Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

страхи у дошкольника.docx

— 107.73 Кб (Скачать)

Страхи, связанные  с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют  какой-либо жизненной ситуации, а  потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок  думать уже не может. К детским  сверхценным страхам относятся  страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.

Детские сверхценные  страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто  «застревают», и вытащить их из собственных  фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх  смерти. В чистом виде этот страх  проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством  или обстоятельствами, которые могут  ее повлечь. Ведь тогда может случиться  нечто неожиданное и ему никто  не сможет помочь, а значит, он может  умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское  воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных  персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [26, с.40 ].

В связи с  этим остро встает вопрос ранней диагностики детских страхов и приобретает важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления  детских страхов А.И. Захарова и  М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективную методику изучения эмоциональных проблем  и трудностей взаимоотношений в  семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой  и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики  эмоционального состояния  «Силуэт человека» Л. Лебедевой.

В исследовании участвовали дошкольники средней  и подготовительной групп из муниципального дошкольного учреждения №3 г.Зеи. Выборка  составила всего 60 человек, из них 40 детей и 20 родителей. Участвовало  две группы детей по 20 человек, из которых 10 девочек и 10 мальчиков (как  в средней, так и подготовительной группе).

Методика «Страхи  в домиках» М.А. Панфиловой [34, с.10]. Автором  произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом» (см. приложение 2). Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление  и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о  страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо  и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или  «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка  страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые  ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а  не напротив ребенка, не забывая его  периодически подбадривать и хвалить  за то, что он говорит все как  есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько  групп по видам страхов, которые  были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный  и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаешься  один;

2) нападения  бандитов;

3) заболеть, заразиться;  

4) умереть;

5) того, что умрут  твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму  или папу;

8) того, что они  тебя накажут;

9) Бабы Яги,  Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея  Горыныча, чудовищ 10) опоздать в  детский сад, школу;

11) перед тем  как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя,  собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов,  самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана,  грозы, наводнения, землетрясения  (страх стихии);

17) когда очень  высоко (страх высоты);

18) когда очень  глубоко (страх глубины);

19) оставаться  в маленькой, тесной комнате,  помещении, в туалете (страх  замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме  зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных,  резких звуков (когда внезапно  что-то упадет, стукнет).

Проективную методику «Мои страхи» А.И.Захарова [18, с.67]. После  предварительной беседы, актуализирующей  воспоминания ребенка о том, что  его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В  процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а  также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании  рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать  свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих  ощущений в игровой обстановке позволяет  внутренним ресурсам изменить направление  с защиты на конструктивный процесс  личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным  механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной  деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего  мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха

Методика «Силуэт  человека» Л.Лебедевой [25, с.8] диагностирует  эмоциональное состояние ребёнка  по цветовому выбору, согласно Максу  Люшеру (см приложение 3). Исследования Макса Люшера показали, что четырем  цветам соответствуют четыре типа ощущения себя [40, с.9]. Человеку, предпочитающему  синий цвет, свойственна удовлетворенность  жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый  — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие»  стремятся к единству, нуждаются  в согласии, «красные» стремятся  к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что  этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна  свобода, для того чтобы надеяться  на лучшее. В рамки этих четырех  цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность  во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение  «здесь и сейчас», а желтому —  будущее.

Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь  коричневого, серого, чёрного цветов указывает па состояние выраженного  стресса. Это может быть объективно сверх сложная ситуация или невротическая  реакция на жизненные трудности.. Чувства выделяют явления, имеющие  стабильную мотивационную значимость.

Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены  такие «говорящие» чувства и  эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.

Информативно  «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.

Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой   позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи (см. приложение 4).

Г.Т. Хометаускас  в своей работе «Использование  детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: "Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу".

Тест помогает выявить отношение ребенка к  членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в  семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу [30, с.3].

Ситуация в  семье, которую родители оценивают  положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

• чья семья  изображена им на рисунке — его  самого или какого-нибудь друга, или  вымышленного героя;

• где находятся  изображенные персонажи и чем  заняты в данный момент;

• какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;

• кто из них  самый приятный и почему, кто самый  счастливый и почему;

• кто самый  грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;

• если бы все  собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто  бы из них остался дома;

• если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Опросник авторов  П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться  к ребёнку и даёт возможность  увидеть характерны ли для поведения  дошкольника следующие признаки, критерии определения тревожности  у ребенка:

1. Постоянное  беспокойство.

2. Трудность,  иногда невозможность сконцентрироваться  на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения  сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных  выше, постоянно проявляется в  его поведении [31, с.53].

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется  с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников [31, с.54].

1. Не может  долго работать, не уставая.

2. Ему трудно  сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание  вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время  выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается  чаще других.

6. Часто говорит  о напряженных ситуациях.

7. Как правило,  краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что  ему снятся страшные сны.

9. Руки у него  обычно холодные и влажные.

10. У него нередко  бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает  хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое  вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не  может сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит  браться за новое дело.

19. Не уверен  в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться  с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность  — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов.

Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста