Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

Власть.docx

— 160.34 Кб (Скачать)

российского самодержавия. Государство  активно  участвовало  в  развитии

промышленности,  строительстве  железных  дорог,  организации  академий,

университетов, больниц, приютов, школ.

    Этатизм  в одних случаях может облегчать  наступление тоталитаризма, в

других переходить к практике социального государства. В  20-е—30-е  годы

XX  в.  традиции  этатизма  в  России  и   Германии   благоприятствовали

формированию   режима   тоталитаризма   и   одновременно   внедрению   в

государственную   политику   социалистических   мотивов    (выравнивание

зарплаты, ликвидация и предупреждение безработицы).

    Однако, как  подчеркивает Г. Белов, этатизм  не следует  отождествлять

ни  с  тоталитаризмом,  ни   с   социальностью   политики   государства.

Тоталитаризм означает  полное  подчинение  каждого,  всех  сторон  жизни

единому  началу,  превращение  общества  в   монотеистическое.   Этатизм

выражает традицию особой ответственности за положение  нации, за развитие

культуры, науки, охрану нравственных устоев, сложившиеся представления  о

широте сферы государственной  деятельности.  Практика  этатизма  частично

облегчала переход  к принципу социального  государства,  удовлетворявшего

современным потребностям масс в защите социальных прав граждан, политике

гарантированности  прожиточного  минимума.   Современное   общество   не

обходится  без  элементов   этатизма,   но   при   этом   предполагается

существование  гражданского  общества,  правового  государства.  Понятие

социально-правового  государства выражает  поиск  оптимального  сочетания

принципов  социальной  справедливости,  этатизма  и   либеральной   идеи

правового государства.[39]

    Мировая  практика выработала два основных  принципа  государственного

устройства: унитарный и федеративный, но  наряду  с ними  существуют  и

некоторые подвиды.

    Форма   государственного   устройства   -    это    административно-

территориальное и  национальное строение государства, которое  раскрывает

характер   взаимоотношений   между   его   составными   частями,   между

центральными и  местными органами государственной  власти.

    Форма государственного  устройства  наиболее  полного   раскрывает  и

показывает внутреннюю структуру  государства.  Из  всех  известных  форм

государственного  устройства выделяют:

    - унитарные  государства;

    - федерации;

    - конфедерации.

    Хотя   конфедерацию   нельзя    отнести    однозначно    к    формам

государственного  устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких

государств, которые  объединились на время для решения  какой-нибудь общей

проблемы.

    Унитарное   государство-   это   единое   цельное    государственное

образование, состоящее  административно- территориальных  единиц,  которые

подчиняются центральным  органам  власти  и  признаками  государственного

суверенитета не обладают.

    У унитарного  государства  существует  ряд   признаков,  которые  его

характеризуют с различных  аспектов.

    На территории  унитарного  государства  действует   одна  Конституция,

единая система  законодательства, одно гражданство. В  нем  функционирует

единая   денежная   система,   проводится    обязательная    для    всех

административно- территориальных  единиц  общая  налоговая и кредитная

политика.

    Унитарное  государство предполагает единые,  общие  для  всей  страны

представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют

верховное руководство  соответствующими органами местного  самоуправления

или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым

законодательным органом  является двухпалатный  парламент,  состоящий  из

Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть  в  этой  стране

принадлежит  Кассационному  суду,   а   высшая   исполнительная   власть

осуществляется президентом.

     Кроме  того, составные  части  унитарного  государства  не  обладают

государственным  суверенитетом.  Они  не  имеют  своих   самостоятельных

воинских  формирований,  законодательных  органов  и  других   атрибутов

государственности.  Однако  местные  органы   власти   обладают   весьма

значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных  органов

власти от центральных унитарное государственное устройство  подразделяют

на  централизованное   и   децентрализованное.   Государство   считается

централизованным, если во главе местных органов власти стает назначенные

из центра чиновники, которым подчинены органы, (например  Финляндия).  В

децентрализованных  унитарных государствах местные  органы государственной

власти избираются населением.  Но  также  существуют  смешанные  системы

(Япония), где глав  администраций частично назначают  и частично выбирают.

В  унитарных  государствах   могут   организовываться   национальные   и

законодательные автономии.  Это  связано  с  проживанием  на  территории

данного  государства  небольших  по  численности  национальностей.   Все

межгосударственные  вопросы решает центральный орган, который  официально

представляет страну на международной арене.

    Ещё одним  признаком унитарного государства  является  наличие  единой

денежной  и  соответственно  финансово-экономической  системы,  а  также

наличие единого государственного языка общения.

    Государство  имеет единые вооруженные   силы  и  службу  безопасности.

Необходимо заметить,  что  в  унитарном  государстве  зачастую  едина  и

культура, то есть культурные и общественные ценности.

    Что касается  Федерации то это  добровольное  объединение  нескольких

ранее  самостоятельных  государственных  образований  в   одно   союзное

государство.     Федеративное государственное устройство уникально.  Во-

первых,  оно  неоднородно.  Во-вторых,  разнообразно.  Это  определяется

различием  в  населении,  точнее  национально-этническом  составе  этого

населения,  историческими  процессами  и,   географическим   положением.

Однако,  не  смотря  на  это  можно  выделить  ряд  признаков,   которые

характерны для большинства федераций.

      1. Верховная  законодательная,  исполнительная  и  судебная  власть

принадлежит федеральным  органам государственной власти.

       2.  Конституция  разграничивает  полномочия  субъектов  и   самой

федерации.

      3.Территория  федерации состоит их:

          а) Субъектов, которые по-разному  называются.

          б) Соответственно субъекты из  административно- территориальных

          единиц.

      4. Субъекты  федерации могут принимать   свои  Конституции,  законы,

постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют  свои  высшие

органы  представительной,  исполнительной  и  судебной  власти,  которые

действуют только на территории субъекта данной федерации.

      5. Зачастую  имеется двойное гражданство,  то есть субъект федерации

наделяет проживающего на его территории гражданина своим  гражданством, а

гражданство федерации  этот  человек  уже  имеет.  Поэтому  получается  у

гражданина  два  гражданства:   гражданство   субъекта   и   гражданство

федерации.

      6. Обычно  от субъектов федерации выделяются  представители, которые

являются членами  представительной  власти;  эти  представители  в  своей

совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его

часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

      7. Внешнеполитическую  государственную  деятельность  осуществляют

федеральные органы,  Они  выступают  на  международной  арене  от  имени

федерации.[40]

    Федерации  строятся по территориальному  и национальному признакам.

    Территориальная  федерация характеризуется значительным  ограничением

государственного  суверенитета субъекта федерации.

    Государственные  образования, составляющие территориальную  федерацию,

не являются  государствами,  так  как  внутренние  и  внешние  отношения

данного  субъекта   регулируются   общефедеральными   органами   власти.

Юридическое и фактическое  разграничение компетенции  между  субъектом  и

федерацией определяется конституционными нормами. Обычно  в  Конституции

устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны  только высшим

федеральным органам  власти. А все другие, не оговоренные  в  Конституции

вопросы, регулируются исключительно субъектом. Но в  Конституции  иногда

составляется  и  перечень  вопросов  совместного  ведения   субъекта   и

федерации.  Такие  вопросы  обычно  субъект  с  федерацией   решает   по

согласованию.

    Субъекты  федерации  лишены  права   прямого   представительства   в

международных отношениях.

    Законодательство  в территориальных федерациях  не предусматривает,  а

в некоторых странах  и запрещает выход из состава  федерации без  согласия

всех остальных  субъектов.

    Вооруженные  силы в территориальной федерации  едины.  Управление  ими

осуществляется союзными государствами. Глава федерации  является  еще  и

главнокомандующим. У  субъектов федерации в мирное время не  должно  быть

своих вооруженных  сил. (Пример территориальной федерации-Германия).

    Национальные  федерации наиболее сложные образования.  Им присуще  все

признаки федерации, но  кроме  них  имеется  множество  особенностей.  У

такого рода федераций  можно выделить ряд черт:

      1) Субъектами  такой федерации являются национальные  государства  и

национально-государственные  образования,  которые  отличаются  друг  от

друга национальным составом населения, культурой,  бытом,  традициями  и

обычаями, религией и  верованиями.

      2)  Такого  рода  федерация  строится  на  принципе  добровольного

объединения составляющих ее субъектов.

       3)   Высшие   государственные   органы   национальной   федерации

формируются из представителей субъектов федерации, то  есть  центральная

власть  создается  для  решения  проблем  каждой  нации  и   народности,

Информация о работе Природа политической власти