Педагогическая концепция Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат

Описание работы

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:

природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа

развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и

явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие

ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.

Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное

накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть

приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания

человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный

оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,

слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом

возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был

физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить

свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от

ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого

повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает

необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными

последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен

опекать наставник.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

не столько  изучение ремесла ради приобретения трудовых навыков с тем, чтобы

затем навечно приковать себя к данному  виду занятий,  а через ремесло, через

труд  сделаться человеком, подняться  до высокого звания человека. "Мы не для

того  поступили в ученье, - пишет Руссо,- чтобы стать рабочими, а для  того,

чтобы стать людьми;  обучение же этому последнему ремеслу труднее и

продолжительнее всякого другого".

И в  процессе трудовых занятий,  в изучении ремесла направ­ляющая роль

педагога  отнюдь не снижается. Раньше, в период детства  (до 12 лет), дело

обстояло  несколько иначе. Основное занятие ребенка тогда, как это показывал

нам Руссо,  состояло в том, чтобы не мешать ему  бегать,   кричать,  играть,

т.е. не препятствовать его естественным движениям  и действиям. Это был, по

существу, процесс саморазвития,  свободного проявления физических сил,

процесс, никем и ничем почти не ограничиваемый, кроме законов необходимости.

Сейчас,  когда основным видом деятельности становится труд и не случайное, а

направленное  изучение ремесла, влияние педагога на воспитанника усиливается.

В связи  с этим меняется и характер руководства, характер их взаимоотношений,

хотя  внешне Руссо старается и не подчеркивать этих изменений. Но они,  эти

изменения, и в руководстве, и в отношениях между педагогом и ребенком есть.

Воспитанник, во-первых, выбирает не любое ремесло, какое ему придется по душе

(хотя  Руссо и внушает читателю, что  главное здесь - интерес самого  Эмиля к

тому  или другому виду занятий). Но мы видим, что выбираются такие ремесла

(например, столярные), которые наиболее полезны,  ценны, гигиеничны и т.д.

Руссо трудно,  разумеется, доказать читателю, что воля и опытность педагога

и интересы воспитанника здесь всецело совпадают.

Без направляющего  влияния педагога в этих вопросах трудно обойтись. Значит,

речь  в этом возрасте идет уже не только о создании    условий для

деятельности  (как было раньше),  а о внесении более     активного начала в

процесс воздействия на ребенка - уже о  наличии существенных элементов

руководства   деятельностью. Да нередко и сам  Руссо уже не пытается скрывать

своих истинных намерений  (направленного воздействия на ребенка),  стремясь в

трудовой  процесс,  в "телесные" упражнения внести интеллектуальный элемент.

Он, например, пишет следующее: "... Читатель должен видеть, каким образом я

вместе  с привычкой к телесным упражнениям и ручной работе незаметно прививаю

моему воспитаннику охоту к размышлению  и обдумыванию... Он должен работать,

как крестьянин, и думать, как философ".     В этих словах недвусмысленно

ставится  вопрос о таком руководстве деятельностью  ребенка, при котором труд

носил бы не механический характер, а включал  в себя и умственное напряжение,

мысль. Последующая же фраза не оставляет  никакого сомнения в том, что этому

вопросу Руссо придавал исключительно важное значение. "Великая тайна

воспитания,- утверждает философ - педагог, - заключается в умении так

поставить дело, чтобы упражнения телесные и  духовные всегда служили друг для

друга отдохновением".     Этой гениальной догадкой Руссо вно­сил свой вклад  в

решение сложнейшей и кардинальнейшей проблемы педагогики - проблемы

соединения  физического и умственного труда  как средства всестороннего

развития  личности, что било сделано в дальнейшем классиками марксизма на

подлинно  научной основе. Интересные мысли  высказывает Руссо о влиянии

педагога  на ребенка в самом процессе и ходе труда. Направленность

воздействий на воспитанника, причем весьма определенного  свойства,

подчеркивается  в следующих словах: "Водя его  из мастерской в мастерскую,

никогда не допускайте его ограничиваться одним  наблюдением, без приложения

своих рук к делу; пусть он выходит  не раньше, чем узнает в совершенстве

основы  всякого производства или, по крайней  мере, всего, что наблюдал". Не

менее интересна мысль Руссо и о  совместной деятельности воспитателя  и

воспитанника  в процессе труда.

Ремесло они изучают вместе, вместе работают,  вместе обсуждают итоги работы,

свои  достижения и промахи. Обращаясь  к наставникам,  Руссо советует:

"...работайте  сами, давайте всюду пример".

Идея  о практическом примере самого воспитателя  в труде, по существу,   о

сотрудничестве    педагога и ребенка принадлежит  к числу ценных идей

педагогической  теории Руссо.

Своеобразно решается в данной главе и вопрос о функции наставления. Как

известно,  Руссо - противник словесных наставлений  и назиданий,  противник

"болтливого" воспитания, с помощью которого,  как пишет педагог, можно

создать лишь болтунов. В раннем периоде (о  котором речь шла во второй главе)

Руссо признавал наставление  с опорой на личный опыт ребенка. И теперь

отношение к голому, чисто словесному наставлению у него в принципе не

изменилось. Однако, признав "Робинзона Крузо" лучшей книгой для подростков,

Руссо пишет:  "Роман этот... будет  для Эмиля одновременно и развлечением и

наставлением    (разрядка наша - В.Р.) в ту пору,  о  которой идет здесь

речь".      Таким образом,  наставление, лишенное излишнего морализирования,

а,  напротив,  основанное на фактах и примерах из увлекательной книги,  может

иметь,  по Руссо,  большое воспитывающее  значений.

    

Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак 

Перейдем теперь к последнему возрастному периоду,  к юно­шескому возрасту, к

посмотрим, какие изменения претерпевает процесс  воспитания и руководства на

этом  этапе  (от 15 лет до вступления в  брак).

Хотя  Руссо и называет период от рождения и до двенадцати­летнего возраста

самым опасным промежутком человеческой жизни", т.к. в это время зарождаются

заблуждения и пороки,  однако наступление  юношеского возраста и связанных  с

ним полового созреваний,  возникновения страстей педагог опасается,

пожалуй,  еще больше.

Отроческий возраст Эмиля, как описывает Руссо, закончился благодаря умелому

руководству со стороны воспитателя и наличию  совершенных природных данных

воспитанника  вполне успешно. "Эмиль трудолюбив, воздержан,  терпелив, тверд,

исполнен  мужества".

Он лишен  заблуждений и пороков,  сердце его свободно и без страстей.  Но вот

наступает новый период в его жизни - пора юности. Не жалея красок и образных

сравнений, Руссо ярко рисует приближение этой поры:  "Как рев моря задолго

предшествует  буре, так и этот бурный переворот предвещается ропотом

заблуждающихся  страстей; глухое брожение предупреждает  о близости опасности,

Перемена  в нраве, частые вспышки, постоянное волнение духа делают ребенка

почти не поддающимся дисциплине. Он становится глухим по отношению к голосу,

который делал его послушным:  это - лев  в лихорадочном возбуждении;  он не

признает  руководителя и не хочет уже быть управляемым". Возникновение

страстей  и управление ими - характерная черта  данного периода.

Предшествующие  периоды протекали сравнительно спокойно в связи с тем, что это

был,  с одной стороны,  "сон разума",  с другой, если можно так сказать  не

словами Руссо, и по аналогии, - "сон страстей".

Пробуждение разума вызвало необходимость в  умственном воспитании,

"пробуждение"  страстей, чувствований потребует нравственного воспитания.

Способности души  (разум, чувствования, воля) развертываются в этом возрасте

в полную силу.

Этот  возраст, возраст полового созревания, возраст серьёз­ных внутренних и

внешних изменений в подростке, Руссо  называет образно периодом второго

рождения, тем периодом, когда мальчик становится мужчиной,  "... когда

человек воистину возрождается к жизни,  и ничто человеческое ему не чуждо".

Руссо подчеркивает, что то воспитание,  о котором шла речь до сих пор,  можно

назвать только подготовкой к воспитание, подлинное же воспитание начинается

только  теперь, и заботы воспитателя приобретает  характер истинных забот и

тревог. "Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они

получают  истинное значение".      Зато и силы педагога значительно

умножается: к старим и уже испытанным формам руководства прибавляются новые -

прежде  всего совесть и разум самого юноши.

Страсти,  по выражению Руссо,- это главное  оружие  нашего самосохранения.

Истребить и уничтожить их невозможно,  т.к. они даны человеку свыше для его

же собственной  жизни. Но это относится лишь к  страстям естественным,  число

которых очень ограничено, они-то и являются орудиями нашей свободы и нашего

самосохранения. Первоначальной естественной страстью Руссо считает любовь

человека  к себе: "Источником наших страстей,  началом и основой всех прочих,

естественною  страстью, которая рождается вместе с человеком и никогда не

покидает  его, пока он жив, является любовь к  себе; это страсть

первоначальная, врожденная, предшествующая всякой другой: все другие являются

в некотором  смысле лишь ее видоизменениями".

Информация о работе Педагогическая концепция Руссо