Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:32, статья
Мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках.
Россия на мировом рынке образовательных услуг
Библиографическое описание: Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг [Текст] / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 249-252.
Мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках.
Мировой рынок образовательных услуг условно объединяет в себе несколько сегментов. Основными сегментами являются языковые курсы, школьное обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и др.
Следует отметить, что все
сегменты мирового рынка образовательных
услуг связаны между собой. При
поступлении в иностранное
Масштаб деятельности мирового рынка образовательных услуг, а также роль отдельных государств на данном рынке измеряется разными показателями. К ним относятся:
– численность иностранных студентов в мире и отдельных странах;
– темпы прироста численности иностранных студентов;
– доля страны в мировой
численности иностранных
– доход от обучения иностранных граждан; государственные расходы на образование;
– расходы на одного студента; доля иностранных студентов в составе всех обучающихся;
– контингент иностранных студентов по странам обучения;
– распределение иностранных студентов по вузам и специальностям и др.
Объем мирового рынка образовательных услуг достигает 100 млрд. долл. США. Эта цифра включает услуги международного высшего образования, дополнительного профессионального образования, языковых курсов, школьного образования и др. На международное высшее образование приходится половина объема данного рынка, причем, к 2015 году он может возрасти до 200 млрд. долл. Число иностранных граждан, получающих образование за рубежом, достигнет порядка 5 млн. человек [2, с. 18].
Ведущими игроками на мировом рынке образовательных услуг являются США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Китай, Япония, Россия и Канада.
Международная мобильность студентов (показатель выездной мобильности) является важным показателем, позволяющим оценить склонность студентов к обучению за рубежом. Показатель измеряется как соотношение студентов той или иной страны, получающих образование за рубежом, ко всей численности студентов-граждан данной страны. В Джибути, Кабо Верде и Гвинее-Бисау число студентов, обучающихся за границей, превышает число получающих образование на родине. Данный показатель наиболее высок в странах Африки южнее Сахары. В 2004 году мобильность студентов из Африки составляла 5,9 %. Один из 16 студентов стран Африки южнее Сахары учится за границей. Все государства региона, кроме ЮАР, Нигерии и Либерии превышают среднемировой уровень выездной мобильности.
За Африканским континентом следуют Центральная Азия (3,9 %) и арабские страны (2,9 %). Северная Америка характеризуется самым низким показателем выездной мобильности. Мобильность американских студентов составляет 0,2 %, что является самым низким в мире показателем. Мобильность студентов России составляет 0,5 %. Низок показатель мобильности у студентов Кубы, Мьянмы, Аргентины, Египта и Филиппин.
Образование является одним
из важнейших конкурентных преимуществ
России. Вместе с тем, на фоне постоянно
растущего внутреннего рынка
образовательных услуг и
Россия занимает 9 место по числу обучающихся иностранных студентов, да и то за счет студентов из стран СНГ, которые составляют более 1/3 от всех иностранных студентов, обучающихся в России. Это свидетельствует не только об упущенной экономической выгоде, но и об упускаемых политические возможностях влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки и культуры.
Основная часть доходов
мирового рынка высшего образования
приходятся на развитые страны. Половина
доходов приходится на США и Великобританию
(около 24 млрд. долл.). Около 20 млрд. долл.
привлекают Австралия, Новая Зеландия,
Канада, Франция, Германия и Швейцария
и другие страны Европы. Приблизительно
5 млрд. долл. составляют доходы развивающихся
стран Азии, Африки, Латинской Америки
и Ближнего Востока. Япония получает
1,5 млрд. долл., Китай – 0,9 млрд. долл.,
Содружество независимых
Основными факторами, сдерживающими
экспорт российских образовательных
услуг, являются несовершенство нормативно-правовой
базы, слабое развитие социально-бытовых
условий, медицинского обслуживания иностранных
студентов, их безопасности, недостаточный
уровень владения этими студентами
русским языком и слабая отдача от
информационно-рекламной
Тем не менее, за последние
годы были сделаны важные шаги в
области экспорта российского образования,
который реализуется путем
Присоединение в сентябре 2003 г. России к Болонской конвенции по высшему образованию, перспектива взаимного признания российских и европейских дипломов, общие подходы к качеству образования будут также способствовать расширению экспортных возможностей российских вузов.
Необходимо отметить важность
такого направления экспорта российского
образования, как обучение иностранцев
в открываемых в странах
В российских вузах в 2007 году
обучалось 93742 тыс. иностранных студентов,
как на коммерческой основе, так
и за счет средств федерального бюджета.
По происхождению иностранных
В силу различия потенциала разных стран более удобным для сравнения является доля национальных университетов, в которых обучаются иностранные граждане. Самая высокая доля у Бельгии, где иностранные студенты обучается во всех вузах страны, т. е. доля их составляет 100 %. В США доля вузов превышает 95 %. В таких странах Европы, как Великобритания, Франция и Германия показатель составляет от 90 до 95 %. В России иностранные граждане обучаются более чем в половине высших образовательных учреждений (более 650 вузов страны).
Эффективной конкурентная борьба
за ресурсы иностранных учащихся
может быть только при целенаправленной
политике государства. Поэтому неотъемлемыми
игроками мирового рынка образовательных
услуг являются специализированные
организации, которые функционируют
во многих странах и занимаются привлечением
в страну иностранных граждан
на обучение. К ним относятся национальные
агентства, академические службы, образовательные
фонды, центры международных обменов,
информационные центры, ассоциации, советы,
центры научного и культурного развития
и т.д. Учреждения по стимулированию
притока иностранных студентов
могут быть как государственными,
так и частными. К ним также
можно отнести специальные
В РФ продвижением страны на мировой рынок образовательных услуг занимаются Министерство образования и науки РФ, Центр международного научного и культурного сотрудничества (или Росзарубежцентр) и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина [1, с. 21-32].
При выявлении конкурентных
преимуществ российских образовательных
учреждений в зависимости от структуры
реализуемых специальностей отмечается,
что наибольшим спросом у иностранных
студентов пользуются инженерные специальности
и специальности
О предпочтениях же Российских
студентов можно сказать
Абсолютное большинство
российских студентов, обучающихся
за границей, оплачивают свою учебу
сами (либо за них это делают родители).
По государственной линии за счет
средств федерального бюджета обучаются
всего 600 чел., в их числе 100 – по стипендиям
Президента Российской Федерации (40 студентов
и 60 аспирантов). В 2006-2007 учебном году
Рособразование в рамках международных
договоров направило в
Таким образом, для занятия Россией достойного места на мировом рынке образовательных услуг (МРОУ) необходимо активное участие государства, в том числе создание общенациональной программы экспорта образовательных услуг (ОУ). В данной программе необходимо отразить основные этапы и направления по продвижению российских ОУ на МРОУ, указать приоритеты и последовательность принимаемых мер, а также механизмы их реализации.
В результате обострения международной конкуренции ориентация России на интеллектуализацию производимых и экспортируемых услуг может стать ключевым фактором в изменении структуры экспорта РФ и переходе на качественно новый уровень на международном рынке услуг, а развитие и активизация экспорта ОУ позволит российской высшей школе занять достойное место на МРОУ.
В условиях старения населения
России действующая система высшего
образования в 2009-2010 гг. испытывает
недостаток абитуриентов. В этой ситуации
рациональнее не сокращать имеющиеся
возможности научно-
Информация о работе Россия на мировом рынке образовательных услуг