Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.
Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное
накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть
приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания
человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный
оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,
слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом
возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был
физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить
свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от
ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого
повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает
необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными
последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен
опекать наставник.
обстоятельства жизни, не смогут правильно воспитать ребенка без
педагогического руководства. Однако руководство это, опять-таки в
противоположность авторитарному воспитанию с его подавлением и наказанием,
понимается Руссо не как грубая сила старшего, а как руководство тонкое,
незаметное, не унижающее достоинства ребенка. К тому же следует иметь в виду
(и это
хорошо известно Руссо), что сами
вещи по-разному влияют на
(положительно и отрицательно) я воспитатель призван регулировать эти влияния.
Необходимость
педагогического руководства
косвенного) Руссо признает и по соображениям другого рода. Хотя философ и
выдвинул свой знаменитый тезис о тон, что природа ребенка совершенна, однако
он на протяжении всей своей книги довольно часто говорит о капризах,
прихотях, неразумной воле детей, т.е. о таких качествах, которые никак
нельзя назвать совершенными. Значит, и по этой причине следует умно
руководить ребенком.
Как же сочетаются у Руссо педагогическое руководство старшего (т.е. в
известной степени ограничение ребенка) и, свобода воспитанника, как первое
естественное право и первое благо человека взрослого и человека
маленького, Как бы там ни было, между руководством и свободой объективно
существует противоречие. Как же, спрашивается, пытается разрешить это
противоречие Руссо в своей теории и в практике воспитания Эмиля? Вначале
создается впечатление, что Руссо как будто вообще против какого-либо
подчинения, повиновения, против предписаний, приказаний и наказаний, за
полную свободу ребенка. Так, он утверждает, что ребенок должен все делать не
в силу послушания, но исключительно в силу необходимости (зависимость от
вещей!). Вообще из словаря ребенка, по мнению Руссо, должны быть начисто
вычеркнуты такие слова, как "повиноваться" и "приказывать", а тем более
слова: "долг" и "обязанность". Зато видное место в этом словаре должны занять
такие слова, как "сила", "необходимость", "невозможность", "неизбежность".
Это Руссо объясняет тем, что "до разумного возраста не может явиться никакой
идеи ни о нравственности, ни о социальных отношениях"...
Вспомним, что "разумным" возрастом Руссо считает следующий период, т.е. от 12
до 15 лет, когда у ребенка развивается способность суждения, в то время как
в рассматриваемый нами период (т.е. до 12 лет), в период "сна разума", такой
способностью ребенок не обладает. А раз так, то внедряемые преждевременно
понятия и идей могут исказиться в голове ребенка или приобрести ложный смысл,
что приведет его к порокам и заблуждениям. В этом свете становится
объяснимым утверждение Руссо: "Распознавать благо и зло, иметь сознание долга
человеческого - это не дело ребенка". Иначе говоря, ум ребенка еще не
созрел, по мнению педагога, для уяснения таких сложных нравственных понятий и
скрывающихся за ними нравственных и социальных отношений. Какими же путями
советует Руссо руководить ребенком, не покушаясь на его свободу, не подчиняя
его воле воспитателя и никогда не приказывая ему? ("Никогда не приказывайте
ему,- ничего на свете, решительно ничего!").
Таких
путей Руссо выдвигает
функций воспитания, приобретающих на данном этапе или самостоятельное
значение или получающих развитие и новое направление по сравнению с
предшествующим периодом.
Возьмем, например, функцию ухода, одну из основных в первом периоде. Как
отмечалось выше, уход за ребенком состоит теперь не только в укреплении и
закаливании тела ребенка, но и в развитии органов чувств (как предпосылки
дальнейшего умственного развития). Кроме того, в этой функции появляется и
новая особенность, настолько важная, что она приобретает, пожалуй,
самостоятельное значение - это предохранение ребенка от пороков и
заблуждений. Уход также содержит в себе предохранение, прежде всего
предохранение в плане самосохранения, в плане биологическом (например,
предохранение ребенка от болезней). Теперь же речь идет о другом - о
предохранении в нравственном смысле, о предохранении от пороков. По существу
все так называемое отрицательное воспитание направляется Руссо в этих целях.
Функция предохранения (назовем ее условно так потому, что смысл ее, по Руссо,
именно такой) как один из элементов педагогического руководства
рассматривается педагогом с различных сторон. Это и предохранение, как
отмечалось, от пороков, это и устранение искусственных препятствий для
развития ребенка, и принятие мер предосторожности, и удержание его (в
отдельных случаях) от неразумных действий, капризов, прихотей и других
отрицательных поступков. Приведем в связи с этим лишь одно высказывание
Руссо, показывающее, насколько большое значение придает он этой функции
воспитания, в частности, своевременному принятию воспитателем мер
предосторожности, "Первый плач детей есть просьба; если не принимать мер
предосторожности, то она скоро делается приказанием; они начинают тем, что
заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют служить себе.
Таким образом, из их слабости сначала возникает чувство зависимости, затем
рождается идея власти и господства". Иначе говоря, получается, что без
своевременного педагогического вмешательства может нарушиться, принять
ложное направление, весь естественный ход воспитания. Здесь и "природа", та
всесильная природа, на которую такие большие надежды постоянно возлагает
Руссо, уже не может помочь и справиться с этим ложным ходом воспитания. Таким
образом, там и тогда, где и (когда Руссо становится на почву реальных фактов
и жизненных наблюдений, он вынужден, даже в ряде случаев вопреки своим
первоначальным теоретическим установкам, признать необходимость не только
тонкого и мягкого, но и довольно твердого педагогического руководства, не
только косвенного, но и прямого воздействия на питомца. И с такими
отступлениями от своей теории естественного и свободного воспитания мы
встретимся не раз в его романе.
Из функции предохранения (от пороков) вытекают у Руссо и его взгляды на
проблему наказаний и вообще на роль принуждения воспитании. Руссо -
принципиальный противник принуждения, ярый противник наказаний как метода
воспитания. "Я уже достаточно доказывал,- пишет педагог,- что наказание
никогда не следует налагать на детей как наказание, что оно должно всегда
являться естественным последствием их дурного поступка". В связи с таким
отношением к наказанию Руссо подробно развивает мысль о так называемом методе
естественных последствий, считая его не наказанием в полном и строгом смысле
слова, а лишь естественной мерой предохранения ребенка от порока, мерой
пресечения его дурных поступков. Ход мысли и логика рассуждения Руссо при
этом таковы: ребенок портит вещи - надо удалить их с его глаз; он ломает
мебель - не заменять ее новою - дать почувствовать ему вред лишения; он бьет
окна в своей комнате - пусть на него ночь и день дует ветер, - не боится, что
он получит насморк; "лучше ему быть с насморком, чем безумным". Если же
ребенок
не останавливается в своих
стекла, Руссо рекомендует его запереть в темную комнату, даже на несколько
часов,
лишив таким образом
собственном опыте почувствовал все неудобства я невзгод, связанные с таким
лишением. После этого, по логике Руссо, у ребенка появится потребность
заключить со своим воспитателем соглашение о недопущении подобных поступков в
будущем и возникает понятие о взаимных обязательствах, нарушать которые ему
не позволит только что полученный жизненный опыт (опыт лишения свободы и
вытекающих отсюда неприятных для ребенка последствий). Следовательно, Руссо
интересует в данном случае не наказание, как таковое, а тот опыт, который
получает его питомец в результате своих неразумных и опрометчивых действий.
Воспоминание об этом или, вернее, сам опыт и будут удерживать ребенка от
подобных поступков в дальнейшем. Хотя самому Руссо, очевидно, такая логика
кажется достаточно убедительной, однако он невольно и в этом случае допускает
отступление от своей теории, от своих принципиальных положений. Как бы там
ни было, а содержание ребенка в темной комнате, да еще несколько часов,
ничего общего не имеет с теорией свободного воспитания Руссо и его
положениями о тонкой, незаметном для ребенка руководстве. Это довольно
заметное для воспитанника воздействие и не столько косвенного, сколько
прямого характера, и по форме и по существу не только напоминающее, но и
действительно являющееся принуждением и даже насилием, какими бы аргументам и
доводами ни смягчал сам Руссо эти крайние меры. Это еще раз показывает нам
непоследовательность и противоречивость Руссо в ряде даже самых основных
положений своей концепции. Однако следует признать, что этот эпизод (эта