Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:43, дипломная работа
В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.
Введение 4
1 Общая часть 6
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия 6
1.2 Общие сведения о пособии 7
1.3 Описание структуры пособия 8
1.3.1 Общее представление о структуре пособия 8
1.3.2 Вопросы по теме 9
1.3.3 Лабораторные работы 9
1.3.4 Тесты 9
1.3.5 Дополнительные сведения 10
1.4 Описание интерфейса пособия 11
1.4.1 Обоснование выбора структуры интерфейса 11
1.4.2 Основное меню 12
1.4.3 Вспомогательное меню 12
1.4.4 Главное окно 13
1.5 Использованные мультимедиа средства 14
1.5.1 Общие сведения о мультимедийных средствах 14
1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств 16
1.5.3 Статичные графические изображения 16
1.5.4 Эскизы изображений 17
1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя 17
1.5.6 Анимация GIF и Flash 18
1.5.7 Видеоролики 19
1.6 Описание тестов 20
1.6.1 Описание структуры теста 20
1.6.2 Описание структуры вопроса теста 21
1.6.3 Виды вопросов 22
1.7 Редактирование материалов пособия преподавателем 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Расчет коэффициента эффективности урока 26
2.2 Расчет времени доступа к пособию в Интернете 28
3 Технологическая часть 32
3.1 Использованные методы и средства для создания электронного учебного пособия 32
3.1.1 Особенности разработки структуры интерфейса и структуры размещения файлов пособия 32
3.1.2 Создание HTML-страниц 34
3.1.3 Использованные активные компоненты и язык JavaScript 35
3.1.4 Разработка тестов 38
3.1.5 Использование интегрированного браузера 42
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия 43
3.1.7 Использованные графические форматы 44
4. Специально-исследовательская часть 47
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников 47
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников 47
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки 47
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения 48
4.1.4 Средства мультимедиа 49
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства 49
4.1.6 Критерии выбора средств разработки 50
5. Организационно-экономическая часть 52
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия 52
5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия 59
6 Охрана труда и промышленная экология 63
6.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе 63
6.1.1 Общие требования 63
6.1.2 Требования к организации рабочего места 63
6.1.3 Требования безопасности перед началом работы 64
6.1.4 Требования безопасности во время работы 64
6.1.5 Требования безопасности по окончанию работы 65
Заключение 67
Список использованных источников информации 68
Содержание
Приложения
Приложение А Структурная организация электронного пособия
Приложение Б Интерфейс и навигация
Приложение В Технологическая реализация тестов
Приложение Г Электронное учебное пособие по материаловедению
Введение
В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.
Суть дистанционной формы обучения заключается в том, что студент изучает лекционный материал и контролирует полученные знания самостоятельно, используя лишь персональный компьютер и информационную сеть. Как показывает практика, это дает следующие положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
В основе дистанционного обучения лежит использование электронных учебных пособий, идущих на смену традиционным печатным учебникам. Электронный учебник, в отличие от обычного, представляет собой не только набор текстовой и графической информации, в нем применяются практически все способы представления информации, доступные на компьютере. Это и видео, и анимация, и звуковые эффекты – словом, электронный учебник максимально использует мультимедийные возможности вычислительных систем, что способствует лучшему усвоению материала учащимися.
Второе преимущество подобных учебников заключается в том, что студент может изучать материал в удобной для себя последовательности и темпе, соответствующем его времени и способностям.
Кроме того, использование электронных учебников экономически выгодно: учреждению не нужно закупать партии учебной литературы, выдавать ее студентам с риском утери или порчи последними, использовать библиотечную систему. Можно всего лишь выложить файлы с учебником на сервер, с которого их можно запускать на любом имеющем к нему доступ компьютере, а также копировать на носитель, чтобы продолжить изучение в домашней обстановке.
Наконец, электронное пособие, в отличие от печатного, позволяет с легкостью редактировать и дополнять имеющийся учебный материал, что очень полезно в случае, когда необходимо изготовить учебник в сжатые сроки и нет времени на доведение качества изложения материала до положенного уровня. Это достигается уже в процессе эксплуатации учебника.
В
свете вышеперечисленных
преимуществ электронных
учебных пособий можно
сделать вывод, что на
сегодняшний день способ
получения образования
с их использованием
является наиболее прогрессивным.
И вполне предсказуемым
является тот факт, что
сейчас практически
все уважающие себя
образовательные учреждения,
обладающие достаточной
технической и материальной
базой, переходят на
использование формы
обучения с использованием
подобных средств.
1 Общая часть
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия
В настоящее время в Пермском авиационном техникуме им. Швецова реализуется программа информатизации. Это связано с тем, что произошло достаточное обеспечение техникума вычислительной техникой, появилось большое количество компьютерных классов, во многих помещениях проложена локальная сеть. В учебном процессе все обширнее используются мультимедиа-проекторы и компактные переносные компьютеры-ноутбуки. В 2006 году планируется открытие техникумом первой специальности, целиком основанной на дистанционной форме обучения. Все эти факторы привели к тому, что в рамках программы информатизации началось активное создание электронных учебных пособий.
Ввиду адаптации современного поколения студентов к компьютеру (так как уже сейчас подростки намного больше времени уделяют именно компьютеру, нежели чтению, какового требует подготовка с использованием печатной учебной литературы) занятия за экраном монитора вызывают у молодого поколения больший интерес. Взят курс на самообучение, на то, чтобы привить студентам умение самостоятельно изучить, усвоить материал и так же самостоятельно проконтролировать свои знания. Целью всего этого является подготовка техникума к введению дистанционной формы образования.
Рассматриваемое здесь электронное учебное пособие по материаловедению не планируется использовать в дистанционном обучении. Оно разрабатывалось и предназначалось для использования в локальной сети, а не для выкладывания в Интернет. Однако возможность размещения в Интернете заложено в него изначально, так что пособие готово и для использования в дистанционном обучении. Данное пособие и многие, ему подобные, призваны заложить фундамент для перехода на дистанционное образование, подготовить преподавателей и студентов к использованию подобных средств.
1.2 Общие сведения о пособии
Электронное учебное пособие по материаловедению предназначено для студентов II – III курсов специальности 1103 «Литейное производство черных и цветных металлов». Учебник содержит полный курс лекций по указанной дисциплине, в соответствии с учебным планом изучаемой в течение двух семестров – IV и V. Курс составлен преподавателем – руководителем проекта и полностью удовлетворяет программе обучения.
Фактически данное пособие является полноценным заменителем аналогичного стандартного печатного издания, пусть и несколько уступает ему по объему и полноте изложения материала, но выигрывает по количеству зрительной информации, которая запоминается и усваивается намного быстрее и легче, нежели текстовая, удобству использования и дружественности по отношению к обучающемуся.
В качестве дополнительной возможности пособие содержит набор интегрированных тестов, что позволяет студенту самостоятельно либо под контролем преподавателя проводить оценку собственных знаний. В тестах предусмотрено несколько способов ответа на вопрос, разнящихся в зависимости от структуры конкретного вопроса. Также данные тесты играют роль обучающих, так как в случае неверного ответа студенту предлагается правильный вариант.
Кроме тестов, в пособии предусмотрен и традиционный список вопросов по изученному материалу, как того требует курс обучения. Такой метод контроля знаний является стандартным для каждого учебного пособия, и данное не стало исключением.
Также особенностью электронного пособия является возможность редактирования материала преподавателем, если таковое необходимо. Такая возможность изначально заложена в данный учебник. Подробное справочное руководство по редактированию материала в электронном виде прилагается к самому пособию.
1.3 Описание структуры пособия
1.3.1 Общее представление о структуре пособия
Пособие спроектировано таким образом, что полностью отражает структуру подачи лекционного материала. Учебный курс разбит на 8 разделов, каждый из которых, в свою очередь, делится на темы, темы – на отдельные вопросы. Один или несколько таких вопросов разбираются на уроках, а уроки учебника состоят из кадров. Таким образом, наименьшей частью материала с точки зрения структуры предмета является вопрос, а с точки зрения структуры пособия – кадр. В данном случае кадр представляет собой минимальный фрагмент материала, который в виде текста, графики и мультимедийных компонентов представлен на одной странице учебника, которая хранится в отдельном файле. Разбиение уроков на кадры произведено с целью акцентировать внимание студента на каждом отдельном вопросе, выделить его из общей массы материала, выдаваемого за один урок. Также это позволяет уравнять количество выдаваемой за один раз студенту информации. Это связано с тем, что уроки далеко не всегда сопоставимы по объему содержащегося в них материала, и потому выкладывать на каждую страницу учебника по одному уроку в ряде случаев нецелесообразно. Урок может состоять из одного (минимум) или нескольких вопросов, точно также как и кадр, однако, если вопрос занимает большой объем, то он может быть поделен на несколько кадров, но не на несколько уроков.
Как
видно из схемы (приложение
А), в структуре учебника
кроме основных элементов
(разделы, темы, уроки)
представлены несколько
дополнительных. Это
тесты, вопросы по теме
и лабораторные работы.
Эти элементы, кроме
тестов, располагаются
на отдельных кадрах
учебника, причем каждый
из них занимает, в отличие
от уроков, лишь один
кадр.
1.3.2 Вопросы по теме
Каждая
тема оканчивается небольшим
набором вопросов,
охватывающих основные
положения и понятия,
рассмотренные в данной
теме. Этот способ проверки
знаний является традиционным,
он более примитивен,
чем тесты, и, несомненно,
вызовет у студентов
меньший интерес, однако
при проектировании
учебника была поставлена
цель по возможности
разнообразить применяемые
в нем средства обучения,
каковой цели и служит
использование для самопроверки
знаний простого списка
вопросов. Кроме того,
на представленные в
такой форме вопросы,
в отличие от вопросов
теста, можно отвечать
в любом порядке.
1.3.3 Лабораторные работы
Поскольку
программа изучения
дисциплины предусматривает 15
лабораторных работ,
методические указания
по их выполнению также
включены в данное пособие.
Однако разработка методических
указаний не является
основной целью проекта,
поэтому их оформлению
не было уделено самого
пристального внимания
и они включены в учебник
в текстовом виде без
дополнительной графики
и других мультимедиа
компонентов. Лабораторные
работы распределены
по разделам неравномерно
и сохраняют свою собственную
нумерацию, не зависящую
от номера раздела, в
который входят. Однако,
учитывая, что проводятся
они на основных уроках,
при порядковой нумерации
уроков они учитываются
и рассматриваются как
обычные уроки.
1.3.4 Тесты
Каждый раздел оканчивается тестом для самостоятельной проверки знаний, содержащий вопросы по тематике только что изученного раздела. Часть этих вопросов предполагается включить в контрольный тест по дисциплине, так как обучающие тесты составлены преподавателем − руководителем проекта в соответствии с программой обучения. Ввод подобных тестов целесообразен, так как подобный способ контроля знаний студенту более интересен, чем обычный список вопросов, и вероятность того, что учащийся самостоятельно протестируется, более высока, чем того, что он прочтет и попытается ответить на вопросы.
Целью тестов является выявление пробелов в знаниях студента, повторение пройденного материала, а также демонстрация вопросов, которые могут встретиться на контрольном тесте по дисциплине. Оценка за пробный тест не выставляется, результаты ответов на вопросы теста выдаются непосредственно на экран монитора после каждого вопроса и не дублируются. Тест также исполняет роль обучающего, так как при неправильном ответе на вопрос выдается верный вариант.
Полноценный
контроль знаний студентов
по данной дисциплине
планируется проводить
с использованием
более сложного программного
продукта, взаимодействующего
с сетевым сервером,
и потому его способы
в данной работе не рассматриваются.
1.3.5 Дополнительные сведения
Дополнительные сведения − это набор информации об объекте, рассматриваемом в материале пособия. Эта информация необязательна для изучения, но рекомендуется к ознакомлению, подобно сноскам в конце страницы, применяемым в печатной литературе. Дополнительные сведения не являются структурной составляющей электронного пособия, однако являются важным его элементом. Они представляют собой глоссарий, части которого неравномерно распределены по всему учебнику. Каждая из этих частей содержит дополнительную информацию на конкретную описываемую или упоминаемую в данном месте пособия тему и вызывается путем щелчка указателем мыши на ключевом слове, выделяющемся в тексте при наведении указателя красным цветом. При щелчке открывается всплывающее окно с нужными данными, могущими включать в себя текст и изображения. Обязательным атрибутом всплывающего окна дополнительных сведений является кнопка «Закрыть», позволяющая закрыть данное окно и продолжить изучение основного материала.
Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по материаловедению