Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:43, дипломная работа
В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.
Введение 4
1 Общая часть 6
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия 6
1.2 Общие сведения о пособии 7
1.3 Описание структуры пособия 8
1.3.1 Общее представление о структуре пособия 8
1.3.2 Вопросы по теме 9
1.3.3 Лабораторные работы 9
1.3.4 Тесты 9
1.3.5 Дополнительные сведения 10
1.4 Описание интерфейса пособия 11
1.4.1 Обоснование выбора структуры интерфейса 11
1.4.2 Основное меню 12
1.4.3 Вспомогательное меню 12
1.4.4 Главное окно 13
1.5 Использованные мультимедиа средства 14
1.5.1 Общие сведения о мультимедийных средствах 14
1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств 16
1.5.3 Статичные графические изображения 16
1.5.4 Эскизы изображений 17
1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя 17
1.5.6 Анимация GIF и Flash 18
1.5.7 Видеоролики 19
1.6 Описание тестов 20
1.6.1 Описание структуры теста 20
1.6.2 Описание структуры вопроса теста 21
1.6.3 Виды вопросов 22
1.7 Редактирование материалов пособия преподавателем 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Расчет коэффициента эффективности урока 26
2.2 Расчет времени доступа к пособию в Интернете 28
3 Технологическая часть 32
3.1 Использованные методы и средства для создания электронного учебного пособия 32
3.1.1 Особенности разработки структуры интерфейса и структуры размещения файлов пособия 32
3.1.2 Создание HTML-страниц 34
3.1.3 Использованные активные компоненты и язык JavaScript 35
3.1.4 Разработка тестов 38
3.1.5 Использование интегрированного браузера 42
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия 43
3.1.7 Использованные графические форматы 44
4. Специально-исследовательская часть 47
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников 47
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников 47
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки 47
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения 48
4.1.4 Средства мультимедиа 49
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства 49
4.1.6 Критерии выбора средств разработки 50
5. Организационно-экономическая часть 52
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия 52
5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия 59
6 Охрана труда и промышленная экология 63
6.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе 63
6.1.1 Общие требования 63
6.1.2 Требования к организации рабочего места 63
6.1.3 Требования безопасности перед началом работы 64
6.1.4 Требования безопасности во время работы 64
6.1.5 Требования безопасности по окончанию работы 65
Заключение 67
Список использованных источников информации 68
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства
Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, то есть сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве объектов, на которые наложены ссылки, могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. Однако в ряде случаев создаваемым с использованием данной технологии продуктам свойственны неудачный дизайн, компоновка, структура документа.
В настоящее время основным гипертекстовым форматом является HTML.
HTML (Hypertext Markup Language − язык гипертекстовой разметки) является основным языком для создания web-страниц и автономных документов. HTML определяет расположение элементов web-документа (таблиц, ссылок, рисунков и т.д.), использующиеся шрифты, форматы заголовков, графические элементы и т.д. с помощью набора тегов - специальных ключевых слов. HTML не является языком программирования в традиционном смысле; фактически это формат Интернет-документов. Текстовые документы (имеющие расширение «.html» или «.htm»), размеченные этим языком, обрабатываются специальными приложениями, которые отображают форматированный текст. Такие приложения, называемые браузерами или web-обозревателями, обычно предоставляют пользователю удобный интерфейс для запроса web-страниц, их просмотра и вывода на иные внешние устройства. HTML позволяет создавать документы различной структуры и дизайна, не требуя при этом высокой квалификации разработчика и специализированных познаний в области дизайна и верстки. Также HTML-документы легко поддаются редактированию, для этого существует множество программных средств.
4.1.6 Критерии выбора средств разработки
При выборе средств разработки электронного учебного пособия были учтены следующие факторы: требования, предъявляемые техникумом к разрабатываемому пособию; область и специфика применения пособия; наличие специалистов требуемого уровня.
Учитывая
приведенные факторы,
выбор сделан в
пользу гипертекстовых
и гипермедиа средств,
а именно − языка
HTML с использованием
мультимедийных компонентов.
Создание пособия на
основе HTML не требует
глубоких специализированных
знаний программирования,
отличается невысокими
требованиями к аппаратной
базе, позволяет соблюсти
все требования к оформлению
и структуре создаваемого
учебника и использовать
все преимущества мультимедиа
средств.
5. Организационно-экономическая часть
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия
Для того, чтобы объективно оценить экономическую выгоду от внедрения в учебный процесс какого-либо продукта (в данном случае это электронное учебное пособие по материаловедению), необходимо в первую очередь произвести расчет понесенных при разработке продукта материальных затрат. Как правило, расчет затрат приводит к понятию себестоимости продукта.
Себестоимостью называется стоимостная оценка всех материальных затрат на разработку продукта с момента получения разработчиком технического задания до момента сдачи готового продукта в эксплуатацию.
Таким образом, для оценки затрат на разработку продукта необходимо произвести расчет его себестоимости.
Себестоимость продукта включает в себя прямые затраты, направленные непосредственно на разработку продукта, и накладные расходы, к которым относятся такие затраты, как расходы на освещение, отопление и др.
(3),
где – себестоимость продукта;
– прямые затраты;
− накладные расходы.
По статистике, накладные расходы производства составляют примерно половину прямых затрат.
(4)
Прямые затраты включают в себя такие статьи расходов, как затраты на материалы и комплектующие изделия ( ), заработная плата разработчика, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования.
(5),
где – прямые затраты;
– затраты на материалы и комплектующие изделия;
– заработная плата разработчика;
– затраты на содержание и эксплуатацию оборудования.
Затраты на материалы и комплектующие изделия подразумевают стоимость всех материальных ценностей, израсходованных в процессе разработки продукта.
При расчете стоимости приобретенных материалов и изделий учтены транспортно-заготовительные расходы в размере 4% от стоимости изделия. К ним относятся такие расходы, как затраты на доставку покупных изделий до места использования и затраты на подготовку материалов к использованию (например, доставка купленного тонера для принтера и заправка его в принтер).
В таблице 1 приведена смета затрат по данной статье расходов. Стоимость единицы каждого материала или изделия взята в соответствии с ценами, действующими на это изделие в момент проведения разработки. При этом следует учесть, что часть затрат понесена за счет бюджета техникума, а часть − за счет личных средств дипломника.
Таблица 1 − Смета затрат на материалы и комплектующие изделия
№ | Наименование изделия | Кол-во | Един. изм. | Цена един. изд., руб. | Стоимость, руб. | Транс.-заг. расх., руб. |
1 | Печатная бумага формата А4 | 0,6 | пачка | 116 | 69,6 | 2,79 |
2 | Печатная бумага формата А1 | 3 | лист | 40 | 120 | 4,8 |
3 | Тонер
для
Принтера |
0,025 | упаковка | 708 | 17,7 | 28,32 |
4 | Компакт-диск чистый CD-RW | 1 | шт. | 20 | 20 | 0,8 |
5 | Дискета
форматированная |
2 | шт. | 12 | 24 | 0,96 |
6 | Интернет-трафик | 10 | МБ | 2 | 20 | - |
7 | Печатное
пособие по языку HTML |
1 | шт. | 150 | 150 | 6 |
ИТОГО: | 421,3 | 43,67 |
Приведенные в данной таблице расходы требуют некоторых комментариев.
Бумага формата А1 использована для распечатки электронного пособия с целью контроля за заполнением пособия материалом преподавателем − руководителем проекта, а также пояснительной записки. Пачка включает в себя 500 листов, однако использовано было примерно 300 листов. Формат А1 нужен для печати плакатов, необходимых при защите дипломного проекта, причем в его стоимость уже включены услуги печати. Упаковка тонера для принтера рассчитана на 12000 отпечатков, использована только 1/40 ее часть, однако транспортно-заготовительные расходы рассчитаны для всей упаковки в целом, так как ее доставка и заправка принтера производились с использованием целой упаковки. Носители информации использованы для передачи и хранения материалов пособия. Интернет-трафик представляет собой объем информации, необходимой при разработке пособия, источником получения которой стал Интернет. Стоимость за 1 МБ трафика указана с учетом тарифа, установленного ООО «Пермская Интернет Компания» на доступ в Интернет по телефонной линии в ночное время. При этом затраты на Интернет не учитывают транспортно-заготовительные расходы, так как данный объект не является ни материалом, ни комплектующим изделием. Печатное пособие по языку HTML приобретено в качестве основного справочного пособия, необходимого при проектировании электронного учебника.
(руб.)
Таким образом, затраты на материалы и комплектующие изделия составили примерно 465 руб.
Заработная плата разработчика в данном случае приравнена к 0, так как техникумом не предусмотрена смета расходов на оплату труда студентов, занимающихся дипломным проектированием, даже если результатом их деятельности являются разработки, которые предполагается использовать на практике.
(руб.)
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования включают следующие виды расходов: затраты на электроэнергию, на износ малоценного инструмента, затраты на вспомогательные материалы, на ремонт и обслуживание использованного оборудования и прочие затраты.
Затраты на электроэнергию рассчитываются с учетом времени, проведенного дипломником за компьютером в процессе непосредственно разработки продукта, а также любой деятельности, прямо либо косвенно связанной с данным проектом, текущего тарифа на электроэнергию и количества энергии, потребляемой компьютером в час.
Общее количество времени, проведенного за компьютером в целях разработки продукта, можно рассчитать по следующей формуле:
,
где – общее количество времени;
– количество дней разработки продукта;
– время работы на домашнем компьютере;
– время работы на компьютере техникума;
7 − количество дней в неделе.
Количество календарных дней, в течение которого разрабатывался продукт, равно 60. При этом время работы на домашнем компьютере дипломника составило в среднем 5 часов в сутки. Время работы на предоставленном техникумом компьютере составило в среднем 10 часов в неделю. Таким образом, общее количество времени разработки продукта составило
(ч)
В соответствии с установленными 01.01.2006 ОАО «Пермэнерго» расценками на электроэнергию цена 1 КВт∙ч равна 1 руб. 24 коп.
В результате проведенного в исследовательских целях замера количества электроэнергии, потребляемой домашним компьютером, было получено следующее значение: компьютер в составе системного блока, ЭЛТ-монитора и сетевого фильтра в среднем потребляет 300 Вт∙ч, то есть 0,3 КВт∙ч.
На основании вышеуказанных данных можно рассчитать общие затраты на электроэнергию за время разработки проекта:
(руб.),
где – затраты на электроэнергию;
– время разработки продукта;
– электроэнергия, потребляемая компьютером за час работы;
– текущий тариф на электроэнергию.
Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по материаловедению