Основные виды цен мирового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:07, реферат

Описание работы

Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен - мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок.

Содержание

1. Классификация мировой цены....................................................................3стр.
1.1 Понятие мировой цены и ее роль в международной торговле..............3стр.

1.2 Виды мировых цен и их особенности......................................................5стр.

2. Множественность мировых цен...............................................................13стр.
2.1 Сущность множественности мировых цен, ее причины и особенности....................................................................................................13стр.

2.2 Проблема множественности мировых цен, а также взаимосвязь этих цен....................................................................................................................18стр.

3. Общий анализ состояния системы ценообразования на мировых рынках в настоящее время, проблемы и пути их решения.........................................22стр.

Список использованных источников...........................................................27стр.

Работа содержит 1 файл

вн.ценообр..docx

— 52.34 Кб (Скачать)

Реферат

по дисциплине: «Внешнеторговое  ценообразование»

на тему: «Основные виды цен мирового рынка»

Содержание.......................................................................................................2стр.

1. Классификация мировой цены....................................................................3стр.

1.1 Понятие мировой цены и ее  роль в международной торговле..............3стр.

 

1.2 Виды мировых цен и их особенности......................................................5стр.

 

2. Множественность мировых цен...............................................................13стр.

2.1 Сущность множественности мировых  цен, ее причины и особенности....................................................................................................13стр.

 

2.2 Проблема множественности мировых  цен, а также взаимосвязь этих  цен....................................................................................................................18стр.

 

3. Общий анализ состояния системы  ценообразования на мировых рынках  в настоящее время, проблемы  и пути их решения.........................................22стр.

 

Список  использованных источников...........................................................27стр.

 

 

 

 

 

1. Классификация мировой цены

1.1 Понятие мировой цены и ее роль в международной торговле

Характерной чертой мировой  торговли является наличие особой системы  цен - мировых цен. В их основе лежат  интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым  затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные  издержки производства формируются  под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие  на уровень мировых цен оказывает  соотношение спроса и предложения  на данный вид товара на мировом  рынке. Мировая цена - (world market price) денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Необходимость использования цен мирового рынка в международной торговой практике вызвана наличием множественности цен на однотипные товары в разных странах, что связано с политикой ценообразования, осуществляемой монополиями, воздействием на цены политики государственного протекционизма, таможенными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических зонах и др. Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период организациями, ведущими международную торговлю, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. В практике международной торговли мировые цены выступают как цены сделок крупнейших продавцов и покупателей определенного вида товара либо как цены основных мировых торговых центров. В современных условиях по мировой цене осуществляются экспортные и импортные регулярные операции. Они исчисляются в свободно конвертируемых валютах. До перехода на рыночные отношения в России мировые цены имели крайне ограниченное применение, т.к. на внутреннем рынке действовали только государственные цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. По мере становления рыночных отношений цены на российских рынках приближаются к мировым. В России мировые цены принимаются в качестве базовых при формировании внутренних соотношений по ценам регулируемым. Соотношение мировых цен по аналогичной продукции используется на внутреннем рынке при анализе уровня свободных цен, хотя под влиянием спроса и предложения внутренние соотношения цен и их уровень могут отличаться от цен мировых. К примеру, мировые цены на машины и оборудование - это обычно цены европейских, японских и американских производителей; на уголь - импортные цены в западноевропейских портах; на цинк, свинец, олово, никель, алюминий - цены Лондонской биржи цветных металлов. По мировым ценам ведется международная торговля.

Мировые цены на отдельные  товары и товарные группы могут выступать  в различных формах или видах, что образует информационный массив по ценам. По возможности получения  ценовую информацию можно разделить  на:

- публикуемую;

- получаемую по специальным  каналам, то есть на основе  запросов или расчетов.

В особую группу выделяют цены фактических сделок, которые публикуются  сравнительно редко. Однако в немецком источнике "Ргеisе" регулярно приводятся цены по 150 видам импортируемых товаров. При этом публикуемые цены и цены, получаемые по специальным каналам, дополняют друг друга. В результате товарооборот любой продукции обеспечен  ценовой информацией. По всем товарам, являющимся объектами мировой торговли, имеется несколько видов цен, что дает возможность осуществлять взаимную проверку ценовой информации с целью повышения надежности и объективности конкурентных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды мировых цен и их особенности

В международной торговле обычно выделяют следующие виды цен: справочные, прейскурантные, биржевые, аукционные, цены каталогов, проспектов, торгов, предложений, фактических сделок и расчетные цены. Всем им присущи  две особенности: отклонение практически  любой цены от уровня реальных сделок, обусловленное механизмом ценообразования  при движении товара от производителя  к потребителю, и быстрое "устаревание" информации, обусловленное изменением рыночной ситуации, а также позиций  покупателя и продавца. Справочными ценами называются цены на товары, которые реализуются по каналам внутренней оптовой и международной торговли и публикуются в периодических изданиях объединениями производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными или брокерскими фирмами. Справочные цены широко используются в мировой торговле: продажи на внешних рынках товаров, на которые они публикуются, составляют приблизительно 40% стоимости мирового экспорта. Справочные цены отражают главным образом интересы продавца, поэтому они, как правило, завышены и в большей степени, чем другие виды цен, отличаются от реального уровня рыночных цен. В отдельных случаях, некоторые издания, публикующие справочные цены (например, Меtаl Bulletin), в качестве информационной базы используют сообщения о ценах покупателей. В таком случае разрыв между справочными ценами и реальными рыночными будет меньшим. Разновидностью справочных цен являются так называемые базисные цены на товары с фиксированными качественными характеристиками (некоторые цветные металлы, пиломатериалы, синтетический каучук и отдельные виды машинотехнической продукции). Специфическое место среди справочных цен занимают официальные продажные цены на нефть, которые устанавливаются странами ОПЕК для основных сортов нефти с учетом ее качественных показателей и являются отправными при определении реальной рыночной цены. Специфическим видом базисных цен являются цены-индикаторы, которые рассчитываются на базе уже совершенных сделок за прошедший период. Они несут оперативную информацию о краткосрочных тенденциях на рынке и используются как показатель уровня и динамики мировых цен. Такие цены публикуются на нефтепродукты, целлюлозно-бумажную продукцию. Они дают информацию об уровне цен по значительным для мирового рынка сделкам. Цены прейскурантов, каталогов и проспектов - это специально разрабатываемые и высылаемые определенному кругу лиц или публикуемые производителями в отраслевых изданиях цены возможной реализации на базисные виды или сорта товаров массового и серийного производства. У этих цен примерно такое же соотношение с реальными ценами как и у справочных цен. Цены предложений - устанавливаются производителями без согласования с потребителями и увязываются с другими существенными условиями сделки (базисными условиями и сроками поставки, валютой цены и платежа и др.). В целом, цены предложений несколько ближе к реальному уровню цен товара на рынке, чем рассмотренные выше, за исключением тех случаев, когда цена предложения совпадает с ценами прейскурантов, каталогов и проспектов в связи с тем, что оно делается на базе прейскурантов. Цены торгов, аукционов и бирж максимально приближаются к реальному уровню цен мировой торговли. Однако ввиду различия механизмов ценообразования наиболее близкими к реальным будут биржевые цены, а наиболее далекими - цены торгов. Анализируя цены каталогов, прейскурантов, проспектов, важно разобраться в том, являются ли они внутренними оптовыми, или розничными, или ценами предложений экспортируемых товаров. Если цены относятся к операциям на внутреннем рынке, то при осуществлении внешнеторговых операций они могут быть снижены в пределах 20-25%. Как правило, такие цены не имеют специальной экспортной направленности. Однако на ряд товаров (например, черные металлы) существуют специальные экспортные прейскуранты. Прейскуранты используются в коммерческой практике на рынках проката черных металлов, угля, некоторых видов дорожно-строительного оборудования, металлообрабатывающих станков, автомобилей, бытовой электронной аппаратуры, промышленных товаров широкого потребления. В прейскурантах даются краткое описание товара и несколько определяющих характеристик (например, мощность, производительность). Более подробно данные при необходимости высылаются по специальным запросам или содержатся в технико-экономических справочниках, каталогах. В ряде случаев вместо прейскурантов фирма публикует каталог выпускаемых изделий, в котором наряду с ценами указываются основные характеристики товаров. В отличие от прейскурантных цен на сырьевые товары прейскурантные цены на машинотехническую продукцию не только служат ориентиром для определения уровня фактических цен на рынке, но и являются по существу суммой цен отдельных компонентов изделия, которые могут быть предметом сделки. Например, прейскурантная цена на легковой автомобиль устанавливается исходя из стандартной комплектации базисной модели. Однако по желанию потребителя фирма может изготовить модель, значительно отличающуюся по комплектности от базисной. В этом случае отклонение цены фактической сделки от базисной определяется главным образом спецификой заказа, а не воздействием соотношения между спросом и предложением, и может быть весьма заметным. Так, за счет выбора потребителем дополнительных компонентов и узлов по сравнению с базисной моделью при поставке автомобиля "Шеветт-4" превышение цены фактической сделки над базисной может достигать 25-30%. Прейскурантная цена представляет собой базу для определения цен при заключении сделок. Их уровень, как правило, выше фактической реализации товара на величину сделки. Цены торгов - это цены, формирующиеся при специализированной форме торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на определенные работы по заранее объявленным в специальном документе (тренде) условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких продуцентов. Цены торгов распространяются, прежде всего, на технически сложную и капиталоемкую продукцию, обладающую ярко выраженными индивидуальными качественными характеристиками. Они используются по широкой номенклатуре машин и оборудования, в частности по энергетическому, электротехническому, металлургическому, металлообрабатывающему, дорожно-строительному, сельскохозяйственному, самолетам, судам, приборам и лабораторному оборудованию. В настоящее время цены торгов охватывают около 1/3 всех экспортных цен на машины и оборудование. Помимо этого, на торгах оценивается также строительство промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог, трубопроводов, электростанций и других объектов. Они действуют на лицензии и различные инженерно-консультационные услуги. В последние годы масштабы распространения цен торгов расширяются, они распространяются на такие типы новой техники, как оборудование для атомных электростанций, станции связи с использованием искусственных спутников Земли. Цены аукционов - это цены, действующие на специально организованных рынках публичной продажи. Цены аукционов существуют в основном на продукцию сельского и лесного хозяйства, рыболовства и некоторые другие товары (пушно-меховые изделия, драгоценные и полудрагоценные камни). На аукционах определяются цены международной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петербург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). По таким ценам в США и Канаде реализуется около 70% всей ввозимой ими пушнины, в Дании, Швеции и Норвегии торговля пушниной с другими странами на 90-95% осуществляется по ценам аукционов. 80% экспортируемого Индией и 95% вывозимого Шри-Ланкой чая, 90-95% немытой шерсти, поставляемой на мировой рынок Австралией и Новой Зеландией, продаются по этим ценам. Цены аукционов делятся на конечные (максимальные, по которым осуществляется продажа) и базисные (начальные, в качестве которых иногда могут выступать конечные цены предыдущего аукциона).

Цены аукционов подвержены влиянию изменяющего соотношения  между спросом и предложением на товары. Они устанавливаются на товары, производимые в определенные периоды времени, что повышает роль сезонного фактора в их образовании  и изменении. Эти цены формируются  нерегулярно, что связано с периодичностью действия аукционов. Основной особенностью формирования цен аукционов по сравнению  с ценами торгов является разный характер конкуренции на этих рынках. Если цены торгов образуются в условиях наличия  одного покупателя и многих продавцов, то цены аукционов, наоборот, в большинстве  случаев определяются в условиях действия многих покупателей и одного или нескольких продавцов. Более  сильная конкуренция между покупателями и более слабая между продавцами на аукционах по сравнению с торгами  способствуют формированию более высокого уровня цены аукционов, чем цены торгов. Цены посреднических рынков (или цены предложений) публикуются агентством "Рейтер", а также рядом источников информации, содержащих данные по конъюнктуре  конкретных товарных рынков. Данная цена является концентрированным показателем  ситуации на рынках массовых, однородных товаров, реализуемых через посредническое звено, например: пшеницы, растительных масел, масличных семян. Цена посреднических рынков является отражением точки зрения по вопросу конъюнктуры крупнейших производителей и торговцев-посредников, контролирующих и очень хорошо знающих соответствующий рынок. В этой связи можно считать цены посреднических рынков субъективным показателем, который может быть скорректирован в процессе сделки купли-продажи на размер скидки, как правило, в пределах 3-10%. Биржевые котировки представляют собой цены организованных, постоянно действующих центров международной торговли - товарных бирж. Публикуются котировальными комиссиями бирж, информационными агентствами. Биржевые котировки характеризуют ситуацию на рынках массовых, однородных товаров, не подверженных быстрому моральному старению, таких, например, как зерновые, сахар, кофе, какао-бобы, цветные металлы, нефть и нефтепродукты. Биржевые цены являются основной конъюнктурной информацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15-20 % международной торговли. Ценность биржевых котировок состоит в том, что они отражают реальное состояние рынка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от условий сделки (наличный товар, фьючерсный, форвардный контракт, спот, и др.).

Биржевые котировки отличаются следующими признаками:

- доступны, так как публикуются  2-3 раза в день;

- "не стареют", а,  напротив, опережают аналитическую  информацию по рынку;

- объективны, так как формируются  в условиях торга между продавцом  и покупателем физического товара.

Вот почему именно биржевые котировки на фоне множественности  цен на отдельные товары используются при определении цены сделки, а  также цен долгосрочных контрактов. Расчетные цены занимают особое положение среди рассматриваемых видов цен. Их специфика связана с методом их получения: как отношение публикуемых национальной или международной статистикой стоимости продаж по конкретному товару (товарной группе) к его количеству. Отсюда определенная условность этих цен в связи с агрегированностью товарных позиций, усреднением условий товарных сделок и пр. В торговле машинами и оборудованием отсутствие ценовой информации по конкретным видам продукции - весьма частое явление, поэтому единственным способом определения уровня цен на такие товары являются расчетные цены. Расчетные цены используются в качестве ориентира, "идеи" в отношении новых или модифицированных товаров, а также при заключении нерегулярных сделок с нетрадиционной для международной торговли продукцией. Выделяют несколько методов расчета цен:

- на основе издержек  производства;

- на базе данных таможенной  статистики;

- исходя из сравнения  нового товара и изделия, которое  этот товар способен заменить.

На практике целесообразно  осуществлять расчет цен различными методами и сравнивать полученные результаты. Исчисление цен на основе издержек возможно при отсутствии серьезной конкуренции, в том случае, если речь идет о товаре-лидере, практически не имеющем аналогов. При этом следует иметь в виду, что расчетная цена может включать, кроме издержек производства, среднеотраслевую и монопольную прибыль. Расчетные цены могут выступать в виде "удельных стоимостей", представляющих собой отношение публикуемых национальной или международной статистикой стоимостей к количеству проданных товаров. Получить расчетную цену можно также на основе данных ежемесячных сборников национальной таможенной статистики. Однако сравнение данных национальной статистики разных стран сопряжено с трудностями, связанными в первую очередь с различным уровнем детализации товарных групп, разными характеристиками изделий, качественными показателями. Кроме того, в рамках одного и того же источника в течение определенного периода происходит изменение номенклатуры товаров, вызванное структурными сдвигами в экспорте и импорте и замещением под влиянием научно-технического прогресса устаревших моделей новыми (это особенно характерно для готовых изделий), а также замена одних единиц измерения другими.

Цены фактических сделок - это цены, получаемые по специальным  каналам (счета, контракты) или из публикуемой  в печати информации о фактических  сделках. Цены фактических сделок отражают факторы, действующие на всех трех основных стадиях установления цены. Единственной причиной, которая может отклонять  цены фактических сделок от реальных, рыночных, является их "старение", являющееся следствием разницы между  временем заключения по ним сделок и моментом получения информации или публикации этих цен. Цены фактических  сделок различаются в зависимости  от форм торговли на цены текущих и  цены долгосрочных контрактов.

В связи с особенностями  механизма формирования цены фактических  сделок по текущим контрактам отличаются от других видов мировых цен, прежде всего от справочных, прейскурантных и цен предложений. Как правило, эти цены ниже указанных видов  цен на величину скидки (например, по алюминию, никелю, меди - на 20-50%). Официально публикуемые цены фактических сделок базируются на ценах текущих контрактов и являются, как правило, более агрегированными. Степень обобщения зависит от объема информации, получаемой по конкретным сделкам, масштабов учета отдельных ценообразующих факторов (качество товара, условия поставки, платежа), времени заключения контрактов и публикаций цен, а также целей, для которых осуществляется публикация цен. Значимость цен текущих контрактов для коммерческих целей большая, чем официально публикуемых цен фактических сделок, так как они более полно отражают индивидуальность сделки и условия рынка. В связи с этим они широко используются как конкурентный материал при определении реальных, рыночных цен. Официально публикуемые цены в силу их агрегированности и большей степени "старения" используются в качестве ориентиров при установлении цен в сделках и критериев при анализе тенденций изменений рынков и цен отдельных товаров. Специфика формирования цен долгосрочных контрактов (учет перспектив изменения рынка, устойчивости отношений между продавцами и покупателями, выгод, получаемых контрагентами от этих отношений) предопределяет их отличие от цен текущих контрактов при сохранении определенной взаимосвязи. В частности, цены долгосрочных контрактов, выражающие устойчивость торговых связей между продавцами и покупателями, более стабильны, чем цены текущих контрактов. Механизмы образования цен по контрактам, заключенным на длительный срок (до 15-20 лет), учитывают перспективы изменения рынка, а также специфические отношения, складывающиеся между контрагентами в течение этого времени. Использование этих цен и самих долгосрочных контрактов дает возможность производителям иметь в течение определенного периода стабильный объем производства, загрузку мощностей и устойчивую выручку за поставляемый товар. Покупатель, в свою очередь, имеет товар нужного качества, постоянный объем поставок с относительно устойчивыми денежными затратами на них. Это обеспечивает ему стабильность в применении технологии и организации производства, возможность снижения себестоимости, экономии денежных и других материальных ресурсов, ведения успешной конкурентной борьбы на рынке сбыта своей продукции. Таким образом, наиболее близки к реальному уровню цены фактических сделок, биржевые цены, цены торгов и аукционов, а наиболее удалены от него справочные цены. Обособленно стоят расчетные цены, поскольку в одних случаях они могут соответствовать реально действующему уровню рыночных цен, в других - существенно отклоняться от него. На цены, используемые в группировках стран, существенное влияние оказывают особые экономические отношения, торговые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регулированию путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на рынок той или иной продукции. Цены краткосрочных и долгосрочных специальных контрактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продукции за счет кредита, по программам помощи, толинговых сделках, лизинге и др.). Перечисленные виды цен имеют и неодинаковую ценность с точки зрения возможностей оперативного применения информации для расчетов (обоснований) цен внешнеторговых контрактов. Большинство из них в той или иной степени отклоняются от реальных внешнеторговых цен. Объясняется это рядом обстоятельств. Во-первых, многие из перечисленных видов цен относятся к различным стадиям процесса ценообразования. Например, прейскурантные цены формируются с учетом, прежде всего, эффективности изготовления продукции и, следовательно, отражают позицию производителя товара. Цены фактических сделок являются результатом переговоров, поэтому они учитывают и позицию покупателя и, следовательно, учитывают эффективность потребления товара. Во-вторых, практически каждый вид цен обусловлен исторически сложившимися формами и методами торговли на конкретном товарном рынке. Например, биржевые котировки, являясь ценами фактических сделок, относятся к сделкам на товарных биржах, тогда как данный товар может продаваться и вне сферы биржевой торговли, что обязательно должно учитываться при проработке внешнеторгового контракта. Помимо отмеченных особенностей каждый вид цен имеет определенную специфику в механизме формирования (полный или ограниченный учет ценообразующих факторов), способах получения (путем анализа публикаций, направления запросов фирмам-поставщикам или их торговым агентам, установления личных контактов и т.д.), сроках действия (близость или удаленность от текущего периода) и др. Это требует при их практическом использовании внесения определенных коррективов в исходную ценовую информацию, отобранную для расчета цен.

Информация о работе Основные виды цен мирового рынка