Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
6.Полит-е учения социалистов-утопистов.
В Западной Европе
развивалось направление
В произведениях
одних социалистов-утопистов
7.Марксистская полит-я мысль.
Марксизм целиком
посвящен анализу проблемы поиска путей
к свободе личности через ее социальное
освобождение.В центре его внимания
оказались вопросы о сущности,
8.Разв-е полит-й мысли на Бел-и и в России (17-20вв).
Радищев (1749–1802) в «Путешествии из Петербурга в Москву» высказывался за революцию, распад R на несколько республик и создание затем их союза. Екатерина II в своем «Наказе» (1767) комиссии об Уложении высказывала идеи в духе Просвещения. Эти же идеи высказывал князь Щербатов: ограничение самодержавия дворянским Верховным Советом и конституцией. К началу XIX в. – распространение идеологии либерализма. М.М. Сперанский (1772–1839) разрабатывал проект государственных реформ по поручению Александра I: разделение властей, введение Государственной Думы и независимого Верховного суда, но император – высшая инстанция, наделен правом роспуска Думы. Декабристы подготовили свои проекты Конституции (проекты Муравьева и Пестеля): ответственность правительства перед народом, введение прав и свобод, гарантий неприкосновенности личности.
Почти весь XIX век шла ожесточенная борьба между западниками и славянофилами, в т.ч. и в политической сфере. Западники (Грановский, Тургенев, Анненков, Чаадаев и др.) выступали за принятие Россией западноевропейских ценностей, парламентаризма, конституции, за реформы, за давление общественности на государя с этой целью. Славянофилы (Аксаков, Хомяков и др.) считали западный путь неприемлемым для русского народа с его особым миропониманием и жизненным укладом, находили свой идеал в допетровской эпохе, когда было гармоничное взаимодействие общества и власти, соборность, особая православная духовность.Последними крупными российскими политическими мыслителями были Николай Бердяев (1874–1948) и Иван Солоневич. Бердяев был выслан Лениным за границу, где и умер. Он прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и предлагал свести политику до минимума, растворить ее в культуре религии. Солоневич же по-своему продолжал традиции славянофильства, выдвинув концепцию «народной монархии». Следует напоследок упомянуть о появлении в 20-е годы в эмиграции течения евразийства, поддержанного многими учеными (Вернадский, Карсавин и др.). Суть его – Россия есть особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. Евразийцы хотели сохранить ряд советских институтов власти и после падения СССР: Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю и т.д. Особую объединительную роль они отводили православию.
Перестройка и постперестроечный период породили объективную борьбу идей, в том числе и в политике. Как ни странно, борьба идет в рамках все тех же течений – западничества («правые», «демократы»), славянофильства (Солженицын, как ни странно коммунисты), евразийства (центристы). Соколов, Привалов, Архангельский, Новопрудский. Но крупных мыслителей, как в XIX – начале XX в. в России и как в середине ХХ в. на Западе, сейчас не видно.
В Беларуси политическая мысль развивалась под влиянием политической ситуации – в зависимости от того, в чьем составе находилась наша страна. Однако это сочетание влияний лишь обогатило белорусскую политическую мысль. До XIV века ее развитие шло в тех рамках, что и во всей Руси – первыми политическими работами были произведения духовных лиц: Евфросиньи Полоцкой и Кирилла, епископа Туровского (XII век), посвященные идее укрепления княжеской власти и православной церкви на благо людям. В XIV–XVI веках Беларусь имела, по сути, свою государственность в составе ВКЛ. В XVI веке появляются правовые политические акты на старобелорусском языке – Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), ограничивающие власть монарха Господарской Радой и Великим Вольным Сеймом. В XV–XVI вв. в Беларуси, как и везде в Европе, возникают идейно-политические течения, связанные с гуманизмом Возрождения и религиозной Реформацией. У белорусских гуманистов, в отличие, скажем, от итальянских, акцент делался не на индивидуальной свободе, а на общественном благе. Гуманистами были Франциск Скорина (1490–1541), Микола Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега.
Политические взгляды Скорины были направлены на утверждение в народе почитания законов, а в государстве – правосудия и справедливости. Но и сам закон должен базироваться на морали и справедливости. Скорина демократично считает и простых людей полноправными гражданами, призывает к вечному миру, не одобряет восстаний. Его политический идеал – гуманная и сильная власть.
Сымон Будный (1503–1593),
автор трудов «Катехизис» и «О
светской власти», критиковал гуманистов-радикалов,
но и сам может считаться
Андрей Волан (1530–1610) – автор 26 сочинений на латинском, французском, немецком и польском языках, дипломат и государственный деятель – основательно разработал концепцию правового общества и правового государства. Понимал свободу как важнейший фактор мира и могущества государства, безопасности граждан и неприкосновенности их собственности. Но человеку вредит неправильное понимание и пользование свободой, и тогда она превращается в неволю. Свобода утверждается лишь когда человек действует разумно и в соответствии с законом. Волан определял социально-правовой статус населения Речи Посполитой (основное сословие – шляхта, затем – мещане, затем – крестьяне). Волан был сторонником социального неравенства, но юридического равенства. Он был сторонником теории естественного права и общественного договора.
Другие крупные политические мыслители той эпохи внесли серьезный вклад в развитие политических идей Беларуси. Лев Сапега (1557–1633), канцлер, гетман, воевода, был автором и редактором Великого Статута Литовского 1588 года, где гарантировался суверенитет государства, запрещалась покупка земли и недвижимости иностранцами, провозглашалась религиозная терпимость и презумпция невиновности. Брестский судья Казимир Лыщинский, казненный за атеизм в 1689 г., высказывался за крепкое государство с просвещенным монархом, где просвещение искоренит все беды.
Слияние Беларуси с Польшей в XVII–XVIII вв. привело в упадок белорусскую политическую мысль. Крупной фигурой можно назвать Симеона Полоцкого, воспитателя царевичей в Москве, боровшегося за вхождение белорусских земель в состав России.
Белорусская политическая мысль вошла в орбиту российских общественных идей, но продолжала нести на себе польское влияние. Политические идеи высказывались в XIX веке в связи, в основном, с подготовкой и ходом восстаний 1830–31 и 1863–64 гг. Можно упомянуть такие фигуры, как Франц Савич и Кастусь Калиновский, выступавшие за восстание, создание свободных республик, уничтожение всяческого угнетения и т.д. В 70–80-е гг. XIX в. в Беларуси приобрели влияние идеи народничества. А к началу ХХ в. здесь уже имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических решений: либеральное, социал-демократическое, большевистское, анархистское, консервативное,
9.Сущ-ть, виды и ф-ции политики.
Из всего многообразия политических отношений, политического взаимодействия и складывается политическая жизнь общества. Но политическая жизнь не является просто повторяющимся, механическим взаимодействием субъектов политики. Она предстает как процесс, т. е. как имеющее определенную направленность последовательное изменение, движение, развитие всего сложнейшего комплекса отношений, присущих политической сфере общества. Содержание понятия «политика» многоаспектно, и его невозможно отразить в единой формулировке. Во-первых, политика-это участие в делах государства, в управлении жизнедеятельностью общества; во-вторых, это область отношений народов, классов, социальных групп и общностей; в-третьих, это концентрированное выражение интересов различных социальных групп и общностей; в-четвертых, это наука,а также и искусство;в-пятых, в обыденной речи - это характеристика образа действий,направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.В зависимости от состава участников политического взаимодействия и предмета тех вопросов,которые они стремятся решить с помощью государства, можно выделить несколько видов политики. Как правило, различают политику внутреннюю, внешнюю и мировую (международную).Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества.В зависимости от той области общественных отношений,которая является объектом государственного воздействия,можно говорить об экономической,социальной, культурной,технической, национальной, демографической и иной политике. Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов,связанных с регулированием отношений данного государства с другими государствами. Внешнеполитическая деятельность любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами.К числу национальных интересов первостепенной важности,которые реализуются посредством внешней политики, принято относить обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности,создание благоприятных внешних условий для всестороннего прогресса общества и всех его граждан, налаживание взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества данного народа с другими народами и государствами. Международная политика зачастую отождествляется с внешней,но она имеет и свой специфический аспект, связанный с обеспечением согласованной деятельности мирового сообщества государств по разрешению стоящих перед ним проблем.Методы решения международных проблем также специфичны.На международной арене единого центра власти нет,создаваемые международные организации властными полномочиями не обладают.Там действуют государства,которые в принципе равноправны,и отношения между ними складываются в результате борьбы и переговоров,разного рода соглашений и компромиссов.Функции: 1)защитная(реал-ся ч/з деят-ть по защите прав имущих,по обосновыванию надобности бюрократ-х должностей в гос-ве); 2)структурирующая(реал-ся ч/з деят-ть по структурированию гос. инстит-в); 3)информ.-коммуникативная (реал-ся ч/з деят-ть по навязыванию насел-ю опред. идеологии или образа врага);4)регулятивная(реал-ся ч/з деят-ть по регуляции отношений м/у соц. слоями и группами).Политка т.о. явл-ся важн-й сферой общ-ва и влияет на развитие или торможение экон-й и соц-й сферы.