Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Увеличение числа
детей в семье, когда есть с
кем пообщаться, поиграть, обычно способствует
уменьшению страхов, в то время как
увеличение числа взрослых может
действовать противоположным
Возраст родителей
также имеет немаловажное значение
для возникновения страхов у
детей. Как правило, у молодых, эмоционально
непосредственных и жизнерадостных
родителей дети менее склонны
к проявлениям беспокойства и
тревоги. У «пожилых» родителей (после
30 и особенно после 35 лет) дети более
беспокойны, что отражает преимущественно
тревожность матери, поздно вышедшей
замуж и долго не имевшей детей.
Неудивительно развитие «поздних»
детей под знаком чрезмерных забот
и беспокойств. Впитывая как губка,
тревогу родителей, они рано обнаруживают
признаки беспокойства, перерастающего
затем в инфантильность и неуверенность
в себе. Если же состояние тревоги
повторяется часто и в самых
разных ситуациях, (при ответе у доски,
общении с незнакомыми
1.3.
Личностная тревожность
как фактор формирования
страха у ребёнка
Тревожность —
одна из наиболее сложных проблем
современной психологической
Но одновременно
это одна из наиболее используемых
в практике категорий — как
диагностических, так и объяснительных,
интерпретационных. Когда речь идет
о влиянии тревожности на поведение
и развитие личности, о саморегуляции
состояния тревоги, о тревожном
типе личности, о «работе с тревогой»,
способах преодоления устойчивой тревожности
и т.п. — сравнительно легко достигается
взаимопонимание между
Сложность применения известных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае для детей.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Б.И. Кочубей
и Е.В. Новикова считают, что тревожность
развивается вследствие наличия
у ребенка внутреннего
1. Противоречивыми
требованиями, предъявляемыми родителями,
либо родителями и школой (детским
садом). Например, родители не пускают
ребенка в школу из-за плохого
самочувствия, а учитель ставит
«двойку» в журнал и
2. Неадекватными
требованиями (чаще всего, завышенными).
Например, родители неоднократно
повторяют ребенку, что он
3. Негативными
требованиями, которые унижают ребенка,
ставят его в зависимое
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка [38, с.20 ].
Существует мнение,
что учебная тревожность
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Две тысячи лет назад Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал: «Тревожность как черта характера (anxietas) отличается от состояния тревоги (angor) в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх» [17, с.6 ].
Анализируя это
суждение, Г. Айзенк указывает: «Из контекста
видно, что под тревожностью как
чертой характера Марк Тулий Цицерон
понимает относительно постоянное состояние
сильного возбуждения симпатической
нервной системы, страха и повышенной
эмоциональности, в то время как
состояние тревожности
В 1970г. Ч. Спилбергер
с коллегами опубликовал
В упомянутом трактате
Цицерона также сформулирована идея,
предвосхитившая современное
Принято считать,
что проблема тревожности как
проблема собственно психологическая
была впервые поставлена и подверглась
специальному рассмотрению в трудах
3. Фрейда. При этом необходимо отметить,
что взгляды Фрейда во многом близки
к философской традиции, берущей
свое начало от С. Кьеркегора (эту близость
подчеркивают многие исследователи, в
частности известный
Эта близость особенно
интересна в понимании тревоги
и страха. И Кьеркегор, и Фрейд
признавали необходимость разграничения
страха и тревоги, считая, что страх
— реакция на конкретную опасность,
тогда как тревожность —
Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх».
По мнению Фрейда,
тревожность выступает
1) объективную,
вызванную реальной внешней
2) невротическую,
вызванную опасностью не
3) моральную,
определяемую им как «
Анализ невротической тревожности, позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.
Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания.
Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п.
В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. Моральная же тревожность, с точки зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности, так как Супер-Эго является интроецированным голосом авторитета родителей и продуцирует вполне реальную боязнь угроз и наказаний — реальную по крайней мере для детей [46, с.74 ].
Несмотря на
то, что в наши дни идеи классического
психоанализа уже не столь популярны
в психологическом сообществе, как
в прежние времена, необходимо признать,
что представления Фрейда на долгие
годы, вплоть до наших дней, определили
основные направления изучения тревожности.
Проблема тревожности получила дальнейшее
развитие в русле неофрейдизма, в
первую очередь в работах Г.С.
Салливана, К. Хорни и Э. Фромма. В
работах Хорни особый акцент делается
на роли неудовлетворения потребности
в межличностной надежности. Рассматривая
в качестве главной цели развития
человека стремление к самореализации,
Хорни оценивает тревогу как
основное противодействие этой тенденции.
Существуют различия между пониманием
тревожности в ранних и более
поздних работах Хорни. Неизменным,
однако, оставалось подчеркивание роли
среды в возникновении
Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста