков, герпетофобия – боязнь змей, гленофобия – боязнь взгляда куклы, либо особых ситуаций: антропофобия – боязнь людей, толпы, гомицидофобия – боязнь совершить убийство, дентофобия – боязнь зубоврачебного вмешательства, дерматофобия – боязнь заболеть кожной болезнью,  маниофобия – страх безумия, мизофобия – страх загрязнения, монофобия – боязнь одиночества, нозофобия – страх увечья, неизлечимой болезни, заражения,  оксифобия – боязнь острых предметов, петтофобия – страх общества, ситофобия – страх принятия пищи, скоптофобия – боязнь показаться смешным, привлечь к себе внимание, суицидофобия – боязнь совершить самоубийство, танатофобия – страх внезапной смерти, тафефобия – страх погребения заживо, фобофобия – страх страха, эрейтофобия – боязнь покраснеть, а также пантофобия – всеохватывающий навязчивый страх.

Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста