Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

 

 

16.Гос-во  как осн-й институт полит-й  сист-мы общ-ва:приз-ки, стр-ра, ф-ции.

Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти.Это обстоятельство придает ему статус основного института политической системы.Как политический институт государство возникает на раннем этапе,в период разложения родового строя.В настоящее время термин в зависимости от контекста может иметь различный смысл.Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти,а также с системой правовых норм,определяющих их функционирование.Во-вторых,этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти,т. е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан,между органами власти (например, парламентом и правительством),а также между органами

власти и общественными  организациями.В-третьих, в обыденной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна»,«отчизна», «общество».Как универсальную форму организации общества государство составляют следующие элементы:территория,население,власть.Территория-это физическая, материальная основа государства.Территорию государства составляет та часть мирового пространства,на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы.Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды.С утратой территории(например, в результате войны)государство прекращает существование. Население-есть человеческое сообщество,проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.Влияние государства на население носит всеобщий характер. Каждый человек, проживающий на территории определенного государства,включая и иностранных граждан,подчиняется единой власти.Целостность народа, т. е. всеобщее подчинение населения существующей власти,является важнейшим условием целостности государства.Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку несет с собой большую угрозу существованию государства.Власть является определяющим элементом государства.Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения.Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов).Институт организ-й полит-й власти состоит из исполнит-й,законодат-й и судебной власти.Они и составляют структуру гос-ва.В функциях государства и проявляется его сущность. Функции гос-ва:внутренние и внешние.Внутренние:1)разр-ка и принятие законов;2)поддержание общ-го порядка и соблюдение законов;3)разр-ка и осущ-е внутр-й и внеш-й пол-ки;4) разр-ка и осущ-е стратег-х программ развития;5)осущ-е образов-й и культ-й политики;6)чеканка монет,эмиссия;7)защита подвластного населения  внутри и за пределамистраны. Внешние: 1)орган-я взаимовыгодного сотрудничества с др. странами; 2)обеспеч-е гос-й безопасности; 3)престиж страны на междунар-й арене. Можно согласиться со следующим обобщенным определением государства как политического института. Государство — это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой (элитой), которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Осн-е концепции  происх-я гос-ва.

Государство есть основной институт политической системы  общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение  государства и общества было обоснованно  в договорных теориях государства  Гоббсом, Локком, Руссо и другими  представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды  в результате  хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

Внутренние  функции:

  1. Охранительная.
  2. Экономическая.
  3. Социальная.
  4. Культурно-воспитательная.
  5. Природоохранительная.

Внешние функции:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
  3. Борьба с международной преступностью.
  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций  осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

В охранительной  сфере практическое выполнение функций  возложено на особые вооруженные  государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической  сфере действуют государственные  организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также  оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики,  сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью  государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

Данная функция  является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции  заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются  различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Борьба с  международной преступностью:

В последнее  время все более широкие масштабы приобретает  международная преступность.

Торговля и  контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Участие в  охране окружающей среды:

В настоящее  время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно  находится в центре внимания всего  мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

 

 

 

 

18.Монархич-е  формы правления и их черты.

Формы государств включают в себя формы  правления, территориальное устройство, политический режим. Формы правления определяются способом организации власти, ее формальным источником, поэтому по форме правления выделяют монархии и республики. Монархии бывают абсолютными и конституционными. Главным источником власти является одно лицо. К абсолютным монархиям относятся: Саудовская Аравия, Оман. Конституционная монархия ограничивает власть монарха конституцией. В ней выделяется дуалистическая монархия: Иордания, Марокко, Кувейт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Респуб-е формы правл-я, их осн-е черты.Форма гос-го правл-я РБ.

Форма  правления  есть  организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления: монархия и республика. Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем,что глава государства является выборным и сменяемым,а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская и теократическая.В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним.В любой момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение(вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра,главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства-председатель совета министров,премьер-министр,канцлер — официально не является главой государства,но реально он-первое лицо в политической иерархии парламентской республики.Глава государства-президент здесь избирается либо парламентом,либо коллегией выборщиков,либо прямым голосованием народа.Однако в системе органов власти он занимает скромное место.Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями,которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.Президентская республика характеризуется жестким разделением властей,при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства,он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков,либо непосредственно народом.Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству,а президент-распустить парламент.Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета.Президент,в свою очередь,наделяется правом отлагательного вето (запрет) на решения законодательного органа.В президентской республике правительство отличается стабильностью,а сам президент может быть отстранен от власти лишь в случае нарушения им конституции либо совершения преступления.Полупрезидентская, или смешанная, республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления,но тяготеет к одной из них.Ее характерной чертой является двойная ответственность правительства-и перед президентом,и перед парламентом.В полупрезидентской республике президент и парламент избираются непосредственно народом.Главой государства здесь является президент.Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.Глава государства,как правило,председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны,а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.В целом же распределение полномочий и порядок взаимоотношений между различными институтами власти в полупрезидентской республике варьируется от страны к стране.

 

 

 

 

 

 

 

20.Унит-е  гос-во и его черты. Гос-е  устр-во РБ.

Под  формой  государственного устройства принято понимать территориально-организационную  структуру государства. С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. По этому признаку различают унитарные (простые, национальные),федеративные (союзные, многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские образования.

Унитарными являются государства, для которых характерна высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, суверенитета. Осн-е признаки: 1)админ.-террит. ед-цы не имеют ни юрид-й ни полит-й самостоят-ти;2)единые высшие органы гос. власти;3)единая судебная система и права;4)единое гражд-во.Унитарными явл-ся: РБ, Польша, Франция, Италия, Япония, Великобритания.

 

 

 

 

21.Федерат-я  форма гос-го устр-ва, ее черты.

Под  формой  государственного устройства принято  понимать территориально-организационную  структуру государства.С помощью  этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.По этому признаку различают унитарные (простые, национальные),федеративные (союзные, многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские образования.

К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом,имеют признаки государственности. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией. Федерациями явл-ся:РФ,США,Бразилия. Швейцария,Индия, ФРГ,СШ Мексики.Осн-е черты:1)субъекты федерации имеют опред-ю юрид-ю и полит-ю самост-ть;2)каждый субъект федерации имеет свою конституцию,а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти;3)единая ден-я система, единые вооруж-е силы;4)четкое разграничение полномочий м/у федер-ми органами и субъектами федерации;5)федер-е органы вып-ют свои опред-е ф-ции:оборона,чеканка монет, содерж-е армии,внешняя политика и др.6)главенство федерат-й конституции;6)в ведении субъектов федерации нах-ся:образ-е,здравоохо-е,строит-во дорог,равитие пром-тии др.8)возм-ть двойного гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Конфедерация  как форма гос-го устр-ва,ее  отлич-е особ-ти.

Под  формой  государственного устройства принято понимать территориально-организационную  структуру государства.С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.По этому признаку различают унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные, многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские образования.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"