Разработка электронного учебного пособия по материаловедению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:43, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.

Содержание

Введение 4
1 Общая часть 6
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия 6
1.2 Общие сведения о пособии 7
1.3 Описание структуры пособия 8
1.3.1 Общее представление о структуре пособия 8
1.3.2 Вопросы по теме 9
1.3.3 Лабораторные работы 9
1.3.4 Тесты 9
1.3.5 Дополнительные сведения 10
1.4 Описание интерфейса пособия 11
1.4.1 Обоснование выбора структуры интерфейса 11
1.4.2 Основное меню 12
1.4.3 Вспомогательное меню 12
1.4.4 Главное окно 13
1.5 Использованные мультимедиа средства 14
1.5.1 Общие сведения о мультимедийных средствах 14
1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств 16
1.5.3 Статичные графические изображения 16
1.5.4 Эскизы изображений 17
1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя 17
1.5.6 Анимация GIF и Flash 18
1.5.7 Видеоролики 19
1.6 Описание тестов 20
1.6.1 Описание структуры теста 20
1.6.2 Описание структуры вопроса теста 21
1.6.3 Виды вопросов 22
1.7 Редактирование материалов пособия преподавателем 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Расчет коэффициента эффективности урока 26
2.2 Расчет времени доступа к пособию в Интернете 28
3 Технологическая часть 32
3.1 Использованные методы и средства для создания электронного учебного пособия 32
3.1.1 Особенности разработки структуры интерфейса и структуры размещения файлов пособия 32
3.1.2 Создание HTML-страниц 34
3.1.3 Использованные активные компоненты и язык JavaScript 35
3.1.4 Разработка тестов 38
3.1.5 Использование интегрированного браузера 42
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия 43
3.1.7 Использованные графические форматы 44
4. Специально-исследовательская часть 47
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников 47
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников 47
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки 47
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения 48
4.1.4 Средства мультимедиа 49
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства 49
4.1.6 Критерии выбора средств разработки 50
5. Организационно-экономическая часть 52
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия 52
5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия 59
6 Охрана труда и промышленная экология 63
6.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе 63
6.1.1 Общие требования 63
6.1.2 Требования к организации рабочего места 63
6.1.3 Требования безопасности перед началом работы 64
6.1.4 Требования безопасности во время работы 64
6.1.5 Требования безопасности по окончанию работы 65
Заключение 67
Список использованных источников информации 68

Работа содержит 1 файл

Диплом_Гарафутдинов.doc

— 714.50 Кб (Скачать)
stify">     (руб.)

    Затраты на электроэнергию составили 144 руб.

    На  основании среднестатистических значений затраты  на износ малоценного  инструмента взяты 2500 руб. в год на одно рабочее место. Расчет стоимостного выражения износа малоценного инструмента произведен по следующей формуле::

     ,

    где затраты на износ малоценного инструмента;

           –затраты на износ малоценного инструмента в год;

          количество дней разработки продукта;

         365 количество дней в году.

     (руб.)

    Стандартное среднее значение затрат на вспомогательные материалы составляет 2000 руб. в год на одно рабочее место. Упомянутые затраты рассчитываются по следующей формуле:

     ,

    где затраты на вспомогательные материалы;

           –затраты на вспомогательные материалы в год;

          количество дней разработки продукта;

         365 количество дней в году.

     (руб.)

    Затраты на ремонт и обслуживание оборудования составляют 10% в год от первоначальной стоимости оборудования. В данном случае основным оборудованием являются два компьютера: домашний компьютер дипломника и предоставленный техникумом. Учитывая, что работа производилась не одновременно на двух компьютерах, а попеременно на каждом из них, то при расчете затрат на обслуживание использована средняя арифметическая величина первоначальной стоимости каждого компьютера. Первоначальная стоимость домашнего компьютера составляет примерно 35000 руб. Предполагаемая первоначальная стоимость компьютера, предоставленного техникумом, составляет 30000 руб. (в эту сумму также включена стоимость дополнительно использованного оборудования: принтера, сканера и др.). Средняя величина стоимости оборудования составляет

     ,

    где средняя первоначальная стоимость оборудования;

           – первоначальная стоимость домашнего компьютера;

           – первоначальная стоимость использованного оборудования техникума.

     = (руб.)

    Затраты на ремонт и обслуживание оборудования в год рассчитаны по формуле:

     ,

    где годовые затраты на ремонт оборудования;

           – средняя первоначальная стоимость оборудования;

         0,1 10% от первоначальной стоимости оборудования.

     (руб.)

    Затраты на ремонт и обслуживание оборудования в течение времени разработки продукта рассчитаны по формуле:

     ,

    где затраты на ремонт и обслуживание оборудования;

           – годовые затраты на ремонт оборудования;

          количество дней разработки продукта;

         365 количество дней в году.

     (руб.)

    Размер прочих затрат принят в размере 8% от общей суммы затрат на содержание и эксплуатацию оборудования:

     ,

    где прочие затраты;

           – затраты на электроэнергию;

           – затраты на износ малоценного инструмента;

           – затраты на вспомогательные материалы;

           – затраты на ремонт и обслуживание оборудования.

     (руб.)

    Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования представлена в таблице 2.

    Таблица 2 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Наименование  статьи расходов Сумма, руб.
1 Затраты на электроэнергию 144
2 Затраты на износ малоценного  инструмента 411
3 Затраты на вспомогательные  материалы 329
4 Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования 535
5 Прочие  затраты 114
  ИТОГО: 1533
 

    Таким образом, величина составила 1533 руб.

    В свете полученных результатов можно  провести расчет прямых затрат на разработку продукта по формуле (5):

     (руб.)

    Используя формулу (4), можно рассчитать величину накладных расходов:

     (руб.)

    И, наконец, по формуле (3) можно рассчитать величину себестоимости продукта:

     (руб.)

    Это значение можно округлить  до 3000 руб.

    Таким образом, себестоимость  электронного учебного пособия по материаловедению составляет 3000 руб. 

    5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия

    Экономическую эффективность внедрения в учебный процесс какого-либо продукта можно оценить двумя способами: используя некие абстрактные, не поддающиеся числовому выражению величины, такие, как повышение качества образования, и вполне конкретные величины, полученные путем некоторых теоретических расчетов. Оценка эффективности внедрения пособия выражена с использованием обоих способов.

    Можно рассчитать экономическую  выгоду электронного учебника, учитывая такой показатель, как снижение затрат на приобретение печатной учебной литературы.

    На  отделении 1103 «Литейное производство черных и цветных металлов» на II и III курсах в настоящий момент обучается 144 человека. По установленному нормативу на каждого студента должен приходиться один учебник по материаловедению. Таким образом, общее количество необходимых для обучения печатных изданий составляет 144 экземпляра. Также известно, что закупочная цена одного экземпляра равна 275 руб.

    На  основании этих данных подсчитано, что при переходе на обучение студентов II III курсов указанной дисциплине с использованием электронного учебного пособия:

  1. сократится количество хранимых в библиотеке книг на 144 шт., соответственно, освободится место для такого же количества более насущной литературы;
  2. сократятся материальные затраты на приобретение учебников. Величина высвобожденных средств рассчитана по следующей формуле:

    ,

    где величина сэкономленных средств;

         необходимое количество экземпляров учебников;

          – закупочная цена одного экземпляра;

        1,04 коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы.

    (руб.)

    Учитывая, что затраты на внедрение электронного учебного пособия составляют всего 3000 руб. (см. пункт 5.1), причем половину этих затрат несет дипломник за свой счет, а техникум при отказе от печатной литературы по материаловедению сохранит приблизительно 40000 руб., экономическая выгода от внедрения пособия очевидна.

    Следует также учесть, что  данное учебное пособие не имеет аналогов, уникально. Приобретение на стороне подобного пособия обошлось бы дешевле, так как в настоящий момент цены электронных учебников соизмеримы с ценами печатных (200 300 руб.), вероятно также, что продукт сторонних разработчиков явился бы более совершенным технологически, нежели имеющийся. Однако основная ценность собственного пособия в том, что оно полностью удовлетворяет учебной программе техникума, тогда как сторонние пособия составлены по разным учебным программам и потому полноценное обучение с их использованием невозможно. С учетом того, что имеющееся пособие также удовлетворяет требованиям техникума, предъявляемым к его технологической части, затраты на разработку собственного учебного пособия экономически оправданы.

    Экономический эффект от внедрения  электронного учебного пособия можно также оценить, рассмотрев функции, которые оно призвано выполнить. К ним относятся:

  1. индивидуализация учебного процесса;
  2. обеспечение повышения качества усвоения материала;
  3. обеспечение возможности не менее эффективного, чем на лекции, обучения в домашней обстановке;
  4. обеспечение повышения эффективности самоконтроля знаний;
  5. адаптация студентов к компьютеру;
  6. изменение роли преподавателя на лекции от статуса распространителя материала до статуса помощника-консультанта;
  7. подготовка к переходу на дистанционную форму образования.

    Учитывая  все вышеизложенные преимущества использования электронного учебного пособия, а также его относительно низкую себестоимость, уникальность, удобство в эксплуатации, можно с уверенностью сделать вывод, что использование данного пособия при обучении принесет немалый экономический эффект и внедрение его в учебный процесс полностью оправдано и целесообразно. 
 
 
 

 

     6 Охрана  труда и промышленная  экология

    6.1 Правила поведения  и техники безопасности  в компьютерном классе

    6.1.1 Общие требования

    Занятия за персональным компьютером (ПК) связанны с вредными и опасными условиями труда. Неправильные действия при эксплуатации ПК могут привести как к фатальным последствиям для студента, так и выходу из строя дорогостоящей аппаратуры. Вследствие чего существуют установленные нормы и требования к занятиям за ПК, которые необходимо соблюдать.

    К работе в компьютерном классе допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

    Необходимо  неукоснительно соблюдать  правила по технике  безопасности. Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание, привести к выходу из строя аппаратуры. При эксплуатации персонального компьютера необходимо остерегаться поражения электрическим током, механических повреждений, травм. 

Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по материаловедению