Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.
Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………
решений государственным органам. Для осуществления этой задачи были
проведены демократические выборы народных депутатов, сформировавшие
новые государственные структуры. После этих выборов возникла первая
официальная оппозиция в законодательных органах власти. Определяющим
шагом в этом направлении были отмена шестой и изменение седьмой статей
Конституции СССР. Это открыло путь к формированию многопартийности.
Казалось, процесс демократизации проходил успешно, но введенных
изменений оказалось уже недостаточно без закрепления осуществляемых
политических перемен в Конституции. К тому же, оказалось, недостаточно
только скопировать
демократические структуры
стран Запада и закрепить их в Конституции. Никакой демократический закон
и никакая демократическая структура не обретут жизнь, если они не будут
приняты народом и не будут им выполняться.
Согласно Конституции РФ, наша политическая жизнь на верхнем уровне
власти подчиняется принципу разделения властей как антиподу единовластия
или полновластия какой-либо структуры или группы. Разделение властей
проявляется в том, что; 1),каждый государственный орган наделен своими
полномочиями и не может выходить за их пределы; 2) ни один орган не
может игнорировать или приостанавливать деятельность конституционно
закрепленных институтов. Бесконтрольное отправление властных функций
исключено. Федеральное Собрание, являясь представительным органом,
аккумулирует в себе разные типы представительства: пропорциональное и
равноправное от субъектов федерации. Совет Федерации по характеру
представительства призван быть тесно связанным с местами, интересами
регионов.[53]
Следует также отметить, что провозглашение принципа разделения
властей в качестве доминанты государственного строительства Российской
Федерации не исключило преобладания в федеральном центре структур
исполнительной власти во главе с Президентом Б. Ельциным. Он попытался
создать сильную исполнительную вертикаль (назначаемые им главы
администраций и представите ли президента на местах), заложив в основу
складывающегося механизма государственного управления унитаристские
начала российской государственности. Не случайно в конце 1991 г. было
принято решение образовать правительство, наделенного чрезвычайными
полномочиями. Высшие
представительно-
степени воздействовали на процесс законотворчества, но и там Президент,
издавая соответствующие Указы, блокировал те начинания парламентариев,
которые, по его мнению, находились в противоречии с намеченным им
направлением политических
и социально-экономических
известно, некоторые аспекты работы правительства, (ответственность лишь
за макроэкономические проблемы, отказ от государственного регулирования
многими процессами в экономике страны, установка на то, что центральное
государственное руководство лишь координирует хозяйственную
деятельность), способствовали еще большей потере управляемости экономики
из единого центра, разрушению годами складывавшихся связей. Это
содействовало укреплению республиканско-региональных политической и
административно-хозяйственной элит, состав которых оказался более
стабильным, чем федеральных органов. Местные чиновничьи и политические
круги, объединенные неформальными связями и определенными
организационными структурами, упрочили влияние на население субъектов
Федерации, получив в свои руки контроль и регулирование процессов средне-
и микро экономического уровней. Население, лишившись партнера для
переговоров на федеральном уровне, нашло его на уровне республик, краев
и областей в лице республиканско-региональных политических
представителей, заинтересованных в поддержке на местах в условиях
неизбежного противостояния с центральными властями.
Согласно Конституции РФ, внутреннюю и внешнюю политику определяет
президент. Но политико-правовые возможности президента небеспредельны.
Так, меры по охране суверенитета Российской Федерации президент должен
принимать в установленном Конституцией порядке. В частности, статус
Совета безопасности,
который формирует и
определяться федеральным законом. Председатель правительства назначается
президентом с согласия Государственной Думы, заместители председателя
правительства и федеральные министры - президентом по предложению
председателя правительства. Президент представляет, но Государственная
Дума назначает Председателя Центрального банка. Президент представляет,
но Совет Федерации назначает на должности судей Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, генерального прокурора.
После консультаций с комитетами Федерального Собрания президент
назначает и отзывает дипломатических представителей. По Конституции
Российской Федерации законодательным органом является Федеральное
Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной
Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450
депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.[54]
Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов.
Исходя из того, что президент наделен большими полномочиями (он является
главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и
гражданина суверенитета, независимости и государственной целостности
Российской Федерации), выстроена связка: президент-правительство-
федеральное Собрание. Президент назначает с согласия Государственной
Думы председателя правительства. Президент может распустить
Государственную Думу в следующих случаях: 1) после трехкратного
отклонения представленных кандидатур (не одной и той же, но трех
кандидатов) председателя правительства; 2) после двукратного выражения
Государственной Думой недоверия правительству. Президент не может
распустить Государственную Думу в течение года после ее избрания, в
течение 6 месяцев до окончания срока ее полномочий.
В свою
очередь и Федеральное
для влияния на президента. Так, он может быть отрешен от должности
Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой
обвинения его в государственной измене или совершении иного; тяжкого
преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в
действиях президента признаков преступления и заключением
Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения.
Государственная Дума имеет право выразить недоверие правительству.
Президент вправе как согласиться с этим решением и отправить
правительство в отставку, так и распустить саму Думу при условии, что
она повторно подтвердит свое нежелание работать с таким правительством.
Конституционная связка президент — правительство нужна для
стабильности страны и безопасности государства.
В Конституции РФ подчеркивается, что судебная власть есть
самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Это
положение представляется важной конституционной гарантией осуществления
законодательной и исполнительной властей. Вместе с тем и существование
самой судебной власти имеет конституционные гарантии. Они выражены в
основных принципах деятельности судов: независимости судей и подчинении
их только закону, несменяемости судей и их неприкосновенности.
Независимость суда как органа государственной власти обеспечивается тем,
что финансирование судов производится только из федерального бюджета.
В Конституции обозначены основные контуры судебной системы, которая
устанавливается не только Конституцией, но и Федеральным конституционным
законом. Такая норма, во-первых, позволяет при формировании судебной
системы учитывать основные положения судебно-правовой реформы, а, во-
вторых, исключает возможность выхода за установленные Конституцией
пределы такого реформирования. Например, не допускается создание
чрезвычайных судов. Существенное значение имеет порядок назначения судей
высшим органов судебной власти. Они назначаются Советом Федерации по
представлению президента РФ. Новая норма Конституции позволяет
участвовать другим ветвям власти в формировании судебной власти.
В России активно обсуждаются проблемы, связанные с введением суда
присяжных. По мнению его сторонников, этот суд представляет собой важную
гарантию объективности и беспристрастности в осуществлении правосудия.
Есть и иная точка зрения. Суд присяжных в России возник в 1550 г. при
Иване IV; затем был упразднен и возродился в 1864 г. В то время многие
дела, связанные с
незначительными нарушениями
граждан, решались мировым судьей, а более сложные — передавались в
окружной суд, где их рассматривали 3 судьи и 12 присяжных, в число
которых, как правило, входили представители имущих слоев общества.
Присяжные выносили вердикт: «виновен» или «невиновен». Суды присяжных
имели как положительные, так и отрицательные стороны, о чем говорили
выдающиеся юристы своего времени. «Наши присяжные, — подчеркивал А. Ф.
Кони, — являлись очень чувствительным отголоском общественного
настроения... В этом их достоинство, но в этом их великий недостаток,
ибо вся нетвердость, поспешность и переменчивость общественного
настроения отражаются и на присяжных. Искренность не есть еще правда, и
приговоры русских присяжных, всегда почтенные по своей искренности,
далеко не всегда удовлетворяли чувство строгой правды».[55]