Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Для определения
результатов голосования
Пропорциональная
избирательная система
Вместе с тем имеются и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование стабильного правительства. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий и т.д.
Система, которая призвана соединить достоинства и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной (Германия, Россия). Избиратель имеет право на два голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за партийный список.
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.
В Республике Беларусь
действует мажоритарная избирательная
система абсолютного
В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными.
40.Референдум в сис-е демократии. Конст-я о референдуме в РБ.
Помимо выборов, формой прямого волеизъявления граждан является референдум (от лат. ге/его - сообщаю, ге/егеп(1ит - то, что следует сообщить) - особый тип всенародного голосования, в ходе которого обладающие избирательным правом граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решающее значение для дальнейшего развития общества, и по которым политикам необходимо знать мнение всей страны или региона.
Референдум - инструмент прямой демократии, где каждый избиратель лично принимает участие в решении важнейших государственных дел (вопросов). Родиной референдума считается Швейцария, где уже с XVI в. проводятся референдумы.
В зависимости от предмета голосования бывают конституционные и законодательные референдумы, на которых утверждается конституция, законопроект, либо поправки к ним. В плане законодательного статуса выделяют обязательные и консультативные референдумы. Решения первых приобретают силу закона, обязательного для исполнения всеми. Результаты вторых принимаются к сведению органами государственной власти и могут учитываться (или нет) при вынесении решений.
Особой разновидностью референдума является плебисцит (от лат. р1еЪз - простой народ и зсИит - решение, постановление), который проводится для решения территориальных вопросов, в частности, для выяснения мнения жителей какого-либо региона о том, в составе какого государственного образования они желают жить.
Достоинством референдума является то, что он представляет собой наиболее полное и непосредственное выражение воли народа. С другой стороны, большинство рядовых избирателей, не являющихся профессионалами в области политики, права, экономики, не могут в должной мере оценить смысл и значение выдвигаемых на референдум вопросов и дать ответы, действительно соответствующие прогрессивному развитию общества. Референдумы проводятся путем всеобщего, равного и тайного голосования. Глава 2 Конституции Республики Беларусь определяет порядок проведения референдумов в нашей стране.
Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Республиканский референдум может быть назначен по инициативе Президента, по предложению обеих палат Национального собрания, по требованию не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и г. Минска путем сбора подписей. Назначает референдум Президент своим указом.
Местные
референдумы назначаются
В 1990 гг. в Беларуси было проведено 4 референдума: 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении обновленного СССР; 14 мая 1995 г. (о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и герба; о возможности досрочного прекращения Президентом полномочий Верховного Совета; об интеграции с Россией); 24 ноября
1996 г. по двум альтернативным (Президента и группы депутатов Верховного Совета) проектам Конституции страны; 14 октября 2004 г. по вопросу о возможности избрания одного лица на пост Президента без ограничения количества сроков.
41.СМИ
и коммуник-ии в полит-й жизни:
Важн-м институтом
пол-й сис-мя явл-ся СМИ. СМИ-это сов-ть учреждений по сбору,публикации
и передаче сведений при помощи спец-й
техники широким слоям населения.К СМИ
относ-ся:пресса,радио,ТВ,
42.Полит-е конфликты и кризисы: сущ-ть, типы, виды, формы и сп-бы преодоления.
Политический конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта – понятие, проистекающее из данной в настоящий момент политической ситуации. Именно из такого понимания политического конфликта мы исходим в нашем реферате. «Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. Общественные отношения в процессе осуществления политической власти определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих политическую систему. Она формируется в процессе деления общества на классы и появления государства и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится все более разветвленной.
Политический конфликт не следует также рассматривать как нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматривать в динамике, в развитии и изменении.
Говоря о том, что политический конфликт является внешней формой выражения, проявления политических разногласий, я не в коей мере не свожу его только лишь к формальному констатированию обличения столкновения сторон в политический конфликт, т.е. придание данным разногласиям формы политического конфликта. Здесь имеется в виду нечто иное, а именно развитие и созревание негативной политической ситуации естественно имеет свою подоплеку и обусловлено своими внутренними детерминантами, однако высшее свое проявление они обнаруживают именно в политическом противоборстве, выливаемом в конфликт. Итак, рассматривая причины созревания политического конфликта, условия, приведшие к той либо иной ситуации, требующей разрешения, в совокупности с анализом возможности применения права для урегулирования возникшего положения, и представляют собой правовое управление политическим конфликтом. От социального управления, правовое управление отличается строгой регламентированностью форм и средств регулирования в сочетании с возможностью применения санкций к сторонам, т.е. наличие юридической ответственности. Понимание политического конфликта и условий, его породивших, как определенного этапированного процесса, позволяет проанализировать его в отдельности по стадиям и выявить, в какой именно из них необходимо применение права, т.е. в какой именно из звеньев цепочки произошел разрыв или искажение, приведший к обострению и в конечном итоге к конфликтной ситуации.
43.Полит-е созн-е и полит-я кул-ра: понятие, стр-ра, уровни. Особ-ти форм-я полит-й кул-ры в РБ.
Полит-е сознание-обозначает
высший уровень духовной активности
человека как социального субъекта.Политическое
сознание выступает как отражение в духовной
жизни людей всего разнообразия политической жизни, политических процессов
и явлений. Одновременно политическое
сознание является атрибутом политического
действия,его непременным составляющим
элементом.Наиболее часто встречающиеся
типы политического сознания:буржуазное,мелкобуржу
Патриархальная, или приходская, политическая
культура присуща социальным общностям,
политические интересы которых не выходят
за рамки своей общины, деревни или района.Ее
отличительной чертой является полное
отсутствие у членов сообщества интереса
к политическим институтам, к центральным
властям.Как местные вожди,так и подданные
не испытывают никакого чувства к центральному
правительству,их отношение к нему не
определяется никакими нормами.Подданническая
политическая культура отличается сильной
ориентацией социальных субъектов на
политическую систему и результаты деятельности
властей но слабым участием в обеспечении
функционирования этой системы.Активистская,
или гражданская, политическая культура
характеризуется сильной ориентацией
на существующую политическую систему
и на активное участие в политической
жизни общества.Из смешения элементов
этих трех чистых типов возникают еще
три вида политической культуры:патриархально-
акционирования различных политических институтов,а волю вождя,начальника.
44.Полит-я идеология: сущ-ть, ф-ции, клас-ция. Проб-ы форм-я гос-й идеологии в РБ.
Со времени введ. Де Тресси термина «идеология» в науч. оборот в п. теории сложились разл. взгляды на это дух. явление. До сих пор не сущ. единного опред. идеологии. Идеология : процесс произв. смыслов; соц. необходимые иллюзии(ни одно чел. об-ва не сущ. без мифов); совпадение дискурсов(процесса понятийного логич. обоснования, пред. суждению) и установок власти; наука об идеях. Де Тресси опред. идеологию как особ. ценностно-нейтральное, а знач. абсолютно беспристрастная наука об идеях(кот. изуч. природу идей)
Ид.-относит. систем. совок. взаимосв. идей, концепций, доктрин, как об устройстве и принципах об-ва, так и способах достижения желательных сост. об-ва.
В отличие от науки(чьей задачей явл. поиск истины) функ. идеологии сводятся прежде всего к овладению массовым пол. сознанием, к внедрен. в него своих критериев оценки буд. и настоящ. развития об-ва.(познавательная) При этом ид. должна не только заним. пропагондированием, распостр. идеалов и ценностей,