Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России наделена правом ограничения роста тарифов соответствующими предельными уровнями в среднем по субъектам РФ в части тепловой энергии, поставляемой организациям потребителям, и тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению. Кроме того ФСТ России осуществляет полномочия по установлению предельных индексов максимального изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения.

Работа содержит 1 файл

реферат жкх.docx

— 108.66 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

____________

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра организации  строительства и управления недвижимостью                                                        

ИГУН- IV

Специальность 270115

«Экспертиза и управление недвижимостью»

 

 

Реферат

по дисциплине: «Основы управления ЖКХ»

на тему: «Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  IV курса, 5 группы

Юдко В. П.

 

 

Проверил:

проф. Трухина Г. Н.

 

 

Москва  2012

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и из чего они складываются

Понятие и виды тарифов

 

Тариф - ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты за оказываемые услуги.

В 2005 году принят Жилищный кодекс РФ, который определил права и  обязанности собственников помещений  многоквартирных домов. С принятием  Жилищного Кодекса собственники получили право выбора одного из способов управления многоквартирным домом (УК, ТСЖ, непосредственное управление). Кроме того Жилищный кодекс закрепил за собственниками право и обязанность  принятия тарифа на содержание и текущий  ремонт для своего многоквартирного дома.

До принятия Жилищного  кодекса тариф на содержание и  текущий ремонт устанавливался органами местного самоуправления. Такой тариф  устанавливался как для собственников, так и для нанимателей жилых  помещений в многоквартирном  доме.

Сегодня собственники помещений  имеют право установить на общем  собрании свой тариф, который основывается не на усредненных расчетах, а на реальных потребностях именно их дома. А тариф на содержание и ремонт жилого помещения, который устанавливают  органы местного самоуправления, обязателен только для неприватизированных  квартир.

Принятие собственниками помещений многоквартирного дома индивидуального  тарифа является важным этапом в создании благоприятных и безопасных условий  для проживания.

В табл.1 представлены отличия  тарифа, утвержденного муниципалитетом, от индивидуального тарифа многоквартирного дома.

Муниципальный тариф

Индивидуальный  тариф

Муниципальный тариф  – тариф, утверждаемый органами местного самоуправления для нанимателей  жилых помещений. Данный тариф утверждается раз в год  

Индивидуальный  тариф – тариф, утверждаемый собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании большинством голосов  раз в год, если иное не принято  собственниками на общем собрании.

Муниципальный тариф  – «усредненный» тариф, рассчитанный на одноименную группу домов. Муниципальный тариф не учитывает индивидуальные характеристики многоквартирного дома (размер, техническое состояние, конструктивные элементы). 

Индивидуальный  тариф учитывает индивидуальные характеристики многоквартирного дома (размер, техническое состояние, конструктивные элементы), а также пожелания собственников о проведении тех или иных работ в доме.


Порядок формирования тарифа

В Жилищном кодексе РФ вопросы, связанные с платой за жилье и  коммунальные услуги, выделены в отдельный  раздел. В ст. 154 ЖК РФ определена структура  платы за жилое помещение и  коммунальные услуги. Следует отметить, что структура платы для нанимателей  жилых помещений, занимающих его  по договору социального найма, отличается от структуры оплата для собственников  квартир. 

Плата за жилое помещение  и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

  1. плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
  2. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
  3. плату за коммунальные услуги. 

Плата за жилое помещение  и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном  доме включает в себя:

  1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  2. плату за коммунальные услуги.

 
Собственники квартир, в том числе  граждане, приватизировавшие жилье, согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ не вносят плату  за пользование жилым помещением (плату за наем).

Другая составляющая платежей за квартиру – это плата за содержание и ремонт жилого помещения, которая  включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. 

Наниматели жилых помещений, занимающие его по договору социального  найма, не должны делать никаких отчислений на капитальный ремонт. В пп. 2 п. 1 ст. 154 ЖК РФ установлена структура платы за содержание и ремонт для данной категории жильцов. Согласно данному пункту, «капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилищного фонда», это может быть муниципалитет.

Собственники жилых помещений (владельцы частного жилья), согласно пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ, обязаны, помимо платы за услуги и работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, делать отчисления на капитальный ремонт общего имущества. При этом размер отчислений на капитальный ремонт должен быть установлен самими собственниками жилья на общем собрании. Так, согласно п. 2 ст. 158 ЖК РФ, «решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта». При этом каждый собственник обязан участвовать в расходах на капитальный ремонт общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности, т.е. исходя из квадратных метров занимаемого жилого помещения (п. 1 ст. 158 ЖК РФ). 

Если собственники помещений  в многоквартирном доме на общем  собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и  ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ). 

Еще одна составляющая платежей, осуществляемая владельцами квартир, это, конечно же, коммунальные услуги, которые, согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ, включают в себя плату за холодное и горячее  водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, газоснабжение.  

Размер платы за жилое  помещение регулируется ст. 156 ЖК РФ. Согласно п. 3 данной статьи, «размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления». 

C ноября 2011 года в России  начнут действовать новые правила  предоставления коммунальных услуг.

Коммунальщики не смогут корректировать плату за отопление в конце  календарного года и рассылать дополнительные платежки, если зима была суровее, чем  ожидалось, помимо платежа за индивидуальное потребление жильцам придется оплачивать и общедомовые нужды, а должники не смогут годами не платить - отключать  свет и перекрывать кран начнут уже  через три месяца. Рассчитать же свою квартплату теперь сможет каждый.

Все эти нововведения содержатся в постановлении Правительства  России от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых  домов", которое опубликовала "Российская газета" 01.06.2011 г. № 116.

Так, вместо одного платежа  за одну услугу по новым правилам будет  отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно - за общедомовые  нужды. Соответственно, регионам предстоит  пересмотреть все действующие нормативы, "поделив" их на индивидуальные и "общие".

Второй важный момент касается тех жильцов, кто не очень педантично платит за коммуналку. Как только долг по оплате какой-либо услуги (например, света или воды) превысил сумму  трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику  отправляют письменное предупреждение. Если долг не погашается в течение 30 дней, должнику отключают освещение  и перекрывают кран. 

 

Органы, осуществляющие государственное регулирование  тарифов

На федеральном уровне определяется основа и методология  процесса формирования цен и тарифов  в коммунальной сфере, а также  исполняется ряд контрольных  функций и рассматриваются разногласия, возникающие между участниками  процесса регулирования.

Кроме того, на федеральном  уровне осуществляется мониторинг информации об изменении размеров платежей граждан  за коммунальные услуги на основе анализа  поступившей от регионов информации о принятых решениях об установлении тарифов, и в случае возникновения необходимости вырабатываются предложения о применении (введении) мер управляющего воздействия.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России наделена правом ограничения роста тарифов соответствующими предельными уровнями в среднем по субъектам РФ в части тепловой энергии, поставляемой организациям потребителям, и тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению. Кроме того ФСТ России осуществляет полномочия по установлению предельных индексов максимального изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения. 

В середине 2010 года в целях достижения единообразия в подходах к регулированию  организаций коммунального комплекса  на региональном уровне, а также  повышения качества тарифного регулирования  и обеспечения сбалансированных тарифных решений, полномочия по утверждению  тарифов на товары и услуги организаций  коммунального комплекса в сфере  водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были переданы на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ). 

 

Формирование платы  за коммунальные услуги

Состав коммунальных услуг

К коммунальным услугам для  населения по Жилищному кодексу  РФ относятся: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение (сетевое  и выгребное); электроснабжение; газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); отопление (в том  числе поставки твердого топлива  при наличии печного отопления).

Согласно действующему законодательству, размер платежа за каждую коммунальную услугу (расчет платы за коммунальные услуги) складывается из: произведения тарифа на коммунальную услугу на объем  потребления данной услуги.

Рассмотрим каждую составляющую расчета платы за коммунальные услуги (платежа за коммунальные услуги) подробнее.

Первое. Поставщиком каждой из коммунальных услуг является, как  правило, единственная организация  на территории населенного пункта, создание условий для конкуренции  затруднительно. Защита экономических  интересов потребителей от монопольного повышения тарифов и, одновременно, обеспечение стабильной деятельности организаций в таком случае осуществляется путем государственного регулирования  тарифов на коммунальные услуги. Нормами  действующего законодательства определено, что при государственном регулировании  тарифов на коммунальные услуги должен соблюдаться принцип обеспечения  экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении  регулируемого вида деятельности. Вторая составляющая расчета платы за коммунальные услуги - величина объема услуг, которая  определяется по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления  коммунальных услуг. Норматив потребления  коммунальных услуг, согласно законодательству, это среднемесячный объем потребления  коммунальных ресурсов (холодной и  горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Анализ квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг показывает, что в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, платежи, в большинстве случаев, значительно меньше, чем в квартирах, где при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов оплата коммунальных услуг производится по нормативам потребления коммунальных услуг. 

 

Алгоритм начисления пеней за просрочку оплаты за коммунальные услуги

Срок оплаты счета

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа  месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным  домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Пени за просрочку  платежа

При просрочке оплаты счета  за жилое помещение и коммунальные услуги (как при полной неоплате, так и при частичной оплате – на неоплаченную часть) начисляется  пеня за каждый день просрочки в  размере 1/300 доли от ставки рефинансирования ЦБ. Пени начисляются на основании  пункта 14 статьи 155 ЖК РФ. Если Вы оплатили сумму меньшую, чем начислена по счету, пени будут начислены на неоплаченную часть. Задолженность может расти из месяца в месяц, и на нее будут начисляться пени. При возникновении значительной задолженности возможны различные меры воздействия на неплательщика, в том числе судебного характера. В случае систематического невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги к квартиросъемщикам могут быть применены соответствующие меры, вплоть до выселения с занимаемой жилплощади (для жильцов неприватизированных квартир) или обращения взыскания на имущество (для жильцов приватизированных квартир).

Напоминаем, что пени за просрочку  платежа за жилье и коммунальные услуги теперь начисляются на полную сумму задолженности. 

 

Случаи, в которых  может быть произведен перерасчет стоимости  ЖКУ

Величина платежа за коммунальные услуги по конкретному лицевому счету  может быть пересчитана по причине:

  • временного отсутствия граждан в занимаемом помещении
  • перерыва в предоставлении коммунальных услуг, превышающего установленную продолжительность 
  • предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества
  • проживания временных жильцов  

За перерасчетом необходимо обращаться в течение 1 месяца после  окончания периода временного отсутствия. Если этот срок пропущен, то плата за коммунальные услуги не подлежит уменьшению. 

Также стоит знать, что  перерасчет должен быть произведен в  течение 5 рабочих дней с момента  подачи заявления. Значит, в следующем  месяце в платежке за коммунальные услуги должна быть цифра, уменьшенная  на сумму перерасчета. Все эти  операции потребитель может проследить по графам своей очередной платежки:

  • рафа «Начислено» – сумма платежей за месяц;
  • графа «Перерасчет» – величина со знаком минус, на которую и будет уменьшен платеж за месяц; 
  • графа «Итого» – окончательная сумма с перерасчетом, которую необходимо будет оплатить

Информация о работе Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги