Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:26, курсовая работа
Актуальность данной проблемы в настоящее время обусловлена тем, что в России маркетинг услуг слабо развит, однако рынок услуг быстро расширяется и развивается, что обуславливает перспективность данной отрасли.. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и модернизированных систем сервиса, способствуют выходу компаний на новые отраслевые и региональные рынки услуг.
Рынок услуг появился раньше, чем рынок производственных товаров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные услуги: понятие, сущность и характеристики.
Основные характеристики и структура рынка услуг……………………6
Специфика государственных услуг: понятия, сущность и характеристики……………………………………………………………12
Глава 2. Маркетинг государственных услуг: основные характеристики, цели и задачи.
2.1 Сущность, понятие маркетинга услуг…………………………………...17
2.2 Специфика маркетинга в сфере государственных услуг…………….…19
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников…………………………………………...34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственные услуги: понятие, сущность и характеристики.
Глава 2. Маркетинг государственных услуг: основные характеристики, цели и задачи.
2.1 Сущность, понятие
маркетинга услуг………………………………….
2.2 Специфика маркетинга в сфере государственных услуг…………….…19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Актуальность данной проблемы в настоящее время обусловлена тем, что в России маркетинг услуг слабо развит, однако рынок услуг быстро расширяется и развивается, что обуславливает перспективность данной отрасли.. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и модернизированных систем сервиса, способствуют выходу компаний на новые отраслевые и региональные рынки услуг.
Рынок услуг появился раньше, чем рынок производственных товаров. В древней Руси люди вели натуральное хозяйство, то есть питались и одевались в товары собственного производства и покупали на стороне только услуги - приглашая дружины варягов для охраны своих территорий.
Именно в сфере услуг маркетинг становится полноценной дисциплиной, поскольку в отличие от товарного маркетинга здесь необходимо учитывать не только желания и действия производителя, но и желания и действия потребителя, психологию персонала. Именно благодаря сфере услуг маркетинг теперь очень много думает о том, что происходит в голове реальных людей, а не только о том, что происходит на каком-то абстрактном рынке.
Всё выше ценятся способности менеджеров идентифицировать содержание и ценность сервисных продуктов, определить их отличительные характеристики и выработать такую систему их производства, предоставления и потребления, которая позволяла бы получать устойчивые конкурентные преимущества. Данные изменения особенно сильно затрагивают российские рынки, ещё не вполне освоившие все тонкости сферы услуг.
В сфере услуг успешность маркетинга зависит от многих аспектов бизнеса - и от четкой организации производства и от грамотной работы с персоналом. Но правда в том, что и на предприятиях, которые производят товары, действуют те же законы.
Также значительное влияние на рынок услуг оказывает вступление России в ВТО, когда становится актуальным вопрос уровня российских рынков услуг по сравнению с европейскими стандартами. Здесь как нельзя, кстати, приходятся исследования маркетинга в сфере услуг.
Часть экономистов придерживаются мнения, что маркетинг услуг не должен чем-либо отличаться от маркетинга материально-вещественных товаров. Они утверждают, что между товарами и услугами не столь большая разница, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий.
Другая часть исследователей убеждена, что специфика услуг, например их процессный характер, неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, находит свое отражение в системе маркетинга, которую использует предприятие сферы обслуживания.
Далее в работе будет даваться определение государственной услуги, маркетинга услуг и маркетинг в сфере государственных услуг, однако следует указать, что сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой.
Однако насколько бы ни был перспективен маркетинг государственных услуг в стране существуют определённые проблемы для предприятий сферы услуг: трудно устанавливать стандарты и контролировать качество услуги, трудно проверить новую услугу и донести до потребителей ее суть, трудно поддерживать необходимый уровень мотивации персонала, трудно координировать усилия в области маркетинга, производства и управления персоналом, трудно сформировать ценовую политику, трудно найти баланс между унифицированными правилами и индивидуальными особенностями отдельных сотрудников и особыми требованиями отдельных потребителей.
Благодаря сфере услуг маркетинг, наконец, перестал рассматривать потребителей как безликую серую массу, а персонал предприятий - как винтики конвейерной машины. Сегодня выиграет тот, кто сможет лучше понять другого человека - будь то потребитель или сотрудник. Но для того, чтобы справиться с запутанным клубком личных переживаний сотрудников, настроений потребителей и производственных требований, нужен осмысленный, системный маркетинговый подход, который бы связал воедино все важные для маркетинга аспекты.
Цель исследования в данной работе – изучить особенности государственных услуг и маркетинга услуг.
Объектом исследования в данной работе является маркетинг в сфере государственных услуг, т.е. мы рассматриваем маркетинг с точки зрения его проявлений и значимости в сфере услуг.
Предметом исследования были взяты особенности сферы услуг и, как следствие, особенности маркетинга в сфере государственных услуг.
Глава 1. Государственные услуги: понятие, сущность и характеристики.
Рынок услуг существует в
единстве с товарным рынком и является
одной из его разновидностей, развивающейся
в рамках общих законов рыночной
экономики. Вместе с тем рынок
услуг имеет ряд специфических
особенностей, обуславливающих особый
подход к предпринимательской
В структуре потребностей
существенную роль играет соотношение
между материальными и
Постиндустриальную стадию
производства в странах Запада часто
определяют как "экономику услуг",
и для этого имеются веские
основания. Еще отчетливее в этот
период проявляется одна из главных
закономерностей общественного
развития - опережающий рост сферы
услуг в сравнении с
В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. До относительно недавнего времени услуги почти не выделялись в самостоятельный предмет для экономического анализа. Но сегодня в развитых странах на услуги приходится свыше 2/3 ВНП. Прежде всего требует уточнения понятие "услуги".
Наиболее общим моментом встречающимся в различных определениях услуг, является представление их как товара, не имеющего материальной оболочки, то есть услуги рассматриваются как особая форма товара. Более конкретно можно сказать, что услуги - результаты деятельности (действия), удовлетворяющего определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в продуктах. Они часто рассматриваются как нематериальные ценности. Услуги представляют собой результаты труда, с помощью которого производитель по заказу потребителей изменяет физическое, экономическое, моральное состояние последних. Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такую деятельность способны осуществлять и другие.
Традиционно принято выделять группу отраслей, классифицируемых как отрасли, предоставляющие услуги. Обычно к ним относятся транспорт, связь, туризм, медицинское обслуживание, страхование, образование, спорт и т.д. Эти отрасли занимаются предоставлением, хранением и распространением информации, связью, консультациями и развлечениями в самом широком смысле, что ведет к созданию общей и специализированной информации, кинофильмов, компьютерных программ, музыки. Но продукция таких отраслей часто хранится на физических носителях, таких как бумага, пленки, диски, и в таком виде она может принять форму видеокассеты или выступать как материальный объект.
Отсюда вытекает необходимость
отметить ряд особенностей услуг:
1. Сложность отделения
цены на товар от цены на сопутствующие
услуги. Очень часто в стоимость
товара включаются услуги по его погрузке
в транспортное средство потребителя,
доставке до потребителя, установке, наладке.
В этом случае трудно оценить действительный
объем предоставленных услуг, поскольку
сведения о продаже будут учитываться
статистикой торговли или производства,
но не статистикой транспорта или бытовых
услуг. Это, конечно, вносит определенные
искажения в реальную характеристику
сферы услуг. В практике различных стран,
однако, эти показатели зачастую объединяют
в общую статистику рынка товаров и услуг,
не выделяя производство товаров и производство
услуг;
2. Сложность процесса
смены собственника. Рыночный процесс
проявляется в том, что товар, обмениваемый
на деньги, должен сменить своего собственника.
Но поскольку услуги, как особая форма
товара, часто не существуют как отдельные
экономические объекты, на них не могут
распространяться права собственности.
В силу этого некоторые услуги не могут
быть проданы отдельно от их производства;
3. Сходство условий производства
и потребления услуг. Производство многих
услуг совпадает с их потреблением во
временном и пространственном отношении.
Это явление обусловливает отсутствие
осязаемых результатов производства услуг
и затрудняет процесс потребительского
выбора. Потребитель может оценить полезность
услуги только после акта "производство
- потребление" и заранее имеет лишь
косвенную возможность для оценки ее качества.
Результат деятельности по оказанию услуги,
подверженный во многих случаях влиянию
личных качеств производителя, не может
быть заранее определен с достаточной
точностью;
4. Сходство услуг в отношении
возможности их хранения и транспортировки.
Услуги не подлежат хранению и транспортировке.
Это свойство увеличивает степень предпринимательского
риска во всех отраслях услуг (особенно
в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры),
а также ставит задачу более точного учета
фактора времени и сезонности, "пиковых"
нагрузок в течение суток или другого
отрезка времени;
5. Единая социальная направленность
услуг. Предоставление услуг имеет целью
непосредственное удовлетворение потребностей
человека;
6. Историческая общность
возникновения и развития услуг. Она связана
с процессом обособления услуг в самостоятельные
отрасли в ходе развития труда;
7. Сходство услуг в отношении
их связи с продуцентом. Услуга не существует
отдельно от производителя. В процессе
ее производства осуществляется личный
контакт производителя и потребителя.
Такой контакт, с одной стороны, создает
условия для расширения коммуникативных
связей, но с другой - увеличивает требования
к профессионально-
8. Сходство услуг в отношении
широты качественных характеристик. В
условиях совпадения производства и потребления
услуг и зависимости результата деятельности
предприятия непроизводственной сферы
от квалификации кадров невозможно гарантировать
постоянство качества услуг. Услуга существует
как вид человеческой деятельности, и
ее качество может варьироваться в широких
пределах. Это обуславливает необходимость
сведения к минимуму влияния фактора непостоянства
качества. С этой целью предприятие сферы
услуг решает задачи совершенствования
кадровой структуры, повышения квалификации
персонала, внедрения современных технических
средств и эффективных технологий.