Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
16.Гос-во как осн-й институт полит-й сист-мы общ-ва:приз-ки, стр-ра, ф-ции.
Государство выступает в качестве основного
средства осуществления политической
власти.Это обстоятельство придает ему
статус основного института политической
системы.Как политический институт государство
возникает на раннем этапе,в период разложения
родового строя.В настоящее время термин
в зависимости от контекста может иметь
различный смысл.Во-первых, в узком смысле
слова государство идентифицируется с
представительными и исполнительно-
власти и общественными
организациями.В-третьих, в обыденной
речи термин «государство» зачастую употребляется
как синоним понятий «страна»,«отчизна», «общество».Как
универсальную форму организации общества
государство составляют следующие элементы:территория,население,
17.Осн-е концепции происх-я гос-ва.
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
Внутренние функции:
Внешние функции:
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической
сфере действуют
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Внешние функции:
Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Функция сотрудничества с другими странами:
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
Функция сотрудничества
и взаимопомощи выражает интересы всех
государств. На этой основе создаются
различные организации
Борьба с международной преступностью:
В последнее
время все более широкие
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Участие в охране окружающей среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.
18.Монархич-е формы правления и их черты.
Формы государств включают в себя формы правления, территориальное устройство, политический режим. Формы правления определяются способом организации власти, ее формальным источником, поэтому по форме правления выделяют монархии и республики. Монархии бывают абсолютными и конституционными. Главным источником власти является одно лицо. К абсолютным монархиям относятся: Саудовская Аравия, Оман. Конституционная монархия ограничивает власть монарха конституцией. В ней выделяется дуалистическая монархия: Иордания, Марокко, Кувейт.
19.Респуб-е формы правл-я, их осн-е черты.Форма гос-го правл-я РБ.
Форма
правления есть организация верховной
государственной власти, которая предопределяет
структуру высших государственных органов,
порядок их образования, взаимодействия
между собой и населением. Истории известны
две формы правления: монархия и республика.
Республика как форма правления, хотя
и возникла позже монархии, тоже известна
уже в древности. Она отличается от монархии
тем,что глава государства является выборным
и сменяемым,а его власть считается производной
от представительного органа или избирателей.
Имеются три основные разновидности республики:
парламентская, президентская и смешанная,
или полупрезидентская и теократическая.В парламентской республике правительство
формируется законодательным органом
и формально ответственно перед ним.В
любой момент парламент может путем голосования
выразить свое одобрение(вотум доверия)
или неодобрение (вотум недоверия) деятельности
того или иного министра,главы правительства
или правительства в целом. Руководитель
правительства-председатель совета министров,премьер-министр,
20.Унит-е гос-во и его черты. Гос-е устр-во РБ.
Под формой
государственного устройства принято понимать
территориально-
Унитарными являются государства, для которых
характерна высокая степень централизации
политической власти. Административно-
21.Федерат-я форма гос-го устр-ва, ее черты.
Под формой
государственного устройства принято
понимать территориально-
К федеративным относят государства, территориальные
части которых в той или иной мере обладают
суверенитетом,имеют признаки государственности.
Полномочия же между федерацией и входящими
в нее государственными образованиями
определяются единой конституцией. Федерациями
явл-ся:РФ,США,Бразилия. Швейцария,Индия,
ФРГ,СШ Мексики.Осн-е черты:1)субъекты федерации
имеют опред-ю юрид-ю и полит-ю самост-ть;2)каждый
субъект федерации имеет свою конституцию,а
также органы законодательной, исполнительной
и судебной власти;3)единая ден-я система,
единые вооруж-е силы;4)четкое разграничение
полномочий м/у федер-ми органами и субъектами
федерации;5)федер-е органы вып-ют свои
опред-е ф-ции:оборона,чеканка монет, содерж-е
армии,внешняя политика и др.6)главенство
федерат-й конституции;6)в ведении субъектов
федерации нах-ся:образ-е,здравоохо-е,
22.Конфедерация как форма гос-го устр-ва,ее отлич-е особ-ти.
Под формой
государственного устройства принято понимать
территориально-