Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупную отрасль, являющуюся одновременно важнейшим элементом как социальной, так и экономической среды.

В условиях рыночной социально-ориентированной экономики важную роль в сфере жилищно-коммунальных услуг играет правильно и экономически верно сформированный тариф на платные услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Цель курсовой работы - изучить формирование и регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения.

Содержание

Введение
1. Формирование экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги
2. Регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства
3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов
3.1. Алгоритм расчета тарифа
3.2. Анализ фактических затрат
3.3. Планирование себестоимости услуг
3.4. Планирование прибыли
4. Особенности формирования тарифов по каждому этапу обращения твердых бытовых отходов
4.1. Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО
4.2. Формирование тарифа на услуги по вывозу ТБО
4.2.1. Расчет затрат на прямой вывоз ТБО
4.2.2. Расчет затрат с использованием мусороперегрузочной станции
4.3. Формирование тарифа на услуги по утилизации и захоронению ТБО
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа в интернет.doc

— 696.00 Кб (Скачать)

      Как правило, организации относят на себестоимость «Цеховые расходы» пропорционально затратам по статье «Оплата труда». Что касается «Общеэксплуатационных расходов», то они в основном относятся на себестоимость пропорционально цеховой себестоимости или прямым затратам. 

      При расчете затрат по статьям калькуляции, а следовательно и при расчете тарифов на работы, связанные с обращением ТБО, необходимо учитывать, что существуют различные способы организации процесса сбора, вывоза и утилизации отходов:

  • все три этапа обращения с ТБО - сбор, вывоз и утилизация - осуществляются одной специализированной организацией;
  • утилизация отходов осуществляется самостоятельной организацией;
  • сбор и вывоз отходов осуществляется специализированной организацией;
  • сбор и вывоз отходов осуществляет жилищная организация;
  • сбор отходов осуществляет жилищная организация, а вывоз - специализированное предприятие.

      Эти обстоятельства вызывают необходимость  разработки методики расчета тарифов  по каждому этапу обращения ТБО: сбору, вывозу и утилизации отходов.

      При этом население в зависимости  от решения органов местного самоуправления оплачивает услуги по сбору и вывозу ТБО отдельно либо в составе платы за содержание и ремонт жилья независимо от того, какая организация выполняет эти работы.

     3.4. Планирование прибыли

      Важным  этапом формирования экономически обоснованных тарифов является определение прибыли (уровня рентабельности).

      С этой целью в экономически обоснованные тарифы включается составляющая, обеспечивающая частичное возмещение затрат на замену изношенных фондов, реконструкцию или  новое строительство. Кроме того, эта составляющая тарифов может использоваться для покрытия долговых обязательств организаций по оплате процентов за кредит и возврату средств, привлеченных на эти цели.

      В этих условиях размер прибыли, а, соответственно, и уровень рентабельности должны определяться суммой средств, необходимых для обеспечения развития и реконструкции, то есть рассчитываться организацией при обосновании тарифов и их согласовании с органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией.

      Исходной базой для расчета прибыли должна служить инвестиционная программа организации или план (программа) развития, составленный, как правило, на два-три года. В эти программы включаются мероприятия по реализации инвестиционных проектов, направленных на улучшение качества предоставляемых услуг. В плане развития и предшествующих ему технико-экономических обоснованиях определяются затраты на осуществление каждого мероприятия, включая потребность в инвестициях, в средствах для возврата взятых кредитных ресурсов (выделяя ту часть, которая финансируется из прибыли).

      План  развития должен быть реальным, в первую очередь, с точки зрения возможности  его финансирования за счет доходов  организации, в том числе полученных от оплаты услуг непосредственно  потребителями. Увеличение доли организации в финансировании инвестиционных проектов должно осуществляться с учетом прогнозируемых темпов перехода на полную оплату населением услуг по обращению с отходами.

      Для реализации инвестиционных проектов в  каждой организации определяется объем средств, необходимый для развития, характеризующий его инвестиционный потенциал и включающий в свой состав амортизацию, и прибыль, направляемую на капитализацию.

      Таким образом, необходимый размер прибыли, учитываемой при формировании экономически обоснованного тарифа и направляемой на капитализацию, может быть определен следующим образом:

, (3)

      Где,

      Пн - часть прибыли, направляемая на капитализацию;

      СР - объем средств, необходимый организации для реализации инвестиционных проектов;

      А - амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств.

      При оценке возможного прироста тарифа за счет финансирования указанных мероприятий  необходимо соблюдать определенные пропорции. Затраты на эти цели даже при полной оплате услуг населением не должны превышать 20 % эксплуатационных затрат. Соответственно должен устанавливаться размер прибыли, направляемый на капитализацию.

      Другой  составляющей, учитываемой при определении  размера прибыли и уровня рентабельности, являются средства на социальные нужды организации, формируемые из прибыли, остающейся в ее распоряжении. Потребность в этих средствах может быть определена исходя из анализа среднесписочной численности персонала, уровня заработной платы, а также расчета возможных выплат работникам: премий, выплачиваемых за счет средств специального назначения и целевых поступлений, материальной помощи, надбавок к пенсиям, оплаты проезда к месту работы транспортом общего пользования специальными маршрутами, оплаты путевок на лечение и отдых, занятий в спортивных секциях, посещения зрелищных мероприятий, подписки, товаров для личного потребления работников и других выплат, не связанных с оплатой труда.

      Сумма прибыли, направляемой на капитализацию  и на социальные нужды организации, определяет общий размер прибыли, остающейся в распоряжении организации.

      Далее с учетом действующего налогового законодательства определяется расчетная величина средств, необходимых для уплаты налога на прибыль, а также налогов на имущество, на содержание объектов жилищного фонда и на образование, которые в соответствии с принятой методологией бухгалтерского учета не относятся на себестоимость. Кроме того, должны быть учтены налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги, уплата которых осуществляется из прибыли.

      Общая плановая прибыль представляет собой  сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия, и прибыли, направляемой на уплату налогов в бюджеты разных уровней.

      Плановый  размер рентабельности при формировании экономически обоснованного тарифа на каждый конкретный вид услуг определяется как отношение общей суммы плановой прибыли к полной себестоимости общего объема оказанных услуг, исходя из его нормативной величины, принятой при формировании экономически обоснованного тарифа, то есть:

, (4)

      Где,

      R - рентабельность, %;

      ПО - плановая прибыль, руб.;

      СП - себестоимость общего объема оказанных услуг, руб.

      Плановая  прибыль единицы услуги определяется делением общей плановой прибыли  на плановый объем реализации услуг  в натуральном выражении. В случае, если в функции специализированной организации входит выполнение работ по всем трем этапам обращения ТБО (сбор, вывоз, утилизация), то прибыль распределяется в зависимости от стоимости планируемых и реализуемых на каждом этапе обращения с ТБО инвестиционных проектов.

      Прибыль, направляемая на социальные нужды, распределяется пропорционально затратам по статье себестоимости «Оплата труда» или  другому показателю в соответствии с учетной политикой предприятия. Размер прибыли, направляемой на уплату налогов, определяется в зависимости от назначения налога.

      В главе 1 изложены общие методические предпосылки формирования затрат по всем трем этапам обращения с ТБО. В следующей главе приведены особенности расчета тарифов отдельно на услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ПО КАЖДОМУ ЭТАПУ ОБРАЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

     4.1. Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО

      Первым  этапом системы управления отходами является организация их сбора в местах образования.

      Очистка жилых районов от ТБО складывается из различных операций. В основном принято два способа сбора - унитарный  и раздельный. При унитарном сборе  все отходы помещаются в одном  мусоросборнике, при раздельном - ТБО  собирают по видам в разные сборники. Эта схема требует специальных транспортных средств для вывоза собранных ТБО, но позволяет собирать сырье для вторичной переработки, пищевые отходы, а также значительно уменьшить объемы отходов, требующих обезвреживания.

      Сбор  в жилых районах подразделяется на сбор мусора в домах без мусоропровода и с мусоропроводом.

      Структура тарифа на услуги по сбору ТБО представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура тарифа на услуги по сбору ТБО в домовладениях

      Расчет  затрат на услуги по сбору ТБО в  домовладениях без мусоропровода.

      Как показано на схеме, представленной на рисунке 1, затраты на услуги по сбору ТБО в домовладениях складываются из затрат на:

    1. содержание контейнеров;
    2. содержание контейнерных площадок.

     Серьезное влияние на себестоимость услуг, а соответственно и тарифа на услуги по сбору ТБО оказывают затраты  на содержание парка контейнеров. При  этом от объективности определения  потребности в контейнерах зависят как затраты на сбор ТБО, так и качество предоставления этих услуг, а также организация процесса их транспортировки, а как следствие - тариф на этот вид работ.

     Во-первых, наличие достаточного количества контейнеров  способствует поддержанию санитарного состояния города на должном уровне. Во-вторых, на основании определения потребности в контейнерах для сбора ТБО производится расчет количества спецтехники, протяженности маршрута следования спецтехники, что, в свою очередь, позволяет установить время на сбор и вывоз отходов на каждом маршруте, а также количество рейсов за смену.

     При формировании тарифов на услуги по сбору ТБО необходимо учитывать  технологию и организацию этого  процесса для обеспечения экологической  безопасности населенных пунктов. Так, дворовые контейнеры устанавливают в микрорайонах на специальных площадках с обязательным ограждением зелеными насаждениями или защитным экраном. Расстояние от подъездов зданий до площадки не должно превышать 100 м. Размеры площадки устанавливают из расчета 1 - 1,5 м2 на один контейнер. Площадки должны иметь асфальтовое покрытие и размещаться таким образом, чтобы к ним был обеспечен удобный подход от зданий и подъезд специального транспорта.

     Количество  контейнеров зависит от:

  1. климатических условий, которые определяют специфику застройки, а вследствие этого и размещение контейнеров;
  2. площади селитебных земель города;
  3. численности и плотности населения, поскольку численность городского населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору, вывозу и утилизации ТБО;
  4. нормы накопления ТБО, м3/год.

     При определении количества контейнеров  должен также учитываться их объем (в городах России наиболее распространены контейнеры объемом 0,75 м3), а также то обстоятельство, что расстояние между ними не должно превышать 300 м.

     Необходимое количество контейнеров пс рассчитывается по формуле:

, (3)

      Где

      Qr - расчетное накопление домового мусора в год, м3;

      t - предельный срок хранения мусора (периодичность удаления отходов), сут.;

      V - емкость 1 контейнера, м3;

      k2 - коэффициент наполнения сборника, равный 0,9;

      k3 - коэффициент, учитывающий контейнеры, которые находятся в мойке, ремонте и пр., равный 1,05;

      р - норма накопления на 1 чел./год, м3;

      m - численность населения микрорайона, жилого района, города;

      k1 - коэффициент суточной неравномерности накопления мусора, равный 1,2 - 1,3.

     Срок  хранения мусора, иными словами, период его вывоза принимается по санитарным нормам от 1 до 3 дней. Для ориентировочных  расчетов можно считать, что при  ежедневном вывозе мусора требуется один контейнер вместимостью 750 - 800 л на каждые 450 - 500 человек.

     При формировании себестоимости услуг  по сбору ТБО затраты на содержание контейнерных площадок учитываются  отдельно и составляют до 60 % себестоимости  сбора отходов. Расчет этих затрат осуществляется исходя из необходимого объема работ по организации и обслуживанию этих площадок.

     Контейнеры  для сбора твердых бытовых  отходов устанавливают на специальных  площадках с обязательным ограждением  зелеными насаждениями или защитным экраном. Площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, мест отдыха и т. п. на расстояние не менее 20, но не более 100 м. Размеры площадки устанавливают из расчета 1 - 1,5 м2 на один контейнер. Число контейнеров, расположенных на одной площадке должно быть не более 5 - 6, при этом расстояние между контейнерами следует принимать не менее 350 мм, а расстояние между контейнерами и ограждением должно быть не менее 1 м. Площадки должны иметь асфальтовое (бетонное) покрытие.

Информация о работе Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения