Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:43, дипломная работа
В настоящее время уровень информатизации практически всех отраслей жизнедеятельности человека достиг весьма внушительных показателей. Информационные технологии давно доказали свою эффективность, экономичность, функциональность и потому – незаменимость. Широкое применение они получили и в среде образовательной. Среди прочих укоренившихся нововведений – таких, как видеопрезентации или электронное тестирование обучающихся, – особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие глобальной сети Интернет.
Введение 4
1 Общая часть 6
1.1 Предпосылки создания электронного учебного пособия 6
1.2 Общие сведения о пособии 7
1.3 Описание структуры пособия 8
1.3.1 Общее представление о структуре пособия 8
1.3.2 Вопросы по теме 9
1.3.3 Лабораторные работы 9
1.3.4 Тесты 9
1.3.5 Дополнительные сведения 10
1.4 Описание интерфейса пособия 11
1.4.1 Обоснование выбора структуры интерфейса 11
1.4.2 Основное меню 12
1.4.3 Вспомогательное меню 12
1.4.4 Главное окно 13
1.5 Использованные мультимедиа средства 14
1.5.1 Общие сведения о мультимедийных средствах 14
1.5.2 Использованные виды мультимедиа средств 16
1.5.3 Статичные графические изображения 16
1.5.4 Эскизы изображений 17
1.5.5 Изображения, меняющиеся при наведении указателя 17
1.5.6 Анимация GIF и Flash 18
1.5.7 Видеоролики 19
1.6 Описание тестов 20
1.6.1 Описание структуры теста 20
1.6.2 Описание структуры вопроса теста 21
1.6.3 Виды вопросов 22
1.7 Редактирование материалов пособия преподавателем 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Расчет коэффициента эффективности урока 26
2.2 Расчет времени доступа к пособию в Интернете 28
3 Технологическая часть 32
3.1 Использованные методы и средства для создания электронного учебного пособия 32
3.1.1 Особенности разработки структуры интерфейса и структуры размещения файлов пособия 32
3.1.2 Создание HTML-страниц 34
3.1.3 Использованные активные компоненты и язык JavaScript 35
3.1.4 Разработка тестов 38
3.1.5 Использование интегрированного браузера 42
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия 43
3.1.7 Использованные графические форматы 44
4. Специально-исследовательская часть 47
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников 47
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников 47
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки 47
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения 48
4.1.4 Средства мультимедиа 49
4.1.5 Гипертекстовые и гипермедиа средства 49
4.1.6 Критерии выбора средств разработки 50
5. Организационно-экономическая часть 52
5.1 Расчет затрат на разработку электронного учебного пособия 52
5.2 Оценка экономической эффективности внедрения электронного учебного пособия 59
6 Охрана труда и промышленная экология 63
6.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе 63
6.1.1 Общие требования 63
6.1.2 Требования к организации рабочего места 63
6.1.3 Требования безопасности перед началом работы 64
6.1.4 Требования безопасности во время работы 64
6.1.5 Требования безопасности по окончанию работы 65
Заключение 67
Список использованных источников информации 68
,
где R − число ошибок,
S − полученная сумма,
B − количество правильных вариантов.
На экран выдается сообщение, содержащее количество ошибок в ответе (при правильном ответе число ошибок «0») и, если ответ неверный, правильный вариант. В случае с одним верным вариантом в сообщении содержатся сведения только о том, верен ли он, количество ошибок не указывается.
3.1.5 Использование интегрированного браузера
Для соблюдения требования по отсутствию возможности редактирования графической оболочки электронного учебного пособия в качестве нее был выбран браузер K-Meleon 0.9, настроенный соответствующим образом. При просмотре пособия в данном браузере интерфейс самого браузера сведен к минимуму: полностью отсутствует панель инструментов, адресная строка, убрана возможность использования «горячих» клавиш, позволяющих загрузить в окно браузера какой-либо сторонний документ или изменить вид отображаемой страницы.
Кроме того, выбор данного способа представления электронного пособия обусловлен несколькими причинами:
Таким образом, в свете изложенных выше преимуществ, а также учитывая тот факт, что электронное пособие по материаловедению предназначено для использования в локальной сети либо на домашних компьютерах студентов и его не планируется выкладывать в Интернете, использование интегрированного браузера вполне обоснованно.
Также следует учесть, что использование K-Meleon не означает невозможность размещения пособия в Интернете или просмотр его с использованием других браузеров. Пособие разработано на основе языка HTML, и потому обладает всеми преимуществами, предоставляемыми им, в том числе и возможностью размещения на сайте. Интегрированный браузер просто гарантирует, что страницы пособия, просматриваемые в нем, будут выглядеть так, как должно, и все функции, заложенные в учебник на этапе разработки, будут исправно выполняться.
Файлы браузера располагаются по адресу
\files\brsr
где \ − корневой каталог пособия.
Для запуска пособия в режиме просмотра необходимо запустить исполняемый файл «запуск.exe». При запуске данного файла происходит обращение к запускаемому файлу браузера K-Meleon с указанием открываемой страницы «index.htm».
3.1.6 Программное обеспечение, использованное в процессе разработки пособия
При создании электронного учебного пособия по материаловедению было использовано различное программное обеспечение. Ниже приведен его полный список:
3.1.7 Использованные графические форматы
При подготовке иллюстративной части электронного учебного пособия были применены различные форматы изображений. Это связано с тем, что разные форматы отличаются различной степенью компрессии графики, что влияет как на качество изображения, так и на размер файла, от чего, в свою очередь, зависит скорость открытия страницы и объем дискового пространства, занимаемого пособием.
Ниже приведен полный список использованных графических форматов и их краткое описание.
4. Специально-исследовательская часть
4.1 Исследование технологий, применяемых при создании электронных учебников
4.1.1 Общая классификация средств создания электронных учебников
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, используя такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В этом случае можно привести следующую классификацию таких средств:
В
целях объективной
оценки пригодности
той или иной группы
средств к использованию
при создании данного
пособия каждая из них
рассмотрена ниже более
подробно.
4.1.2 Традиционные алгоритмические языки
К данной группе средств относятся средства прямого программирования, то есть непосредственно написания программного кода и его последующей компиляции. Они предоставляют наиболее широкие возможности для создания электронных учебных пособий. Разработанные в среде программирования учебники обладают такими преимуществами, как:
Основным
недостатком средств
прямого программирования
являются достаточно
высокие требования
к квалификации разработчиков,
а также большая трудоемкость
разработки продукта
и временные затраты.
Для использования данных
средств необходима
группа грамотных высокооплачиваемых
программистов, что
не любое учреждение
может себе позволить.
4.1.3 Инструментальные средства общего назначения
Упомянутые средства предназначены для создания электронных пособий лицами, не являющимися квалифицированными программистами. Они обеспечивают следующие возможности:
К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести в первую очередь невысокие требования к квалификации разработчиков и существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки электронного пособия.
Однако созданные данными средствами пособия имеют ряд недостатков, таких, как меньшие, по сравнению с системами программирования, возможности, отсутствие реализации сетевого и дистанционного механизмов обучения.
К
этим средствам можно
отнести такие
отечественные продукты,
как Адонис, Сценарий,
ТесСис, Интегратор,
АосМикро и др.
4.1.4 Средства мультимедиа
Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, статичные изображения (рисунки и фотографии), динамичные изображения (анимация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт. Многочисленные проведенные экспертами исследования выявили, что при комбинации сразу нескольких способов воздействия на различные органы чувств человека степень усвоения полученной им информации повышается до 75% от ее объема [6].
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший объем выдаваемой информации. К таким продуктам можно отнести видеофильмы, презентации, пособия, разработанные с использованием средств Macromedia Flash.
К
преимуществам подобных
средств относится
то, что они позволяют
создавать учебники
с высокой степенью
качества усвоения материала
и не требуют повышенной
квалификации разработчика.
К недостаткам же можно
отнести большой занимаемый
объем дискового пространства
таких продуктов и отсутствие
реализации сетевого
и дистанционного механизмов
обучения.
Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по материаловедению