Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.
Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………
проживающей на территории федерации.
4) Национальная
федерация обеспечивает
больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное
развитие.
5) В национальной федерации особенностью является правовое
положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие – «Право
наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по
своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает
находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие
субъектов федерации на это, как правило, не требуется.
Каковы
отличия территориальной и
Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их
субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает
верховенством по отношению к высшим государственным органам членов
федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом
национальных государственных образований. Если в территориальной
федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с
другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это
может устроить.
Конфедерация-это временный юридический союз суверенных государств,
созданный для обеспечения их общих интересов.
Её признаками являются:
а) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных
и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются
для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для
управления конфедерацией.
б) Конфедерация
не затрачивает гражданства
находятся во временном союзе.
в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой
армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут
решаться едиными конфедеральными органами власти.
г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых
таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной
политике на период существования.
д.) Обычно в конфедерациях создается «прозрачные» границы, для
пересечения которой не требуется специальных документов.
е.) Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении
общих целей либо превращаются в федерации.
При конфедеративном устройстве государства- члены конфедерации
сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних
делах.
Наряду с различными принципами государственного устройства,
существует деление самой власти в соответствии со способами её
легитимизации, также важным звеном в структуре государственной власти
является принцип разделения властей, а также ресурсы власти, управляя
которыми государство проводит в жизнь свою политику, этих важных сторон
жизни власти в государстве
я хочу коснуться в следующем
параграфе.
1.3. Структура политической
власти.
Вероятно, в политической теории нет более сложного и запутанного
вопроса, чем выяснение структуры властных отношений. Как уже отмечалось,
под понятием «власть» скрываются десятки различных смысловых оттенков,
отражающих самые разные аспекты и компоненты этого сложнейшего
социального механизма.[41]
Но большинство исследователей проблемы власти едины в том, что
общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в
сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти
могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а
также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто
организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов,
ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация
выступает средой для становления отношений, способствующих не только
мобилизации ресурсов и людей, но и претворению в жизнь принимаемых
решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через
организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями
организации.
Источником власти выступает и харизма, т.е. культ личности
руководителя. Она обладает большой гибкостью, не требует ни длительного
времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных
норм. Руководитель харизматического типа часто становиться национальным
героем, символизирующим идеалы страны.
Реализация,
осуществление власти
многими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и
претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение
ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти.
Задача правительства — обеспечение ценностей, необходимых подавляющей
части общества: мира и порядка внутри страны, стабильности,
благоденствия, равенства. Оно тем самым стимулирует поддержку себе и
повиновение законам. Важным фактором для власти является доверие,
позволяющее фактически влиять на умы и поведение людей, которые должны
верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые,
способна наказывать или поощрять. Неверие в возможности власти решить
вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта
населения, вызывает его сопротивление государственной власти.
Разумеется, возможности власти зависят от ее ресурсов.
Выделяются следующие базовые компоненты структуры общения в рамках
государственно-публичной власти: 1) агенты; 2) ценности; 3) способы
(инструментально-
и определяет, всю палитру отношений, выражаемых в русском языке
понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и
«распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление»,
«властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д.[42]
Таким образом,
отношения «господства и
составляют центральное звено механизма социального общения между людьми,
при котором его участники признают сложившийся порядок властных
отношений легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и
стереотипом взаимодействия людей в обществе. «Следует подчеркнуть, —
отмечают по данному поводу П.Бергер и Т.Лукман, — что концептуальные
механизмы поддержания универсума сами являются продуктами социальной
деятельности, подобно всем формам легитимации, и очень редко их можно
понять независимо от деятельности рассматриваемой общности.
Примечательно, что успех определенных концептуальных механизмов зависит
от власти, которой наделены те, кто управляет этими механизмами».[43]
Коснемся институциональной основы структуры власти, в основании
которой лежит принцип разделения властей. Оно опиралось на мощную
традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и
коллективизма при принятии решений. Однако в древние и средние века идея
равновесия сводилась к вопросам: кто правит, как властвующий учитывает
интересы всех, кто может влиять на власть.
Авторы
теории разделения властей
равновесия. Дж. Локк различал три типа власти: законодательную,
исполнительную, федеративную или союзную. Верховная власть должна
принадлежать законодательному органу. Исполнительная — монарху, который
может одновременно выполнять и союзную власть. Монарх у Локка остаётся
гарантом единства государства, поэтому частично он имеет прерогативы и в
законодательной деятельности
право законодательной
разделения властей была развита Ш. Монтескье. Как и Локк, разделение
властей он считает способом структурирования компромисса между
политическими силами, королевской властью, дворянской знатью,
развивающейся буржуазией. Но конструирование разделения носит более
четкий характер, Монтескье выделяет три власти: законодательную;
исполнительную, ведающую международными делами; исполнительную, ведающую
гражданскими делами. Предусматривается относительная самостоятельность
органов государства как по отношению друг к другу, так и относительно
способов их формирования. Каждый орган имеет свою сферу деятельности, и
тем самым его власть ограничена. У каждого органа есть свои возможности
противостоять другому органу, частично помешать ему реализовывать свою
волю, но нет права заменить решение этого органа своим решением (таковы
право вето, президентское право роспуска, под законность актов органов
управления). Парламент вправе определять сферу деятельности
правительства в случаях, предусмотренных законом, проверять, как
исполняются законы, привлекать министров к ответственности за их
нарушения. Монтескье выделяет две палаты парламента. Вторая палата
состоит из знати и имеет право отменять решения палаты представителей.
Но права верхней палаты ограничены. Она может отменить некоторые
постановления нижней палаты, но не заменить их другими.
Идея верхней палаты стала для американской практики незыблемой
реальностью. В Англии, Франции верхние палаты играли большую роль в
прошлом веке. В XX в., особенно в послевоенное время, их роль упала.
Существенный аспект теории разделения властей, который выделил
Монтескье, состоит в разграничении государственной деятельности и
политической жизни. Суды не являются политической властью. Их задача —
наказание преступников, разрешение конфликтов между частными лицами.
Впоследствии европейской практикой выработан новый политический
институт—конституционный суд, который вправе признать конституционный
указ президента, закон, принятый парламентом, не соответствующими
Конституции.
Формирование классической теории разделения властей явилось