Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
В структуре полит-го поведения и учас-тия определенное место занимают протестные формы поведения. Полити-ческий протест-это проявление негатив-ного отношения к полит.системе в целом,
35.Лич-ть как суб-т и об-т политики.
В истории политических учений взаимодействия личности и политики прежде всего анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть прежде всего ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода.
Согласно патерналистским (от лат. pater - отец), тоталитаристским и вождистско-лидерским теориям, человек (обычный гражданин общества) может являться лишь объектом политического воздействия лидеров, вождей, героев, «отцов нации», профессиональных политиков.
Причину этого обычно усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде и т. д.).
С точки зрения
сторонников либерально-
Следует заметить,
что в этом процессе взаимодействия
личности и политики огромное значение
имеет специфика социально-
Необходимо также подчеркнуть, что по сравнению с другими субъектами политики - политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом: без человека, личности невозможно было бы существование иных (их называют вторичными) субъектов политической жизни общества.
Взаимодействие
каждой конкретной личности с политической
сферой жизни общества осуществляется
в различных формах, с различной
интенсивностью на разных этапах жизненного
пути. Среди многообразных
36.Полит-е лид-во:природа, осн-е ф-ции и типы.
Отправным пунктом
для понимания социальной природы
политического лидерства
* общая солидарная деятельность людей;
* наличие общих интересов и общей цели;
* преобладание
носителя авторитета в
Лидерство - это результат персонификации идентифицированных групповых и общественных интересов.
Если попытаться кратко определить политическое лидерство, то можно сказать, что оно являет собою основанный на авторитете персонифицированный способ самоорганизации общественной жизни.
Политическое лидерство (от англ. Leader - ведущий, руководитель) - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.
функции политического лидера.
1. Диагностическая
функция, которая сводится к
постановке диагноза, когда лидер
изучает ситуацию, оценивает её,
определяет наиболее важные
2. Директивная
функция, т. е. функция
3. Мобилизующая
функция, состоящая в
Одна из наиболее известных типологий лидерства, считающаяся классической, принадлежит М. Веберу. М. Вебер в зависимости от способов легитимизации власти выделяет три типа лидеров - традиционный, рационально - легальный и харизматический. В основе традиционного лидерства - вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Харизматическое лидерство базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию. Рационально - легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями.
37.Полит-е элиты:понятие, типология, мех-м формир-я.
Термин элита происходит от французского еlitе - лучшее, избранное, отборное. До начала XX в. это слово не использовалось в общественных науках, обозначало в основном высокое качество товаров, наилучшие сорта растений, породы животных.
В конце Х1Х-начале XX вв. были разработаны основы политологической концепции элит.
Впервые она была изложена итальянским юристом Гаэтано Моска (1858-1941) в изданной в 1896 г. работе «Элементы политической науки».
Г. Моска считал, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Меньшинство обладает преимуществами
благодаря своему богатству, образованности, храбрости, что позволяет ему лучше организоваться и подчинить большинство. Власть может переходить от одного меньшинства (элиты) к другому, но не к большинству.
В ходе исторического развития сформировались две традиции реализации государственной власти - аристократическая и демократическая. Аристократическая элита является замкнутой группой, не пополняется людьми не из своего круга. В состав демократической элиты набираются представители народа, наиболее подходящие ""для осуществления власти, а из самой элиты через выборы удаляются случайно попавшие туда люди. Выборы, таким образом, - это не контроль масс над элитой, а инструмент в ее руках для улучшения своей работы.
Дальнейшее развитие теория элит получила стараниями итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923). В своем четырехтомном «Трактате по общей социологии» (1915-1919) он обосновал концепцию циркуляции (смены) элит.
По мнению Парето, принадлежность к элите зависит, прежде всего, от врожденных выдающихся психологических черт. Для того, чтобы элита могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо постоянно пополнять ее состав наиболее талантливыми представителями народа. Однако в реальности господствующие элиты стараются сохранить свои привилегии и даже передать их по наследству. Состав элиты ухудшается, она начинает плохо справляться со своими обязанностями, в обществе нарастает недовольство. Наделенные элитарными качествами люди, которых не допускают в состав правящей элиты, образуют контрэлиту. Она, опираясь на народные массы, свергает старую элиту. Новая элита также со временем замыкается в самой себе и цикл повторяется. Вся политическая история человечества, таким образом, представляет собой процесс циркуляции элит.
Теория элит продолжает оставаться популярной в современной политологии, находит отражение в трудах ученых.
Всякая правящая элита неоднородна, поскольку ее деятельность охватывает различные сферы, так или иначе связанные с политикой.
Ведущим слоем правящей элиты является элита экономическая: собственники и ведущие менеджеры предприятий, компаний, банков. Экономическая элита определяет состояние материальной основы жизни общества, имеет, как правило, решающее влияние на ход политических процессов.
Собственно политическая элита представлена лицами, занимающими высшие посты в государстве и обладающими властными полномочиями. К политической элите также относятся лидеры политических партий, депутаты представительных органов власти.
Бюрократическая (административная) элита - высший слой государственных чиновников-управленцев, проводящих в жизнь решения представителей политической элиты через организацию текущей работы различных органов и структур.
Военная элита представлена высшим командным составом вооруженных сил государства. Степень ее влияния в политике может быть решающей в кризисных ситуациях.
Идеологическая (информационная) элита - наиболее выдающиеся представители науки, культуры, образования, средств массовой информации, религии, которые формируют в обществе определенные идеологические позиции, обосновывают господство определенных сил.
38.Выборы и их ф-ции.Избират-е право и его ключ-е прин-пы.
Полит-е выборы-это важн-й способ формир-я органов гос-й власти и управл-я,путем своб-го выражения воли граждан на основе закона. Ф-ции выборов:1)смена состава органов власти;2)представление интересов разл-х слоев,групп и граждан на полит-м уровне;3)рекрутирование политической элиты;4)форм-ние эффективной оппозиции;5)легитимация пол-й системы путем ее признания большинством граждан. Избирательное право-сов-ть юрид-х норм,регулир-х порядок организации проведения и подведение итогов выборов и порядок отзыва депутатов.Т.е.-это право гражданина избирать депутатов,президентов(активное избират-е право) и право быть избранным в представит-е органы и на пост президента(пассивное избир-н право).Принципы избир-го права демократ-х стран:1)всеобщность выборов(означает,что совершеннолетние дееспособные граждане обладают активным и пассивным избирательным правом);2)равенство на выборах(основ-ся на 3-х условиях:*равное число голосов у каждого избирателя;*создание гос-вом равных условий при проведении предвыборной компании и во время выборов;*избират-е округи д.б. равными по числу избирателей); 3)тайное голосование(предполагает полное исключение какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей).
39.Понятие
и типы избират-х систем.
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. Принято разделять три типа избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
В основе мажоритарной
системы лежит принцип
В первом случае
(Франция Австралия) избранным считается
кандидат, собравший абсолютное большинство
голосов (50%+1 голос). Так как не всегда
кандидату удается собрать
На выборах
по мажоритарной системе относительного
большинства побеждает кандидат
^ Пропорциональная
система предоставляет
Существует три
разновидности партийных