Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:22, реферат
Что такое товар? В экономической теории этим термином обозначают предмет, вещь, услугу, продаваемые (обмениваемые) на рынке, и которые, благодаря их свойствам, удовлетворяют какие-либо потребности человека: жизненные или производственные. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая проявляется лишь в пользовании или потреблении. Потребительные стоимости (свойства) образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма. Однако товар имеет и другой признак - экономический.
Введение
1. Виды цен и их структура
2. Ценообразование на рынке образовательных услуг
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Виды цен и их структура
2. Ценообразование на рынке образовательных услуг
Заключение
Список литературы
Введение
Товар и цена относятся
к тем экономическим
Что такое товар? В экономической теории этим термином обозначают предмет, вещь, услугу, продаваемые (обмениваемые) на рынке, и которые, благодаря их свойствам, удовлетворяют какие-либо потребности человека: жизненные или производственные. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая проявляется лишь в пользовании или потреблении. Потребительные стоимости (свойства) образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма. Однако товар имеет и другой признак - экономический.
Как же измерять величину стоимости товара? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда. Количество же самого труда измеряется его продолжительностью, совокупным рабочим временем, при средних для данного уровня технического развития общества условиях производства.
Из этого следует, с одной стороны, что разные товары, в которых содержится равное количество труда или которые могут быть изготовлены в течение одного и того же рабочего времени, имеют одинаковую величину стоимости. С другой стороны, величина необходимого рабочего времени определяется производительной силой труда. "Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, и между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями"1.
Стоимость товара - это общественный, прошлый, "мертвый" труд. Затраты этого труда применительно к конкретному товару строго индивидуальны. В целом же для массы однородных товаров, но произведенных различными производителями, с точки зрения процесса ценообразования, следует говорить о средней стоимости, средних затратах труда при средних условиях производства. При этом выделяют средние из индивидуальных затрат на конкретном производстве и средние как результат отношения всей массы затрат труда в данной отрасли страны ко всей массе товаров. Математически средние затраты труда в первом случае могут быть условно представлены в виде среднего арифметического из индивидуальных затрат труда на отдельные товары, выступающие представителями групп товаров, в пределах которых на изготовление единицы товара требуется одно и то же время.
Из постулатов социалистической теории цен следует вывод, что вещь может иметь потребительную стоимость и не иметь стоимости. Так бывает, когда полезность вещи для человека не опосредована трудом. Таковы воздух, естественные земли и луга, дикорастущий лес и т.д. Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Итак, поскольку товар - это продукт, услуга, поставленные на рынок для продажи (обмена), то товар имеет цену, денежную стоимость. Главная функция цены в этом случае - быть мерой стоимости товара.
В условиях централизованно-плановой системы цены устанавливаются государством. При этом провозглашаются следующие цели государственной политики ценообразования:
1) приближение цен к
общественно необходимым
2) экономическое стимулирование
научно-технического прогресса
3) создание благоприятных
условий для укрепления
4) содействие росту народного
благосостояния, выравниванию уровня
жизни в разных регионах
Влияние факторов спроса и предложения в государственном плановом ценообразовании минимально. Оно в основном сводится к установлению надбавок на товары повышенного спроса, качества, на новинки производства, а также скидок на устаревшую продукцию и вышедшие из моды товары.
В рыночной экономике система ценообразования основывается на ряде признанных бесспорными положений; не все они строго доказаны теоретически, но зато нет среди них таких, которые не подтвердились бы историческим опытом значительной части человечества. Отсюда и подход к ним как к аксиомам рынка. Они таковы: все имеет цену, любая потребительная стоимость, не исключая различные виды человеческого труда, землю и природные ресурсы, денежный капитал; цены устанавливаются на рынке в результате свободной конкуренции, через спрос-предложение; цены играют ключевую роль в достижении экономического равновесия, в распределении дохода и богатства.
Растягивание ценообразования во времени происходит и при появлении на рынке новых товаров. Цена может сильно колебаться вначале, но затем стабилизируется на некотором уровне. Это происходит потому, что со временем возрастает число событий купли-продажи и формируется (не без участия рекламы) общественное мнение о полезности этого товара.
В условиях рыночной формы ведения хозяйства цены выполняют ряд функций. Важнейшие из них: информационная, распределительная, балансирующая.
Информационная функция цены состоит в информировании участников процесса купли-продажи о величине денежной стоимости товара, об определенных потребительных свойствах, о рыночной конъюнктуре.
Распределительная функция цены проявляется в перераспределении капиталов в отрасли производства с высокими ценами продажи, в регулировании поведения покупателей через механизм изменения уровня цен, главным образом по линии государственного регулирования.
Функция сбалансированности состоит в воздействии на механизм спроса и предложения через уменьшение или увеличение цен производителями и спроса покупателей.
1. Виды цен и их структура
Теория и практика ценообразования выработали три подхода к формированию цен на товары:
1) государственные цены, в основе которых лежат издержки производства товара (затратный подход);
2) рыночные (свободные) цены, формируемые на основе спроса и предложения и 3) договорные цены.
Рыночные цены, формируемые через спрос и предложение, призваны также по своему экономическому содержанию покрыть индивидуальные издержки производства и реализации товара, обеспечить выплату налогов и получение прибыли.
Однако,
сообразуясь с ценовой и
Тарифы - система ставок, по которым взимается плата за услуги. Термин "тариф" применяется в настоящее время по отношению к услугам транспорта, связи, коммунального хозяйства, за провоз товаров через границу взимаются таможенные тарифы.
Плата является формой выражения льготной цены, когда часть затрат потребителя возмещается из государственного или местного бюджета.
Абонемент - такая цена, которая является формой выражения средневзвешенной цены, установленной на основе средних затрат и норм потребления услуг без учета реального объема потребления.
Более полный учет соотношения
спроса и предложения услуг, формирование
рациональной ценовой стратегии
и применение обоснованных методов
ценообразования в сфере услуг
позволит расширить их предложение,
удовлетворить потребности
2. Ценообразование на рынке
Вступление учреждений образования в сферу товарно-денежных, рыночных отношений потребовало создания соответствующего механизма ценообразования. Следует еще раз подчеркнуть, что хотя категории "цена" и "товар" обслуживают изначально сферу рыночных отношений, в экономике социалистической они также широко использовались, обслуживая процесс социалистической "купли-продажи". Не ориентированные на рыночный спрос, определяемые расчетным путем с формальным учетом общественно-необходимых затрат, а чаще всего - фактических, цены и процесс ценообразования имели затратный характер, суть которого определялась формулой "издержки плюс". "Плюс" этот представлял собой добавленную стоимость (прибыль), устанавливаемую централизованно через плановый норматив рентабельности. Естественно, что в сфере бюджетного финансирования цен как "денежного выражения стоимости" не было, но издержки государства на высшее образование учитывались в каждом вузе главным образом для целей бухгалтерского контроля и бюджетного планирования. Определение расходов государства на подготовку специалистов в вузах осуществлялось по действующим в то время Методическим указаниям, которые различались методическими подходами. Проведена классификация методов расчета себестоимости подготовки специалистов по Е.Н. Попову и Т. А Евстигнеевой.
При всем разнообразии методических подходов процесс бюджетного планирования затрат на обучение сводился к корректировке в ту или иную сторону фактических затрат.
Бюджетное планирование образовательных услуг предполагало установление норматива бюджетного финансирования одного студента по группам вузов примерно равного масштаба и отрасли производства, учитывалась специфика (курсанты, например, были на государственном обеспечении). Норматив этот можно было бы назвать ценой подготовки одного специалиста, которую оплачивало государство.
С вступлением общества в полосу экономических преобразований и с сокращением бюджетного финансирования высшей школы был разрешен переход на так называемое "многоканальное" финансирование (бюджетное и коммерческое), т.е. разрешалась ситуация, когда нехватка бюджетных ассигнований (которые зачастую не учитывали ситуацию с инфляцией) компенсировалась набором студентов на коммерческой основе, по так называемым договорным ценам. В этом случае в основе установления цены на образовательные услуги лежал ее нижний предел, который определялся суммой всех экономически обоснованных затрат вуза на данный вид образовательных услуг.
Прибыль, включаемая в цену,
может определяться исходя из следующих
соображений. В результате оказания
образовательных услуг
При формировании договорной цены учитываются параметры, характеризующие потребительские свойства образовательной продукции, научно-технический уровень и квалификация преподавательского и лекторского персонала и т.п. Для учета этих параметров можно вводить, например, соответствующие коэффициенты или непосредственно учитывать их при вычислении суммарных затрат.
Важнейшим условием успеха (а часто условием экономического выживания) в рыночной конкурентной среде являются стратегия ценообразования и маневрирование видами цен.
Освоение и овладение
этими методами представляет большие
трудности, так как в течение
многих десятилетий воспитание кадров,
работающих на производстве, основывалось
на социалистическом подходе к ценообразованию
(в условиях социалистического управления
ценовая политика касалась в основном
только промышленного производства,
цены на образовательные услуги не
рассматривались). В социалистической
экономике в последние
По ценообразованию в сфере образовательных услуг написано достаточно много работ, однако практически в них не отражено главного отправного положения ценообразования в сфере любых услуг, а именно тарифное ценообразование, выделяющее отдельно цену материально-вещественных факторов производства услуги и цену потребления самой услуги.
Ценообразование образовательной услуги - это трехставочный тариф.
Определение пороговой цены затруднено следующими обстоятельствами:
* сложностью разделения
в образовательном учреждении
затрат на переменные и
* сокращением бюджетного
финансирования сферы
* инфляционными ожиданиями
и ростом цен на
Действие вышеназванных дестабилизующих факторов в значительной степени можно нейтрализовать использованием расчетно-аналитического метода ценообразования.
Суть расчетно-аналитического метода ценообразования.
Устанавливается расчетная
цена предложения
Информация о работе Ценообразование на рынке образовательных услуг