Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Конфедеративные государства-это союзы суверенных
государств,образуемые для совместного
решения определенных задач экономического,военного,
23.Прав-е гос-во и гражд-е общ-во:пон-е, черты, проб-ы формир-я. Проб-а идеолог-го обесп-я госуд-ти в РБ.
Идея правового государства
развилась из идеи господства
закона в жизни народа, общества, социальных
групп,личности,а также в деятельности
государства и всех его должностных лиц.
Государство,деятельность которого подчиняется
установленному демократическим путем
закону,получило название правового государства.
Понятие
В органической связи с идеей правового
государства формировались
и
Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе явилась идея Гегеля о различении общества и государства. Общество,в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей,где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена, называется гражданским обществом. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов(включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по интересам, политические партии, общественные организации и движения),взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства. Как и правовое государство,реально оно возникает лишь на индустриальной стадии развития производства. Гражданское общество заявляет о себе ростом городов, расширением и усложнением инфраструктуры городского хозяйства, доминированием городских форм жизнедеятельности людей.Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллективности и нового типа отношений между личностью, обществом и государством. Правовое государство является предпосылкой и условием развития гражданского общества.Ни одна общест венная ценность,на которой основывается современная жизнь людей, практически неосуществима без юридических гарантий.Именно в согласованных и закрепленных правовым государством рамках и процедурах происходит столкновение политических целей и взглядов,выяснение и сравнение общественных позиций и программ.Для различных политических сил открывается простор для привлечения на свою сторону граждан.В правовом государстве можно иметь свое мнение по поводу государственно-правовых велений,но следовать им когда они состоялись, обязательно. Таким образом,если гражданское общество характеризуется разнообразием взглядов и подходов,мотивов и интересов,предельной индивидуализацией форм общения и поведения,то правовое государство едино и единственно,оно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму общества. Убери правовое государство-развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части,погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей «правды» в кровавых столкновениях и даже гражданских войнах.Условием стабильности гражданского общества,сохранения его целостности является наличие государственной политики,закрепленной государственно-правовыми структурами и проводимой ими в жизнь.
24.Законодат-я
власть,Парламент, его стр-ра
Законодат-я
власть-высший представит-й законод-й
орган страны.Он наз-ся по-разному: парламент(Франция);
конгресс(США); федеративное собрание(РФ);нац-е
собрание(РБ) и т.д.По структуру парламент
бывает:однопалатный (Дания.Швеция)и двухпалатный
(США,Канада,Германия,РФ,РБ).
25.Законод-я власть в РБ.
Законод-я власть в РБ: парламент-наз-ся нац-е собрание. Состоит из 2-х палат: 1)верхняя-Совет республики; 2)нижняя-Палата представителей. Палата представ-й сост-т из 110 депутатов избир-мых в возрасте не <21 года по адм.-террит. ед-цам в зав-ти от кол-ва прож-щих там жителей. Палата предст-й заним-ся: 1)разраб-т и прин-т законопроекты,кот-е отправл-ся на рассм-ние верх-й палате; 2)дает согласие на утверждение кандидатур на ряд гос-х должностей,предлож-х президентом;3)высказ-т вотум недоверия президенту в случаях грубого нарушения Конституции или предат-ва;4)утверждает или отправляет на доработку бюджет;5)узаконивает объявление войны или закл-ние мира;6)назн-ет даты выбора Президента; 7)заслушивает Президента по важн-м вопросам внутр-й и внеш-й политики. Верхняя палата-Совет республики состоит из 64 человек. Она форм-ся на основе равного предст-ва от адм.-террит. ед-ц страны,т.е. по 8 человек от каждой области и Минска. Они назн-ся президетном на моложе 35 лет.Срок полномочий 4 года.Совет Республики заним-ся:1)одобряет или отправл-т на доработку закон,принятый нижней палатой и проверяет на пердмет соотв-вия Конституции принятого закона;2)дает согласие на утверждение кандидатур на ряд важн-х гос-х должностей, предлож-х президентом;3)заслушивает информацию по важн-м вопросам внутр-й и внешней политики страны;4)назн-т даты выбора президента;5)узаконивает или отвергает объявление войны. Законод-я власть на местах предст-на областными,районными и сельскими советами.
26.Исполн-я
власть:сущ-ть, стр-ра, роль и место
в полит-й сист-е общ-ва.
Исполн-я власть - явл-ся высшим коллегиальным осущ-щим пол-кие решения, принятые Парламентом. В состав прав-ва входят:главы министерств,ведомтсв и комитетов. Возглавл-ся прав-во либо премьер-министром,либо председателем прав-ва и нац-й совет министров. Исполн-я власть тяготеет к превышеню власти. Порядок форм-я прав-ва зав-сит от формы гос-го правления.Так в презид-ких респ-ках прав-во форм-ся президентом,либо из числа представителей партии побед-шей на выборах,либо на безпартийной основе. В презид-ких респ-ках прав-во имеет статус совешательного органа.В парламентских органах правления–это высший орган гос-й власти.В презид-ких респ-х прав-во подотчетно президенту,и автоматически уходит в отставку при окончании сроков полномочий президента. В парлам-ких респ-х и монархиях прав-во подотчетно парламенту и м.б. отправлено в отставку парлам-том. Деят-ть прав-ва строится по принципу иерархии: председатель(премьеминистр); министр; начальники департаментов управлений и т.д.
27.Исполн-я власть в РБ.
Исполн-я власть РБ(прав-во)-нац-й совет мин-ров.Его возгл-ет премьер-министр.Прав-во сост-т из министерств(17),ведомств(18) и комитетов.Прав-во формир-ся президентом.Срок и полномочия прав-ва связаны со сроком и полномочиями президента,за исключением случаев,когда он отправляет его в тоставку досрочно.Полномочия прав-ва оговорены в Конституции РБ.Прав-во РБ заним-ся:1)организует исполнение законов принятых в парламенте;2)обеспечивает общ-й порядок в стране;3)разр-ет и осущ-ет внутреннюю и внешнюю политику в стране;4)обеспечивает безопасность страны;5)отчитывается п/д парламентом по важн-м вопросам внутр-й и внешней пол-ки;6)опред-т осн-е направления соц.-экон. развития страны;7)осущ-ет образов-ю и воспитат-ю политику;8)орган-ет и прводит выборы и референдум. Президент РБ явл-ся главой гос-й и исполн-й власти в стране и гарантом конституции.По Конституции президент наделен большими полномочиями и несет персональную ответств-ть за все.Президент РБ:1)представляет страну на м/унар-й арене и закл-ет м/унар-е договоры;2)форм-ет прав-во подотчетное ему и отправляет в отставку;3)издает декреты и указы имеющие силу закона до принятия или отклонения их парламентом;4)явл-ся главнокомандующим;5)решает вопросы гражданства;6)объявляет войну и мобилизазию(плную или частичную);7)осущ-ет амнистию.
28.Понятие и ф-ции полит-й партии. Правовая регламентация деят-ти полит-х партий.
Слово «партия» латинского происхождения и означает часть более крупной общности.
В современной литературе понятие «политическая партия» имеет множество интерпретаций.Встречаются две точки зрения:1)партия рассматривается как идеологическая общность людей;2)партия понимается как организация,базирующаяся на дисциплине и субординации.Т.о. политическая партия представляет собой общность людей,объединенных организационно и идеологически,которая выражает интересы определенного класса,социального слоя или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. К осн-м ф-ям можно отнести: идеологическую,политическую и организаторскую функции. Идеологическая функция состоит в выявлении,обосновании и выражении интересов людей,объединенных в данной партии,а также являющихся ее сторонниками. Непременным ее элементом является определение ориентиров и рубежей общественного развития,а также изложение системы намечаемых к реализации мер в политической, экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и других областях общественной жизни. Политическая функция состоит в практическом участии партии в борьбе за власть,в ее осуществлении,в принятии политических решений и в контроле за их исполнением.Наиболее реально данная функция партий проявляется в периоды избирательных кампаний. Политические партии отбирают кандидатов на выборные государственные должности и в представительные органы власти, осуществляют предусмотренные законодательством процедуры их выдвижения и регистрации,ведут агитационную работу среди избирателей в поддержку своих кандидатов. Организаторская функция партий заключается в практической реализации ими своих программных установок и решений.Эта сторона их деятельности выдвигается на первый план после выборов.Она проявляется главным образом в организации взаимодействия партийных органов и рядовых членов партии с представительными и исполнительными органами власти.В зависимости от результатов выборов партии организуют различные акции,направленные либо на поддержку,либо на противодействие осуществляемой властями политики. Законодательство каждой страны по-своему регулирует статус партий. В одных странах партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В других-законодательство не требует формальной регистрации партии в каком-либо государственном органе.В третьих странах правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация партий,после чего они приобретают статус юридического лица.Для того,чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции,законодательство наделяет их достаточно широкими правами и полномочиями.Политические партии обладают правом свободно распространять информацию о своей деятельности,пропагандировать свои идеи,цели и решения.В ходе избирательных кампаний они получают доступ к государствнным средствам массовой информации.Партии могут иметь и распространять собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закрепляется право критики правительства и государственной администрации.Наиболее широкими полномочиями обладают партии, представленные в парламенте. Они имеют право создавать парламентские группы (фракции),направлять своих представителей в государственные органы, формируемые парламентом.
29.Типология полит-х партий.
Существует множество
критериев,на основе которых можно
классифицировать политические партии.Приведем
основные варианты классификации партий.Партии
парламентского типа (парламентские партии)
и партии непарламентского происхождения
(авангардные) представляют собой две
основные разновидности объединения людей
по идеологическим признакам Парламентские партии,отстаивая
интересы своих социальных слоев,политическую
деятельность ограничивают,как правило,участием
в предвыборных кампаниях,работой своих
представителей в выборных органах власти.Авангардные партии,не
ограничиваясь участием в предвыборной
борьбе и в представительных органах власти,используют
все другие формы политической деятельности:организацию
пропагандистских кампаний,демонстраций,