Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.
Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное
накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть
приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания
человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный
оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,
слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом
возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был
физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить
свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от
ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого
повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает
необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными
последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен
опекать наставник.
в жизни, в поведении человека Руссо возвращается не раз. Он называет ее
врожденным началом справедливости и - добродетели; именно она, по мнению
Руссо, оценивает все наши поступки, признавая их хорошими или дурными.
Более того, совесть как чувствование, находящееся внутри человека,
оценивает и все идеи, приходящие к нам извне. Руссо ставит совесть как
врожденное внутреннее чувство человека и выше разума, и выше мышления,
ибо непосредственное веление совести - главное в человеке.
Учение Руссо о врожденных чувствах, его идеи о совести как основе
справедливости и добродетели, бесспорно, идеалистичны. Руссо считал, что и
все социальные законы должны быть построены на "естественном" праве человека,
на его естественных потребностях должны не противоречить велению
человеческой совести.
Чувствам в процессе воспитания Руссо отводил первостепенную роль. Он
выступает против рассудочности, против излишних разговоров в воспитании. Хотя
Руссо в ряде случаев выступает перед Эмилем с целыми проповедями, с
пространными лекциями по морально-этическим вопросам, однако поднимаемые
педагогом проблемы как бы служат обобщением всего того жизненного опыта (и
чувственного, и интеллектуального, и нравственного), который пережил,
перечувствовал сам воспитанник. Поэтому наставление как необходимая
функция руководства как бы дополняет в этом возрасте функцию нравственного
влияния, о которой только что шла речь.
Наставление рассматривается в этом плане и как поучение, и как внушение, и
как убеждение, и как (что важно особо отметить) призыв воспитанника к
самовоспитанию.
Ознакомление с обществом, с общественными отношениями людей (вначале через
изучение истории) тоже в известной степени имеет значение наставления и
поучения.
Определенную роль в этом возрасте играет и такая функция руководства
(которая в той или иной мере имена место и раньше), как создание
соответствующих жизненных обстоятельств, положительно влияющих на юношу.
Руссо специально указывает на необходимость "подбора" обстоятельств и даже
людей,
которые могут оказать
Заключение
Мы пытались проследить на различных этапах развития ребенка, подростка,
затем
юноши различные функции
руководства. Хотя концепция Руссо с научной точки зрения во многом ошибочна
(примат саморазвития над воспитанием), однако поставленные философом и
педагогом в своем романе проблемы совершили целый переворот в педагогике,
нанеся сокрушительный удар по авторитаризму, схоластике, всей системе
феодального воспитания. Сторонники и последователи Руссо оценивали и
принимали его идеи с восторгом, противники же отвергали их с негодованием:
равнодушных к его системе не было.
Руссо дал толчок, исключительно мощный по силе воздействия, дальнейшей
разработке поставленных проблем по многим направлениям. Однако следует
отметить, что далеко не все поняли дух его идей, их гуманистическую и
демократическую сущность. Такие деятели в педагогике, как Л.Н.Толстой,
продолжали в условиях России, борясь с сословно-крепостническим
воспитанием,
развивать и практически
демократизма. Другие же педагоги, считая себя последователями Руссо
(филантрописты,
Спенсер, представители "
нередко односторонне практиковали многие положения Руссо, не смогли усвоить в
силу
своих классовых позиций
великого французского философа и педагога, по своим политическим убеждениям
революционного
демократа, как его называл Н.Г.
Список
использованных источников
1. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.:
Педагогика, 1989 – 416 с.
2.
История образования и
учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352 с.
3.
К характеристики некоторых
Румянцева. – Калинин, 1974 – 128 с.
4. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной
личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) - М.: Наука, 1995.
5. Верцман И. Е., Ж. -Ж. Руссо. М.: Рослитиздат, 1958.
6. Дворцов А. Т., Ж. -Ж. Руссо. М.: Наука, 1980.