Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:35, реферат
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:
природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.
Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное
накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть
приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания
человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный
оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,
слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом
возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был
физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить
свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от
ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого
повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает
необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными
последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен
опекать наставник.
Первое проявление этого чувствования, по Руссо, это любовь человека к тому,
что его сохраняет: всякий ребенок, например, привязывается к своей кормилице.
Затем появляется любовь к тем, кто окружает его и кто заботится о нем.
Любовь к себе и удовлетворение наших истинных потребностей, по Руссо,- это
взаимосвязанный процесс, так как в основе их лежит один и тот же закон
природы - закон самосохранения.
Далее Руссо ставит весьма важный для психология и педагогики вопрос - вопрос
о зарождении в этом возрасте самосознания (хотя сам этот термин он и не
употребляет). Если раньше ребенок как существо физическое изучал себя в
своих отношениях к вещам, то теперь, как пишет Руссо, "... он начинает
сознавать свое нравственное бытие, он должен изучать себя в своих
отношениях к людям,- это занятие для целой его жизни, начиная с того
пункта, до которого ми теперь дошли".
Ставится, таким образом, в связи с этим вопрос о нравственных отношениях
людей и об осознании этих отношений самим подрост-ком, что и приводит к
развитие его нравственного сознания. Руссо пытается тем самым подвести под
вопросы нравственного воспитания, очень сложные и теоретически и практически,
психологические основы, используя данные науки того времени и свои
собственные познания в этой области.
Несмотря на то, что Руссо как бы предупреждает читателя об опасностях
юношеского возраста, связанного с физиологическими изменениями и
возникновением страстей, тем не менее, педагог в психологии самого юноши
находит также нравственные начала, которые помогают молодому человеку
справиться с периодом "бурь и страстей", сдерживать свои природные влечения
и желания (в частности, чувственные вожделения). Вот как Руссо характеризует
этот возраст с нравственной стороны; "Юность не есть возраст мстительности
или ненависти: это - возраст соболезнования, кротости, великодушия. Да,-
продолжает педагог,- я утверждаю и не боюсь быть опровергнутый со стороны
опыта, что юноша, не родившийся с дурными задатками и сохранивший до 20-
летнего возраста свою наивность, в эти годы бывает самым великодушным,
самым добрым, самым любящим и любезным из людей".
Руссо отмечает в этом возрасте возникновение и развитие привязанности к
другим людям, общительности, проявления добрых чувств и гуманных
отношений.
Исходя из психологических особенностей юноши (т.е., по существу, опять-
таки из природы человека), а, также учитывая успехи воспитания в ранние
периоды, Руссо к проблеме педагогического руководства в этом возрасте
подходит несколько по иному, а в известном смысле и принципиально по-новому.
Если раньше Руссо говорил исключительно о значении в воспитании личного
опыта ребенка, его деятельности {и значительно меньше о роли наставления)
и если вместе с тем он почти ничего не писал о влияния личности самого
педагога на воспитанника (я если упоминал об этом, то только в общих словах,
в виде призывов я деклараций), то теперь картина совершенно меняется.
Почему, в чем причина этого явления? Дело в том, что функции воспитания как
педагогического руководства, как бы разнообразны и эффективны они ни были,
свой истинно воспитывающий смысл приобретают лишь в зависимости от
того, кто воспитывает, кто руководит ребенком, как он использует
эти функции, другими словами, от личности самого педагога.
Раньше, в первых главах романа, мы лишь знали, что Эмилем руководит искусный
и мудрый наставник, осведомлены были в общих чертах о его высоких моральных и
педагогических качествах и делали оптимистический вывод, что дело
воспитания, следовательно, идет отлично,
И вот теперь Руссо выдвигает на первый план в качестве ведущей функции
руководства нравственное влияние педагога на своего воспитанника.
Руссо подчеркивает, что отныне появились новые способы влияния на
воспитанника, новые способы обращения к его сердцу. Раньше такого влияния,
считает педагог, не могло быть: тело было крепко и сильно, душа же
находилась в бездействии, она была слаба и немощна. Разум только развивался,
причем очень медленно (как диктует природа, она не спешит!), чувствования
еще не зародились, голос совести не "проснулся" и не заговорил. Именно так,
по существу, и объясняет этот процесс Руссо. Вот почему педагог оказывал
воздействие на ребенка не путем непосредственным, а как бы опосредованным
путем - через содействие в накоплении опыта и знаний, через создание условий
для деятельности, в случайных наставлениях, посредством примеров по разным
поводам. Поскольку, однако, теперь "природа" настолько созрела и развернула
свои не только физические и умственные, но и душевные силы (чувствования,
страсти, совесть как "голос души"), постольку характер руководства, по мысли
Руссо, должен принять другие формы, другой вид. Эта лишь одна сторона
вопроса. Вторая же состоит в том, что принципиально изменились в этот период
и взаимоотношения между воспитателем и воспитанником, приобретая характер
нравственных отношений. Прежде эти отношения строились не столько на
нравственной основе, сколько на основе необходимости: слабый и сильный;
неопытный и опытный; руководимый и руководитель. Сила необходимости заменяла
нравственный закон и моральную основу отношении. Подчинялся ребенок, по
логике Руссо, не педагогу, а законам возможного и невозможного, т.е. той же
силе необходимости, проще говоря, вещам и обстоятельствам. Как мы знаем,
это делал Руссо сознательно, чтобы исключить зависимость (а она толе имеет
нравственный характер) ребенка от людей (в том числе и от воспитателя) и
поставить его исключительно в зависимость от вещей. Но Руссо прекрасно
понимал, что его Эмиль всю жизнь вдали от общества, вне социальных и
нравственных отношений людей прожить не сможет, что сам Эмиль лишь, будучи
ребенком, мог считать себя (да и то только в своём воображении) Робинзоном,
подражая во всем любимому герою. Но детство кончилось, а с ним кончились не
только детские игры и забавы, но и детские иллюзии. Эмиль рано или поздно
(сам Руссо считает, что чем позже, тем лучше) должен не только познакомиться,
но и жить в обществе, среди людей, с которыми необходимо вступать в
определенные отношения и связи: делового, нравственного и другого
характера.
Новыми связующими звеньями между воспитателем и воспитанником является не
только чувство благодарности (признательности), но и чувство привязанности,
перерастающее в дружбу, дружбу подлинную, искреннюю, которую не могут
поколебать никакие предрассудки и людское мнение. "... Ничто не имеет такого
влияния на человеческое сердце, как голос дружбы, хорошо изведанный". И
далее: "... В прямом и чувственной сердце,- убежденно доказывает Руссо,-
голос верного и истинного друга сумеет заглушить крики хоть двадцати
соблазнителей". Разум воспитанника, просветленный и развитый в ходе
воспитания, также способствует формированию новых нравственных отношений.
Таким образом, взаимные отношения наставника и юноши складываются и на основе
разума, и на основе нравственных чувств, что придает им особую силу и
крепость. Из чувств же (любви и ненависти) зарождаются, по Руссо, и первые
понятия о добре и зле.
Как же в этих условиях, в условиях нравственного влияния педагога на юношу и
нравственных отношений между ними, связях, основанных, прежде всего на
дружбе,
трактует Руссо соотношение
процессе воспитания? Ведь в детстве на воспитанника, как в этом признается
сам Руссо, приходилось воздействовать и силою, и хитростью, и обманом
(создавая внешнюю видимость свободы) и даже принуждать в отдельных случаях,
чтобы заставить его повиноваться, А как же теперь?
Отныне, по мнению Руссо, и наступает то "царство свободы", которое он обегал
и готовил своему питомцу о ранних дет, то состояние, когда сам Эмиль
становится своим властелином, господином, признающим лишь законы природы и
голос своей собственной совести и веление своего разума. Подчинение же своему
наставнику, вернее, теперь уже другу, это не повиновение старшего младшему,
а добровольное подчинение равноправных людей, равноправных друзей. А
добровольное подчинение - это не принуждение, а свобода, такое подчинение
не подавляет другого, не угнетает его, а осуществляется в его же интересах.
Особое место в этом плане отводит Руссо совести как "голосу души", как
проявлению чувствования. Руссо высказывает мысль о том, что совесть как голос
души и страсти, как голос тела часто противоречат друг другу. Казалось, их
мог бы примирить рассудок. Но рассудку Руссо не вполне доверяет: он
обманывает нас. И Руссо такое полное и безоговорочное доверие оказывает
только совести: "Совесть не обманывает никогда; она - истинный путеводитель
человека; она для души то же, что инстинкт для тела; кто следует ей, тот