Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

сколько стимулир. целенаправл. действия и поступки граждан, партий и др. пол. организ(мобилизационная).. К функ. п.ид. также относ.: легитимирующая, нормативная, интеграционная(реальная пол. социализ.)

Выпол. свои пол. фун-ции, ид. стремиться сплотить, интегрировать  об-во либо на базе интересов соц. и  нац. группы, либо на почве сознательно  сформулир. целей.

Помимо рац., теоретич. обоснов. положений, любая  идеология предполаг. некий отлет от действит., содержит те цели и идеалы, кот. население должно приним. на веру.

След. выдел. след. уровни функционирования п.ид.: теоретико-концептуальный(форм. осн. полож.), программно-пол.(соц.-фил. принц. пред собой идейную основу для  принят. управлен. решений и стимул. полит. повед. масс), актуализированный(хар. степень освоения гражданами целей и пр-пов данной идеологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Сущ-ть  и осн-е черты консерватизма  и неоконсерватизма.

В литературе встречаются  различные определения политического консерватизма.В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение,ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической,социальной и политической жизни,традиционных духовных ценностей,на отрицание революционных изменений,недоверие к народным движениям,критически-негативное отношение к реформистским проектам.Впервые  оформление  консерватизма  в  относительно стройную  систему  взглядов  произошло  в  произведениях мыслителей,выступивших в разгар Великой французской Революции,  англичанина  Эдмунда   Берка,французов Жозефа де Местра и Луи Бональда.В последующем видными представителями консервативной  мысли являлись французы Франсуа де Шатобри,Фелиста де Ламенне,  англичанин Бенджамин Дизраэли,немец Отто фон Бисмарк.Из известных  ученых  XX   в.   к числу последователей  этой аналитической традиции можно отнести итальянца Гаэтано Моска,немцев Карла Шмита,Мартина Хайдеггера.Надо заметить,что ныне в странах Запада консервативную социально-политическую традицию продолжает весьма внушительный ряд ученых-исследователей и практических политиков.Современная,новейшая модификация этого политического течения называется неоконсерватизмом.Имеет две центральные идеи:подчинение индивида государству и обеспечение политической и духовной общности нации.Основной постулат неоконсерватизма-политические решения должны приниматься в общих интересах нации,а не каких-либо личных,частных, групповых.Значительное место в политической философии неоконсерватизма занимает международная проблематика.Увеличение власти своей страны,превращение ее в мировую державу считаются высшей и абсолютной целью.В то же время неоконсерватизм значительно сблизился с либерализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов.В частности, неоконсерватизм воспринял от него идеи общественного развития, социальной,экономической и политической активности человека,государственного вмешательства в экономические процессы.Рассмотренные идейные установки консерватизма лежат в основе программных положений политических партий консервативного направления.Они действуют во многих странах под различными названиями.Наиболее заметными из них являются Консервативная партия Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Сущ-ть и осн-е черты клас-го либер-ма и неолиб-ма.

Еще относительно недавно в обыденном  сознании либерализм  отождествлялся, как  правило, с негативным оттенком его  смысла, т. е. понимался как излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX в.,когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов.Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе революций XVII—XVIII вв. В числе основателей, классиков этого течения по праву считаются англичане Джон Локк, Адам Смит, французы Шарль Луи Монтескье,Франсуа Гизо,немцы  Иммануил Кант,американцы Томас Джефферсон, Джеймс Медисон и др.Ныне общепринятым является понимание либерализма социально-политической теории, в которой обосновыаются прирожденные и неотъемлемые права индивидов, а все надиндивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей,допускаются лишь постольку, поскольку они не противоречат принципу индивидуальной свободы. Для понимания сути либерализма как направления социальной мысли и политической практики важно подчеркнуть,что возник он в период борьбы против феодального способа производства,политической системы абсолютизма,духовного господства церкви. Фактически его идеи явились выражением мировоззрения сформировавшегося к тому времени среднего сословия,представленного прежде всего свободными предпринимателями, называемыми буржуазией.Следует отметить, что современная идеология либерализма формировалась в ходе длительной эволюции идей классического либерального наследия под воздействием изменяющейся действительности. На всех этапах развития либерализм не представлял собой однородного течения,в нем постоянно противоборствовали различные политические тенденции и идеологические установки.Со вступлением развития цивилизации в современную стадию в рамках либерализма сформировался ряд новых идей и принципов,составляющих содержание неолиберализма. Прежде всего это относится к новому пониманию социальной и экономической роли государства. В число его функций неолибералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства, рынка,конкуренции от возрастающей угрозы монополизма в любых его формах.Эту роль государство призвано выполнять через принятие антимонопольного, или антитрестовского, законодательства, оказание поддержки мелким и средним предпринимателям, предпринимателям-новаторам,подвергающимся наибольшему риску. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.Важнейшей ф-цией государства неолибералами признается социальная защита граждан,особенно тех групп и  слоев населения,которые испытывают наибольшие трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Социолист-е  соц-полит  идеи и теч-я в совр-м мире.

В программах большинства  социал-демократических партий суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в  частности выражена в провозглашении свободы, справедливости и солидарности как основных ценностей социалистического стремления.

      Пропагандируя тезисы свободы, справедливости и солидарности, социал-демократы подчеркивают, что в реальной общественной деятельности эти понятия не могут быть абсолютными. Поэтому речь идет не о стремлении к ним как абсолютным ценностям, а о достижении более широкой, чем имеется в настоящее время, свободы, справедливости и солидарности. В основе социал-демократического направления лежит отрицание классовой борьбы, необходимости социалистической революции. Социал-демократы отстаивают идею множественности форм собственности в экономике, в том числе частную собственность, а также предпринимательство и конкуренцию. Они стоят за признание основных прав и свобод личности, демократическое правовое государство, политический плюрализм, обеспечение справедливого распределения национального дохода через регулируемый со стороны государства рынок. Достижение демократического социализма предполагается совершить через непрерывный процесс реформации капитализма.

       Оказавшись в результате демократических выборов в ряде стран во главе правительств, социал-демократические партии, поддерживаемые профсоюзами, стали инициаторами многих реформ (национализация ряда монополий в экономике, антимонопольное законодательство, проведение в жизнь социальных программ), что в значительной мере обеспечило экономическое развитие индустриальных стран. Социал-демократии принадлежит большая заслуга в развитии капиталистических государств в сторону так называемого социального правового государства, модернизированного общества. Это особенно заметно в так называемой «скандинавской» или «шведской» модели, где создана самая развитая в мире система социального обеспечения, здравоохранения, образования, занятости, ликвидирована бедность. В последние годы международная социал-демократия видит пути развития государства в дальнейшем росте демократизации общества, гражданских инициатив всех социальных групп, что заключается, прежде всего, в ограничении функций государства, передачи многих из них на уровень местного управления. За государством должно остаться лишь решение важнейших внутренних и внешних проблем (федеральные налоги и бюджет, внешняя и внутренняя безопасность и т. п.).

       В настоящее время после некоторого кризиса, вызванного девальвацией социалистической идеи в связи с распадом так называемого «реального социализма», СССР и мировой системы социализма международное социал-демократическое движение продолжает развиваться. Социалистический интернационал (существует с конца XIX века) насчитывает в своих рядах 42 партии. Процесс европейской интеграции привел к созданию в 1974 году Союза социал-демократических партий Европейского сообщества. После прямых выборов в Европейский парламент эти партии создали здесь объединенную самостоятельную фракцию. Социал-демократические партии во многих развитых странах периодически приходят к власти в результате демократических выборов (особенно в Скандинавских странах, в Австрии), входят в коалиционные правительства различных стран.

     Анархизм (от лат. – безвластие, безначалие) в определенном смысле слова можно считать «заблудившейся ветвью» социал-демократических течений. Он зародился в 30-40-х годах XIX века в странах с мелкотоварным производством. Его идеал – это свободное общество независимых товаропроизводителей, продукты труда которых распределяются между всеми поровну. Переход к обществу будущего связан с тактикой прямого действия, немедленной революцией. В новом обществе нет никаких авторитетов, каждая личность, каждая община автономны. Поскольку на пути личности стоит государство, то оно должно быть уничтожено. Современный анархизм вырождается в основном в экстремистские террористические течения.

       Наше изложение вовсе не исключает наличие в современном мире других социально-политических течений: это христианские демократы, многочисленные радикальные, т. е. крайние течения: маоистские, фашистские, религиозно-политические и другие. Однако они занимают «промежуточное» положение между рассмотренными направлениями политической мысли. Именно эти последние явились идейно-политической основой для возникновения и деятельности политических партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.Межденарод-е  отнош-я, их субьекты и важ-е  черты. Виды и типы междунар-х  отн-й.

Международные отношения — совокупность эк., полит., идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между гос-вами и системами гос-в, между основными классами, основными социальными, экономическими, полит. силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие: Стихийный характер международного полит. процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений. Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров. Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики. Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений. Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве. Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали). По вертикали — масштабные уровни: Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные отношения — это отношения между гос-ми определенного полит. региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. Отношения конкретной международно-полит. ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько гос-в, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По горизонтали — групповые уровни: Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп гос-в, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между гос-вами и организациями. Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Виды международных отношений. Политические — играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Полит. отношения находят свое выражение в реальной полит. дея-ти элементов полит. системы, прежде всего гос-ва. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение. Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами. Идеологические отношения — относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений. Международно-правовые отношения — предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации. Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны: - политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.; - экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.; - идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.; - военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; - культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д. Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49.Беларусь  в сист-е междунар-х полит-х  отн-й. Внешнеполит-я доктрина  РБ.

    Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

       Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей

в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

     Беларусь уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

      Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

  Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

     Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"