Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

Власть.docx

— 160.34 Кб (Скачать)

сказывается в той  мере, в какой их нарушение  позволяет  государственным

органам применять  санкции. Власть осуществляется посредством  этих  норм.

Юридические нормы  устанавливают,  что  именно  нужно  делать,  хотя  это

никогда не выполняется  в полной мере. В том мере,  в  какой  большинство

населения конкретного  государства соблюдает эти  нормы.  Таким  образом,

политическая власть является  регулятором  поведения  населения  данного

государства, поскольку  нормы определяют его поведение.

    Если  к   власти  проявляется  неуважение,  правители,  опираясь   на

институционализированные  аппараты  насилия,  могут применить санкции,

предусмотренные политической системой.  Политическая  элита вынуждается

применять институционализированное насилие на постоянной основе  лишь  в

исключительных случаях, поскольку она обладает  достаточно  эффективными

для управления коллективным поведением средствами прямого  и  косвенного

убеждения.   Институционализированное   насилие    является    последним

аргументом, к которому прибегает  политическая  элита,  когда  возникает

угроза свержения  элиты.[35]

    Государство   —  самый  древний  и   непреходящий  институт.   Партии,

лоббисты,  ассоциации  появились  на  свет  за  последние  150—200  лет.

Государству—более   десяти   тысяч   лет.   Существование    государства

поддерживается   следующими   факторами.    Во-первых,    необходимостью

территориальной целостности  общества,  наличия  гарантий  от  какой-либо

внешней угрозы. Во-вторых, общество вынуждено существовать как  целое при

большом неравенстве между людьми.  Такое возможно  при наличии общего

авторитета, силы, которой  подчиняются все.  В-третьих,  существование  в

обществе проблем, затрагивающих интересы всех его членов,  порождает и

адекватные структуры,  которые  берут  на  себя  их  решение.  По  силе,

эффективности государства  можно судить об организованности общества. Сам

факт существования  государства  означает,  что  общество  поднялось  до

признания  верховной  власти  для  себя,  единого  порядка   для   всех.

Государство  достаточно  сильно,  незыблемо,  если  граждан   объединяет

осознанный общий  интерес,  неприятие  ими  того,  что  разрушает  основы

политического порядка. Главный критерий развитости нации  —  устойчивость

ее  государственной  оформленности.  В свою   очередь,   нет   развития

политической власти, государственности без  национального  самосознания,

социальной и этнической идентичности.

    Нельзя  не согласиться с  мыслью  Г.  Белова  о  том,  что   осознание

народом  необходимости  своей  государственной  оформленности  — первая

основа  функционирования  политики  в  целом.  Без  такой  основы   есть

пространство  только  для  частичной  или  деформированной  политики   и

власти.[36]

    Государство,  существуя как система,  обладает  высокой  способностью

самосохранения,  восстановления  и  обновления  своих   подсистем.   Для

обеспечения своей  деятельности оно должно быть сильным, то  есть  хорошо

организованным, иметь  надежный бюджет  с  устойчивым  реальным  доходом,

эффективную администрацию, достаточные силовые структуры.  Свои  функции

государство может  осуществлять, если оно обладает развитой  способностью

интерактивности, то есть воздействия одних  органов  власти  на  другие,

подчинения   нижестоящих   должностных   лиц   вышестоящим   структурам.

Обеспечивается  это  действием   принципов   суверенитета   и   единства

государства, оптимальными моделями взаимодействия с социальной средой.

    Осуществляемая  политической элитой государственная  власть имеет  две

основные функции: посредническую и  функцию  управления.  Прежде  всего,

следует  подчеркнуть  её  главное  измерение,  состоящее  в  организации

общества на основе интересов обладающей гегемонией группы. С этой  целью

элита создает и  воспроизводит, если остальная часть  общества  позволяет

это, политико-бюрократический  аппарат, обеспечивающий её сохранение  как

целостности. В обществах, разделённых на  касты,  сословия  или  классы,

возникают  социальные  конфликты,  которые  могут   быть   урегулированы

властью,  возвышающейся  над  частными  интересами.  В  конечном  счете,

государственная власть разрешает конфликты в интересах  групп, занимающих

господствующее положение  в конкретных обществах,  хотя  ради  этого  она

вынуждает их пойти  на уступки массам. Таким образом, политическая  элита

превращается в  примирителя  социальных  конфликтов:  она  ищет  формулы

компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы

опасность   любого   столкновения   социальных   групп.   Эту    функцию

государственной  власти  можно  назвать  посреднической,  причём  данная

функция не является нейтральной, а направлена на защиту особых интересов

господствующих  слоёв  общества.  В   ходе   выполнения   этой   функции

политическая элита  вынуждена в той или иной мере ограничивать  претензии

данных слоёв, предлагая  и навязывая такие решения, которые  в большинстве

случаев удовлетворяют  вступившие в конфликт группы. В  некоторых  случаях

политическая элита  бывает  вынуждена  заставлять  господствующие  группы

принимать условия  соглашений, поскольку в конкретный  момент  требования

масс обладают  значительной  поддержкой.  При  подобных  обстоятельствах

проницательная  элита,  не  изменяя  существенным   образом   социальной

системы,  предупреждает  опасный  для интересов господствующих   групп

кризис.[37]

    В этом  плане важно подчеркнуть  действия  принципа  государственного

суверенитета, означающего  признание за государством  воплощения  единого

порядка, права пресечения анархии, исключительной монополии  государства

на  насилие   в   обществе;   независимость   государственных   структур

относительно любых  негосударственных  образований  и  лиц;  верховенство

закона    в    регулировании    всех    отношений,     самостоятельность

внешнеполитического курса государства.

    Первоначально  суверенитет идентифицировался  с единством  власти,  ее

неограниченностью  позитивным  законом.   Это   означало,   что   власть

сосредоточена у короля, который и является сувереном. Суверен не  связан

законами, которые  он издает. Идея суверенитета была  сформулирована  как

способ противостояния опасностям единой власти  притязаниям  папства  на

власть в европейских  странах, раздорам аристократии, гражданским  войнам

и крестьянским восстаниям. Современное  содержание  и  значение  понятия

«суверенитет»  вышло   за   эти   пределы,   изменилось   под   влиянием

гуманистических  и   демократических   идей.   С   принятием   принципов

республиканского     строя,     разделения     властей,     федерализма,

представительства суверенитет  уже не понимается как  суверенитет  только

отдельного органа государства, не идентифицируется  с  централизованным,

унитарным  государством.  С  принятием   политической   практикой   идеи

правового государства  принцип суверенитета ограничивается неотчуждаемыми

правами и свободами  человека. Для власти исключается  возможность  встать

над законом.[38]

    В наши  дни  надзаконная  неограниченная  власть  уже не  считается

признаком   суверенитета   демократического   государства.   Суверенитет

усматривается в  сильной  власти,  действующей  исключительно  в  рамках

закона,  его  современное  понимание   не   противостоит   политическому

плюрализму, не ставит пределы практике множественности  политических воль

властей. Принцип суверенитета не  исключает  права  на  самоопределение.

Однако с ним  несовместимо право на  отделение.  Право  на  использование

насилия определяется законом и является прерогативой государства.  После

второй мировой  войны принцип суверенитета сыграл  положительную  роль  в

утверждении   принципа   нерушимости    границ,    разрешения    спорных

территориальных вопросов между государствами путем переговоров.

    Признание  приоритета гражданских прав  повлияло  на  представления   о

пределах суверенитета, сегодня принцип невмешательства в дела  другого

государства уже не рассматривается, как основание  отказываться от оценки

мировым содружеством состояния прав человека, легитимности власти в  той

или иной стране, оказания на нее давления невоенными  средствами.  Можно

предположить,  что  в  будущем,  по   мере   углубления   интеграционных

процессов, значение границ также  будет  ослабевать.  Принцип  монополии

государства на издание  и применение законов остается гарантией  порядка,

законности, демократии.

    Известны  два  инварианта  меры  активности  государства   в   жизни

общества: этатистский  и либеральный.  В жизни,  однако,  сейчас  чаще

встречается смешанный  тип активности.

    Либеральный   тип   активности   вылился   в   действие    принципов

невмешательства государства  в дела гражданского общества. Суть  этатизма

в активном вмешательстве  государства в жизнь  общества,  что  характерно

для государств, сформировавшихся на основе  психологии  патернализма,  в

результате сильного влияния  на  государство  христианской  и исламской

религий. В Германии идеология этатизма была разработана  в  XVII  в.  X.

Вольфом. Государство  во имя совершенствования человека может вмешиваться

во все сферы  жизни, в том числе и  в  частную.  Оно должно  бороться  с

праздностью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые  люди  рано

вступали в брак, имели много детей, чтобы  больше  привлекать  в  страну

умных  и   образованных   иностранцев   и   не   выпускать   из   страны

квалифицированных работников. Государство  организует  академии,  строит

церкви,   устанавливает   праздники,   ведает   системой    образования.

Государство  виделось  организатором  всей  экономики  —  от  управления

производством до распределения  людей по сферам приложения труда. Этатизм

традиционный компонент  политики  немецкого  государства.  Так  было  во

времена кайзеровской Германии гитлеровского нацизма, так  продолжается  и

в  послевоенный  период,  Этатизм  был  традиционно  характерен  и   для

Информация о работе Природа политической власти