Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 23:23, реферат
В результате складывается ситуация, которую авторы учебного пособия [3] охарактеризовали следующим образом: «Здесь можно наблюдать все: демпинговые цены, обман потребителей услуг, завышенные затраты, сверхприбыльность отдельных программ, убытки слабых учебных заведений, значительную дифференциацию качества обучения при одинаковой стоимости, «снятие сливок» и перекачку денег из филиалов в столичные вузы, финансовые пирамиды, дилетантство директоров образовательных учреждений в отношении себестоимости обучения и т.п.».
Рис. 2. Блок-схема
алгоритма ценообразования
Кратко прокомментируем
представленный алгоритм.
Блок 1. В качестве целей ценовой политики государственного вуза могут выступать:
обеспечение экономической безопасности вуза;
удержание сегмента рынка ОУ;
увеличение рыночной
доли.
Блок 2. На этом этапе
определяются представления потенциального
потребителя об «ощущаемой ценности»
предлагаемой образовательной услуги.
Для получения требуемой информации может
быть использован метод фокус-групп.
Блок 3. Осуществляется
так называемое «ценностное ценообразование».
Его задача — установление цен таким образом,
чтобы обеспечить вузу необходимые финансовые
результаты за счет достижения выгодного
соотношения «ценность — затраты» [2].
Блок 4. Производится
расчет себестоимости ОУ.
В настоящее
время в отечественной экономической
практике для расчета себестоимости образовательных
услуг применяется сравнительно большое
число различных способов в рамках прейскурантного
метода. Они различаются между собой характером
использования исходной информации, количеством
применяемых баз распределения затрат
между объектами калькулирования и другими
особенностями. Классификация используемых
способов расчета себестоимости ОУ предложена
в работе [7].
Заметим, что
все перечисленные здесь методы
предполагают расчет затрат на реализацию
программ высшего профессионального образования.
Между тем сложности возникают чаще при
оценке затрат на другие виды ОУ, так как
для программ высшего образования в качестве
ориентиров могут служить некоторые бюджетные
нормативы.
Блок 5. На основе
рассчитанной интегральной себестоимости
или какого-либо ее базового элемента
при установленном нормативе рентабельности
определяется «затратная» цена ОУ.
Блок 6. На основе
известных маркетинговых
Блок 7. Производится
сопоставительный анализ цен, рассчитанных
затратным способом и методом
«ощущаемой ценности», а также цен
конкурентов.
Блок 8. На основе
результатов сопоставительного анализа
(блок 7) осуществляется корректировка
цены, найденной методом «ощущаемой ценности»,
причем эта корректировка может производиться
только в меньшую сторону, т.к. ценностное
ценообразование определяет верхнюю границу
ценового диапазона.
Характер изменения
цены зависит от ценовой стратегии,
реализуемой вузом, занимаемой им ценовой
ниши, его роли и положения на
региональном рынке образовательных
услуг.
Заметим также,
что нижний порог цены, определяемый
затратным методом, также может быть уменьшен
путем изменения исходной базы затратного
ценообразования (численности групп, нормативов
оплаты труда и др.)
Блок 9. Данный этап
обеспечивает гибкость и адаптивность
ценовой политики государственного
вуза. В частности, на этом этапе формируется
система скидок и наценок.
На практике применяются различные виды скидок, в частности:
при оплате за весь срок обучения или несколько курсов;
при заключении
договоров с крупным
при обучении сотрудников вуза и членов их семей;
при обучении студентов и слушателей из малообеспеченных семей;
при обучении студентов
и слушателей, имеющих серьезные
достижения в учебе, научной работе
и некоторых других сферах деятельности.
Наценки применяются
чаще всего при реализации индивидуальных
планов и графиков учебной работы, при
целевой специализированной подготовке
по заказам корпоративных клиентов, при
реализации программ дополнительной подготовки
по ряду дисциплин (например, информатика,
иностранный язык, педагогика и др.)
На этом же этапе
формируется механизм компенсации
потерь от инфляции.
Представленный
алгоритм неоднократно апробирован
в Институте экономики и
Для определения
цены затратным методом нами использовалась
процедура, блок-схема которой
Рис. 3. Блок-схема
процедуры определения цены затратным
методом
Основными исходными материалами для расчета выступают:
учебный план образовательной программы;
нормы времени
для расчета объема учебной работы
профессорско-
ставки почасовой
оплаты труда ППС.
Предлагаемый
метод предусматривает
Первоначально
устанавливается планируемое
После нахождения
фонда оплаты труда ППС с помощью
соответствующих коэффициентов dy и
da рассчитываются фонды оплаты труда
учебно-вспомогательного персонала (УВП),
административно-
Коэффициент kн,
определяющий размер начислений на оплату
труда, устанавливается действующим
законодательством и составляет
в настоящее время kн = 0,356.
Планирование прямых
затрат на реализацию данной образовательной
программы Зп и затрат на содержание вуза
Зв осуществляется путем установления
значений и соотвествующих коэффициентов
kп и kв и зависит от характера и содержания
образовательной программы, структуры
и состояния основных фондов образовательного
учреждения.
В состав затрат Зп следует включить:
затраты на содержание и эксплуатацию активной части производственных фондов, непосредственно используемых в учебном процессе по данной образовательной программе;
затраты на приобретение (обновление) учебного оборудования, необходимого для использования в учебном процессе по данной образовательной программе;
текущие учебные расходы;
канцелярские
и прочие расходы.
Затраты на содержание вуза Зв предусматривают:
расходы на содержание и обновление основных фондов вуза (зданий и сооружений, лабораторного оборудования, парка вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, автотранспорта и пр.);
затраты на издание учебно-методических и научных работ;
расходы на подготовку и повышение квалификации ППС;
затраты на поддержание имиджа учебного заведения;
расходы на социальные нужды;
прочие расходы.
Очевидно, что
образовательные программы
Нам представляется
весьма удачным изложенное в [7] предложение
устанавливать норматив рентабельности
р относительно не полной себестоимости,
а фонда заработной платы ППС.
Проиллюстрируем
рассмотренную процедуру
Исходные данные:
численность контингента обучаемых — 50 человек;
средняя ставка почасовой оплаты труда — 110 руб./час;
общий объем
часов учебной работы — 1400 (400 часов
аудиторных занятий и 1000 часов индивидуальной
работы).
Результаты расчета
цены приведены в таблице.
Одновременно
проведен сбор информации о ценах на
аналогичную образовательную программу
в вузах соседних регионов (Пензенская
область, Республика Чувашия, Республика
Мордовия, Самарская область). Оказалось,
что цены колеблются в пределах от 10 до
18 тысяч рублей.
Метод фокус-группа
позволяет дать оценку «ощущаемой ценности»
данной образовательной программы с точки
зрения потенциального потребителя. Фокус
— группа размером 7 человек формировалась
из представителей крупных корпоративных
потребителей областного департамента
Федеральной государственной службы занятости
населения, специалистов кадровых агентств.
В качестве модератора выступал специалист
по маркетингу в сфере образования.
Среди основных результатов фокус-группы следует выделить следующие:
существование устойчивого спроса на данную образовательную программу;
наличие существенной ценовой эластичности спроса;
престижность
диплома классического
готовность крупных
предприятий-работодателей
На основе сопоставительного
анализа результатов, полученных различными
способами, цена на данную образовательную
программу в 2002/2003 учебном году была установлена
на уровне 13 000 рублей.
Рассчитаем точку
безубыточности образовательной программы
при указанной цене.
Расчет цены обучения одного слушателя затратным методомНаименование статьи расходов Коэффициент Расчет затрат Затраты, руб.
Заработная плата ППС 110 x 1400 154 000
Оплата труда УВП dy = 0,15 154 000 x 0,15 23 100
Оплата труда АУП и прочего персонала da = 0,15 154 000 x 0,10 15 400
Общий фонд оплаты труда с начислениями Kн = 0,15 (154 000 + 23 100 + 15 400) x 1,356 261 030
Прямые затраты на реализацию образовательной программы Кп = 0,15 154 000 x 0,60 92 400
Затраты на содержание вуза Кв = 0,15 154 000 x 0,55 84 700
Всего затрат 261 030 + 92 400 + 84 700 438 130
Себестоимость обучения одного слушателя 438 130 / 50 8763
Цена обучения P
= 0,15 8763 + 0,50 x 154 000 / 50 10 303
Так как единая
расчетная база — фонд оплаты труда
ППС — складывается из двух составляющих:
постоянной (оплата аудиторных занятий)
и переменной (оплата индивидуальной работы
со слушателями), то и общие затраты
Зо на реализацию данной образовательной
программы имеют постоянную и переменную
компоненты, пропорциональные соответствующему
объему часов, т.е.
Зо = 125180 + 6259n,
где n — количество
слушателей.
Тогда точка
безубыточности nо находится из соотношения:
125 180 + 6259n = 13 000n,
т. е. nо » 19.
Этот расчет
может быть проиллюстрирован графиком,
приведенным на рис. 4.
Рис. 4. Расчет точки
безубыточности образовательной программы
Информация о работе Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах