Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
30.Полит-е партии РБ.
Политические партии РБ. С марта 1991г. нач-ся регистрация пол-х партий.В октябре 1994г. вступил в силу закон «О полит-х партиях».К концу 1997г. на тер-рии Бел-си было зарегистрировано 43 партии. Однако к началу нынешнего года их осталось 17.Большинство Бел-х партий малочисленны и насчит-т от1000 до 3000чел-к.По характеру своих программ партии Беларуси дел-ся на след-е группы: 1)либеральные партии (БНФ,объедин-я гражданская партия,консервативная). Они выступают за ускоренное внедрение основ экономики,изменение ориентира внешней экон-ки на Запад и др.; 2)социал-демократические партии-выст-т за равитие социального ориентира экономики(аграрная партия,соц-но-полит-я грамада и др.)
1)Аграрная,1992,Шиманский,76 отделений.
2)Бел-я партия
женщин «Надзея»,1994,
3)Бел-я партия зеленые,1994, Грамыко, Гомель,1структура
4)Бел-я патриотическая партия,1994,Улахнович,26 орг.
5)Бел-я соц-л-демократ-я
партия (Народная грамада),1996,
7)Бел-я эколог-я партия зеленых(БЭЗ),КАрташ,13 орг. ,Гомель
8)Коммунистическая партия Беларуси,1996, 249 орг.
9)Консервативно хрестианская партия (БНФ)1999,Поздняк,52 орг.
10)Либерально-демократическая,
11)Объединенная
гражданская партия,1995,
12)Бел-я социал-демокр-я грамада,1998,Шушкевич,68 орг.
13)Партия «БНФ»2000,Вечерко,
14)Белорусская
партия коммунистов,1991,
15)Республиканская,1994,
16)Респ-я партия труда и справедливости, Соколов
17)Социал демократическая
партия нар. Согласия1997,
35. Политология выясняет его место и роль в системе политических отношений. Однако деятельность человека в сфере политики есть лишь часть его многообразной социальной жизни. Поведение здесь подчиняется общим социологическим закономерностям. Поэтому рассмотрение личности как субъекта политики следует начать с уяснения проблемы взаимоотношения между личностью и обществом. Но сначала необходимо определить суть таких понятий, как «человек»,«индивид», «индивидуальность»,«личность». В обыденной речи перечисленные термины употребляются как правило, в одном и том же значении, но в науке их смысл различается. Понятие личность многозначно. С одной стороны, оно представляет конкретного индивида как субъекта деятельности. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии и политологии, так как эти науки отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, социальной группы Политическая социал-я личности- политич-я ф-я, нормативно одобренный образ политического поведения ожидаемый от каждого кто занимает данное положение.
В процессе политической социализации личность проходит несколько этапов:
1)Совпадает с
детством и отрачеством, когда
формир-ся политич-е взгляды и
образцы политического
2)Период интенсивного
обучения – формируется
3)Период активной
социальной деятельности – это
определение своего
4)Вся последняя
жизнь человека когда он
31.Парт-е сист-мы и их черты.Полит-я опозиция и ее роль в функц-нии полит-й сист-ы.
В ходе политического
процесса между партиями возникают те
или иные взаимоотношения. Словом,в различных
странах складываются определенные партийные
системы,которые в контексте нашего изложения
можно рассматривать как сложные подсистемы
политической системы общества.На образование
партийной системы влияет целый ряд факторов:уровень
экономического развития общества, соотношение
социально-классовых сил,степень зрелости
общественных отношений, национальный
состав населения,исторические и Религиозные
традиции и другие. Сущ-т три типа политических
систем общества,хар-ся соответствующими
политическими режимами,-демократическая,
32.Обществ-е
обьед-я и движ-я:приз-ки, цели, задачи,
правовая регламент-я деят-ти. Полит-й
лоббизм.Обществ-е обьед-я и
Общественное
объединение-это добровольное формирование
граждан,возникшее в результате
свободного их волеизъявления на основе общности своих
интересов. Общественными объединениями
признаются политические партии,массовые
движения, профессиональные союзы,женские,
ветеранские организации,общества инвалидов,
молодежные и детские организации, научные,технические,и
иные добровольные общества,фонды,ассоциации,
33.Полит-й процесс:сущ-ть, стр-ра, субьекты.
Полит.процесс-это форма существования полит.системы общ-ва, эволюционирую-щая во времени и пространстве. Это цепь полит.событий и состояний, изменяю-щихся с течением времени. Термин полит.процесс давно используется в политологической лит-ре, однако за ним не стоит строгого определения.
Обычно под термином пол.процесс пони-мают изменения в системе властных от-ношений. Эти изменения могут происхо-дить в различных вариантах динамики, кот-е формирует взаимодействие соц-х групп и отдельных индивидов. Обычно выделяют 3 режима их протекания:
1.Функционирование. Этот режим не выводит пол.систему за рамки сложившихся взаимоотнош-й граждан и институтов гос.власти. В этом случае пол.процессы отражают лишь воспроиз-водство структурами власти повторяю-щихся отношений между элитой и массами, полит-ми партиями и т.д. Традиции в развитии связей участников пол.процессов обладают неоспоримым приоритетом перед инновациями.
2.Развитие. Структуры и механизмы власти выводят политику гос-ва на новый уровень соц-й эволюции. Развитие полит.процесса означает нарастание сложности пол.системы, ведущее к нова-циям и повышению активной адаптации властных структур к соц-м условиям.
3.Упадок. Разрушение целостности пол-й системы и утрата п.с. ее легитимности. Полит-е изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и усло-виям целостного существования п.с.
Все эти типы динамики полит.процесса характеризуют постоянное взаимод-е многообразных групп и принадлежащих к ним граждан. Непрерывное вступление в политику и выключение из нее тех или иных групп придает процессу двойствен-ный характер.
По значимости
для общ-ва тех или иных форм полит.регулирования
соц-х отноше-ний полит-е
ее отдельным элементам, нормам, прини-маемым решениям, в открыто демонстри-руемой форме. К протестным формам по-ведения относят митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования и т.д.
Полит.участию противостоит такой тип пол.поведения как абсентеизм. Это укло-нение от участия в полит.жизни, полит-я апатия.
34.Полит-я
деят-ть и полит-е участие.
Политическое участие-это влияние гра-ждан на функционирование пол.системы, формирование пол-х институтов и про-цесс выработки полит.решений.
К полит.участию можно отнести электо-ральное поведение, активистскую деят-сть, направленную на поддержку канди-датов и партий в избират-х кампаниях, участие в митингах и демонстрациях, участие в деят-сти партий и групп инте-ресов.
Многообразие форм и разновидностей полит.участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (возраст, образование, род занятий), режима прав-ления, а также от конкретной полит-й си-туации.
Англ.ученый А.Марш выделил 3 основ-ных типа полит.участия: ортодоксальное, неортодоксальное и полит.преступления.
К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функци-онирование пол.системы. К неортодок-сальному относятся несанкционирован-ные действия, связанные с выражением требований или направленные против пол.системы. Отдельно выделяются пол. преступления – полит.деят-сть с исполь-зованием нелегитимного насилия.
При всем многообразии форм и разно-видностей пол.участия очевидно, что все они различаются по масштабности, сфере социального распространения. Обраще-ние индивида к полит-м средствам защи-ты своих интересов может либо предпо-лагать его участие в решении вопросов общенационального хар-ра, либо касать-ся местных проблем.
Существенной характеристикой является степень интенсивности пол.участия. Од-ной его крайностью является деят-сть активистов партий, полит.движений и пр. а другую характеризуют апатия, отчуж-денность людей от политики, полное рав-нодушие к ней. Основной формой полит. участия для большинства населения явля-ются выборы в представительные органы власти.
С точки зрения мотивации пол.действий можно говорить об автономных и моби-лизованных формах полит.участия. Авто-номное участие-это добровольная деят-сть индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами полит.активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. В любой полит.системе присутствуют элементы и того, и другого типа полит.участия.
В плане отношения к действующим в гос-ве законам различают конвенцио-нальные (легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы полит.участия.
Полит.участие можно классифицировать по степени и уровню активности (актив-ное-пассивное).