Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

Для определения  результатов голосования устанавливается  квота, то есть минимум голосов, необходимый  для избрания одного депутата. Для  этого общее число поданных по данному округу (стране) голосов  делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

Пропорциональная  избирательная система позволяет  учитывать симпатии населения, стимулирует  многопартийность, создает благоприятные  условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем  имеются и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование стабильного правительства. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий и т.д.

Система, которая  призвана соединить достоинства и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной (Германия, Россия). Избиратель имеет право на два голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за партийный список.

Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.

В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная  система абсолютного большинства  при избрании депутатов парламента и Президента. Выборы в местные Советы – по мажоритарной системе относительного большинства. По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% граждан, включенных в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы победить - достаточно набрать относительное большинство.

В Конституции  Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Референдум  в сис-е демократии. Конст-я о  референдуме в РБ.

Помимо  выборов, формой прямого волеизъявления граждан является референдум (от лат. ге/его - сообщаю, ге/егеп(1ит - то, что следует сообщить) - особый тип всенародного голосования, в ходе которого обладающие избирательным правом граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решающее значение для дальнейшего развития общества, и по которым политикам необходимо знать мнение всей страны или региона.

Референдум - инструмент прямой демократии, где каждый избиратель лично принимает участие в решении важнейших государственных дел (вопросов). Родиной референдума считается Швейцария, где уже с XVI в. проводятся референдумы.

В зависимости  от предмета голосования бывают конституционные и законодательные референдумы, на которых утверждается конституция, законопроект, либо поправки к ним. В плане законодательного статуса выделяют обязательные и консультативные референдумы. Решения первых приобретают силу закона, обязательного для исполнения всеми. Результаты вторых принимаются к сведению органами государственной власти и могут учитываться (или нет) при вынесении решений.

Особой  разновидностью референдума является плебисцит (от лат. р1еЪз - простой народ и зсИит - решение, постановление), который проводится для решения территориальных вопросов, в частности, для выяснения мнения жителей какого-либо региона о том, в составе какого государственного образования они желают жить.

Достоинством  референдума является то, что он представляет собой наиболее полное и непосредственное выражение воли народа. С другой стороны, большинство рядовых избирателей, не являющихся профессионалами в области политики, права, экономики, не могут в должной мере оценить смысл и значение выдвигаемых на референдум вопросов и дать ответы, действительно соответствующие прогрессивному развитию общества. Референдумы проводятся путем всеобщего, равного и тайного голосования. Глава 2 Конституции Республики Беларусь определяет порядок проведения референдумов в нашей стране.

Для решения  важнейших вопросов государственной  и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Республиканский референдум может быть назначен по инициативе Президента, по предложению обеих палат Национального собрания, по требованию не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и г. Минска путем сбора подписей. Назначает референдум Президент своим указом.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

В 1990 гг. в Беларуси было проведено 4 референдума: 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении обновленного СССР; 14 мая 1995 г. (о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и герба; о возможности досрочного прекращения Президентом полномочий Верховного Совета; об интеграции с Россией); 24 ноября

1996 г.  по двум альтернативным (Президента  и группы депутатов Верховного Совета) проектам Конституции страны; 14 октября 2004 г. по вопросу о возможности избрания одного лица на пост Президента без ограничения количества сроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.СМИ  и коммуник-ии в полит-й жизни:роль,ф-ции,  виды.

Важн-м институтом пол-й сис-мя явл-ся СМИ. СМИ-это сов-ть учреждений по сбору,публикации и передаче сведений при помощи спец-й техники широким слоям населения.К СМИ относ-ся:пресса,радио,ТВ,интернети др. СМИ делятся:1)печатные; 2)электронные.СМИ-это способы регулярного обращения к массовой аудитории при помощи спец-х средств.К ним относят:телефон, телеграф,гос-ю и пол-ю символику.Важное место в деят-ти СМИ имеет их принадлежность. Независимые СМИ-явл-ся важнейшим признаком демократии.Однако абсолютно независимых СМИ нет,т.к. для их работы необходимы большие средства.Сущ-т 3-и системы организации СМИ:1)госуд-е(почти все СМИ принадлежат гос-вуи подконтрольны парлам-ным структурам(Франция)); 2)частные(предполагает нахождение СМИ в частных руках,финансир-е за счет рекламы и частных пожертвований); 3)общ.-правовые(радиои телевидение финанс-ся за счет спец-го налога(Германия)). Во многих странах мира СМИ финанс-ся и госуд-вом и рекламой и пожертвованиями.В совр-м мире сущ-т развитая система СМИ не знающая гос-х границ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Полит-е  конфликты и кризисы: сущ-ть, типы, виды, формы и сп-бы преодоления.

Политический  конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта – понятие, проистекающее из данной в настоящий момент политической ситуации. Именно из такого понимания политического конфликта мы исходим в нашем реферате. «Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. Общественные отношения в процессе осуществления политической власти определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих политическую систему. Она формируется в процессе деления общества на классы и появления государства и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится все более разветвленной.

Политический  конфликт не следует также рассматривать  как нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее  характера одномоментности, следует  рассматривать в динамике, в развитии и изменении.

Говоря о том, что политический конфликт является внешней формой выражения, проявления политических разногласий, я не в  коей мере не свожу его только лишь к  формальному констатированию  обличения столкновения сторон в  политический конфликт, т.е. придание данным разногласиям формы политического конфликта. Здесь имеется в виду нечто иное, а именно развитие и созревание  негативной политической ситуации естественно имеет свою подоплеку  и обусловлено своими внутренними детерминантами, однако высшее свое проявление они обнаруживают именно в политическом противоборстве, выливаемом в конфликт. Итак, рассматривая причины созревания политического конфликта, условия, приведшие к той либо иной ситуации, требующей разрешения, в совокупности с анализом возможности применения права для урегулирования возникшего положения, и представляют собой правовое управление политическим конфликтом. От социального управления, правовое управление отличается строгой регламентированностью форм и средств регулирования в сочетании с возможностью применения санкций к сторонам, т.е. наличие юридической ответственности. Понимание политического конфликта и условий, его породивших, как определенного этапированного процесса, позволяет проанализировать его в отдельности по стадиям и выявить, в какой именно из них необходимо применение права, т.е. в какой именно из звеньев цепочки произошел разрыв или искажение, приведший к обострению и в конечном итоге к конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Полит-е  созн-е и полит-я кул-ра: понятие, стр-ра, уровни. Особ-ти форм-я полит-й кул-ры в РБ.

Полит-е сознание-обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта.Политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия,его непременным составляющим элементом.Наиболее часто встречающиеся типы политического сознания:буржуазное,мелкобуржуазное и пролетарское.В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть:либеральным,выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида;консервативным,направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;социалистическим, ориентирующимся на приоритет в политике принципов коллективизма,социального равенства и справедливости; интернационалистским,направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов;националистическим,отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другими,признании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности,интересам других наций.В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и,следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический,авторитарный и тоталитарный типы политического сознания.Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни,второй-на неограниченную власть,третий-не только на неограниченное госп-ство,но и на полный контроль властвующего субъекта.Следует иметь в виду, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко.В действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта политических отношений может одновременно проявляться несколько типичных черт.В структуре политического сознания требуется некоторая мера соответствия элементов теоретического, эмпирического и обыденного уровней отражения, определенная взаимоувязка положений концепции и данных жизненного опыта.Таким образом,политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений.В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выполняет определенные функции.

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района.Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям.Как местные вожди,так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству,их отношение к нему не определяется никакими нормами.Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы.Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества.Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры:патриархально-подданническая,подданническо-активистская и патриархально-активистская.Именно эти смешанные типы политической культуры преобладают в истории различных обществ.В Беларуси,существовавшая в дооктябрьский период авторитарно-монархическая разновидность подданнической политической культуры сменилась в советское время авторитарно-вождистской ее разновидностью.Важнейшим признаком последней являются примат государства над человеком,тотальное подчинение индивида так называемым высшим государственным интересам,превращение его в «винтик» огромного социального механизма,направляемого волей вождя.Носитель авторитарно-вождистской политической культуры в своем поведении ориентируется не на нормы закона,не на принципы

акционирования  различных политических институтов,а волю вождя,начальника.

 

 

44.Полит-я  идеология: сущ-ть, ф-ции, клас-ция. Проб-ы форм-я гос-й идеологии в РБ.

Со времени  введ. Де Тресси термина «идеология»  в науч. оборот в п. теории сложились  разл. взгляды на это дух. явление. До сих пор не сущ. единного опред. идеологии. Идеология : процесс произв. смыслов; соц. необходимые иллюзии(ни одно чел. об-ва не сущ. без мифов); совпадение дискурсов(процесса понятийного логич. обоснования, пред. суждению) и установок власти; наука об идеях. Де Тресси опред. идеологию как особ. ценностно-нейтральное, а знач. абсолютно беспристрастная наука об идеях(кот. изуч. природу идей)

Ид.-относит. систем. совок. взаимосв. идей, концепций, доктрин, как об устройстве и принципах  об-ва, так и способах достижения желательных сост. об-ва.

В отличие от науки(чьей задачей явл. поиск истины) функ. идеологии сводятся прежде всего  к овладению массовым пол. сознанием, к внедрен. в него своих критериев  оценки буд. и настоящ. развития об-ва.(познавательная) При этом ид. должна не только заним. пропагондированием, распостр. идеалов и ценностей,

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"