Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Работа содержит 1 файл

страхи у дошкольника.docx

— 107.73 Кб (Скачать)

Увеличение числа  детей в семье, когда есть с  кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как  увеличение числа взрослых может  действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному  выражению чувств. Невозможность  в этих условиях быть самим собой  порождает хроническое чувство  эмоциональной неудовлетворенности  и беспокойства, особенно при нежелании  или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты  между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще  более незавидным.

Возраст родителей  также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у  детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны  к проявлениям беспокойства и  тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более  беспокойны, что отражает преимущественно  тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие «поздних»  детей под знаком чрезмерных забот  и беспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность  в себе. Если же состояние тревоги  повторяется часто и в самых  разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми  и т.д.), то следует говорить о тревожности [19, с.203 ]. 

1.3. Личностная тревожность  как фактор формирования  страха у ребёнка 

Тревожность —  одна из наиболее сложных проблем  современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской  работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия [22, с.34].

Но одновременно это одна из наиболее используемых в практике категорий — как  диагностических, так и объяснительных, интерпретационных. Когда речь идет о влиянии тревожности на поведение  и развитие личности, о саморегуляции  состояния тревоги, о тревожном  типе личности, о «работе с тревогой», способах преодоления устойчивой тревожности  и т.п. — сравнительно легко достигается  взаимопонимание между специалистами, вне зависимости от их теоретических  взглядов [17, с.7].

Сложность применения известных точек зрения к анализу  страха и тревоги у детей, как  подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, разграничение внешней  и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной»  и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае для  детей.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти  всегда. Это состояние сопутствует  человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх  высоты, страх замкнутого пространства.

Б.И. Кочубей  и Е.В. Новикова считают, что тревожность  развивается вследствие наличия  у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми  требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским  садом). Например, родители не пускают  ребенка в школу из-за плохого  самочувствия, а учитель ставит  «двойку» в журнал и отчитывает  его за пропуск урока в присутствии  других детей.

2. Неадекватными  требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно  повторяют ребенку, что он непременно  должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными  требованиями, которые унижают ребенка,  ставят его в зависимое положение.  Например, воспитатель или учитель  говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое  отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты  считают, что в дошкольном и  младшем школьном возрасте более  тревожны мальчики, а после 12 лет  девочки. При этом девочки больше  волнуются по поводу взаимоотношений  с другими людьми, а мальчиков  в большей степени беспокоят  насилие и наказание. Совершив  какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама  или педагог плохо о них  подумают, а подружки откажутся  играть с ними. В этой же  ситуации мальчики, скорее всего,  будут бояться, что их накажут  взрослые или побьют сверстники. Как отмечают авторы книги,  через 6 недель после начала  учебного года у школьников  обычно повышается уровень тревожности,  и они нуждаются в 7 —10-дневном  отдыхе [38, с.18 ].

Тревожность ребенка  во многом зависит от уровня тревожности  окружающих его взрослых. Высокая  тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными  отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают  конфликты.

Интересен тот  факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились  скандалы, уровень тревожности ребенка  не снижается, а, как правило, резко  возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила  и такую закономерность: тревожность  детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка [38, с.20 ].

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так  и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими  детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению  в школу, в присутствии ребенка  ведутся разговоры о выборе «достойной»  школы, «перспективного» учителя. Озабоченность  родителей передается и детям. Кроме  того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним  задания. Неокрепший и еще не готовый  к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш  начинает болеть, желание учиться  пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает [48, с.61 ].

Тревожность может  быть сопряжена с неврозом или  с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Две тысячи лет  назад Цицерон в трактате «Тускуланские  беседы» писал: «Тревожность как  черта характера (anxietas) отличается от состояния тревоги (angor) в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен а  тот, кто тревожен, не обязательно  во всех случаях испытывает страх» [17, с.6 ].

Анализируя это  суждение, Г. Айзенк указывает: «Из контекста  видно, что под тревожностью как  чертой характера Марк Тулий Цицерон  понимает относительно постоянное состояние  сильного возбуждения симпатической  нервной системы, страха и повышенной эмоциональности, в то время как  состояние тревожности представляет собой состояние человека в конкретный момент, независимое от уровня эмоциональности, обычного для данного человека» [17, с.6 ].

В 1970г. Ч. Спилбергер с коллегами опубликовал опросник, который может быть использован  для эмпирического исследования различия между тревожностью как чертой характера и тревожностью как состоянием.

В упомянутом трактате Цицерона также сформулирована идея, предвосхитившая современное представление  о тревожности как результате научения. Цицерон писал: «Кто страдает, тот боится, ибо причины, вызывающие страдание, при угрозе их появления  вызывают страх». И далее: «Страх вызывается отсутствующими факторами, присутствие  которых вызывает страдание». Это представление созвучно с теорией обусловливания, если рассматривать тревожность (страх) как условную реакцию, а страдание (например, боль) как безусловную.

Принято считать, что проблема тревожности как  проблема собственно психологическая  была впервые поставлена и подверглась  специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей  свое начало от С. Кьеркегора (эту близость подчеркивают многие исследователи, в  частности известный отечественный  знаток фрейдизма  В.М. Лейбин, хотя сам Фрейд избегал указаний на философские источники своих идей и вообще старался дистанцироваться от философствования) [17, с.7].

Эта близость особенно интересна в понимании тревоги  и страха. И Кьеркегор, и Фрейд  признавали необходимость разграничения  страха и тревоги, считая, что страх  — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция  на опасность, не известную и не определяемую.

Считая, что понимание  тревожности имеет чрезвычайно  большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд  очень скрупулезно подходил к  анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх».

По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением  в наших фантазиях ситуаций, связанных  с испытанными в прошлом опыте  переживаниями беспомощности. Фрейд  выделял три ее основных вида:

1) объективную,  вызванную реальной внешней опасностью;

2) невротическую,  вызванную опасностью не известной  и не определенной;

3) моральную,  определяемую им как «тревожность  совести».

Анализ невротической  тревожности, позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая  тревожность отличается от объективной  «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она  сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности  — боязнь потенциального вреда, который  может причинить освобождение влечений.

Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это  «свободно плавающая», «свободно  витающая» тревожность, или «готовность  в виде тревоги», которую, как образно  замечает Фрейд, тревожный человек  носит повсюду с собой и  которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему  объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться  в страх ожидания.

Во-вторых, это  фобические реакции, которые характеризуются  несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома  и т.п.

В-третьих, это  страх, возникающий при истерии  и тяжелых неврозах и характеризующийся  полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

Правда, с точки  зрения Фрейда, разграничение объективной  и невротической тревожности  весьма условно, поскольку невротическая  тревожность имеет тенденцию  проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального  страха, так как от внешней опасности  избавиться легче, чем от внутренней. Моральная же тревожность, с точки  зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической  тревожности, так как Супер-Эго  является интроецированным голосом  авторитета родителей и продуцирует  вполне реальную боязнь угроз и наказаний  — реальную по крайней мере для  детей [46, с.74 ].

Несмотря на то, что в наши дни идеи классического  психоанализа уже не столь популярны  в психологическом сообществе, как  в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности. Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в  первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма. В  работах Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности  в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как  основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности в ранних и более  поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности  у ребенка.

Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста