Природа политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

Власть.docx

— 160.34 Кб (Скачать)

Президентом Российской Федерации, за влияние на главу государства  между

его помощниками.

    В-третьих,   Федеральное    Собрание,    превращенное    декабрьской

Конституцией в  маловлиятельный  институт  государственной  власти,  пока

активно не участвует  в разворачиваемой политической борьбе. Но, несмотря

на это, Президент  Российской Федерации, похоже, намерен  в  еще большей

степени  ограничить  поле  деятельности  парламента,  в   котором,   как

оказалось, сторонники Президента не смогли образовать прочную  коалицию,

способную  нейтрализовать  усилия  оппозиционных   фракций,   получивших

контроль над рядом важных комитетов и комиссий в Государственной Думе  и

Совете Федерации.

    В  условиях,  когда  руководство  субъектов   федерации    продолжает

политику  перераспределения  прав,  компетенций  и   полномочий    между

федеральными и  республиканско-региональными  властями,  надежды  Центра

обеспечить контроль над этими процессами средствами кадровых «сдержек  и

противовесов» представляются достаточно  эфемерными.  Дело  в  том,  что

регионы все более  удачно проводят тактику, подводящую экономическую  базу

под  их политические требования. Их представители  не  только  выдвигают

претензии к федеральному  центру  из-за  недостаточной,  по  их  мнению,

самостоятельности в  осуществлении внешнеэкономической  деятельности, но и

представляют  правительству  и   Президенту   России   разработанные   в

межрегиональных и  макрорегиональных экономических  ассоциациях  программы

развития той  или  иной   территории,  ставят  вопросы  об  адекватности

внешнеэкономических    акций     центральной     власти     национально-

государственным  интересам  страны.  Некоторые  из  местных  влиятельных

экономических институтов выступают одновременно за вытеснение московских

посредников и коммерсантов  из  своих  структур,  создавая  регионально-

«чистые» хозяйственные  организации. Кроме  того,  продолжается  практика

задержки выплат в  фонды социального страхования, занятости,  а  также  в

федеральный бюджет даже в тех краях  и  областях,  руководители  которых

известны лояльностью в отношении Центра.

    В этих  условиях  лишь  готовность  к   достижению  компромисса  между

центром и периферией,  к  формированию  системы  управления,  в  которой

разумно и реалистично  разделены полномочия между руководством  Федерации

и ее субъектов, может  предотвратить дезинтеграцию России. Страна  просто

не выдержит реанимации модели унитарного государства.

    Как мне  кажется,  в  разрушении  централизации   мы  заходим  слишком

далеко.  Наша  Конституция  отказалась  от  принципа  асимметричности  и

предоставила всем субъектам  Федерации  равные  права.  Так  записано  в

статье 5 Конституции. Но уже после принятия Конституции  было  несколько

выступлений, в частности  выступление Президентов  Якутии  и  Татарии,  в

которых   говорилось   о   необходимости   предоставления    республикам

определенного   приоритета.   Основанием   для   приоритета   выдвигался

национальный статус республик. А невысказанным основанием является идея,

что если вы (Центр) не предоставите нам хороших условий, то мы подумаем,

стоит  нам  оставаться  в  составе  России.  Мне   представляется,   что

разговаривать  таким  языком  с  Центром  очень  нежелательно.   Некогда

объединившиеся народы должны считаться с  тем,  что  они  живут  вместе.

Конечно, можно идти по пути: сначала развалили  СССР,  и  нечего,  живем

дальше, затем отторгнем  какие-то республики и будем жить дальше.…  И,  в

конце концов, если  постоянно положительно  отмечать  на  этот  вопрос;

«Может ли быть государственность  одной нации в одном государстве?», то у

нас появятся и Московское государство, и  Новосибирское  государство,  и

другие мелкие  государства.  Поэтому  необходимо  разработать  стратегию

соразмерного развития национальных территорий  (особенно  учитывая,  что

чисто  национальных  территорий  в  России  нет,  что   в   национальных

республиках проживает, как правило, 50-70% русского населения) и других

регионов. Судьба России такова, что чисто  русского  государства  нет  и

вероятно  не  будет.  Людские судьбы   и   национальности   переплелись

настолько, что «развязать»  это сплетение и  создать  чисто  национальные

государства невозможно, а разрубить - значит уничтожить Россию. И власть

должна сказать, наконец, свое веское слово по этому вопросу. 
 
 

Заключение. 

    В своей  работе я попытался раскрыть  феномен  политической  власти  в

некоторых ее основных проявлениях.  Власть  и  есть  та  снова,  которая

определяет  политику;  власть  существует  везде,  где  есть  совместная

деятельность;  это  необходимый  атрибут  общественных  отношений,  суть

которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил

в совместное действие. Для того чтобы обеспечить  совместность  в  любом

деле,  кто-то  должен  взять на  себя  инициативу   распоряжения.   Эта

инициатива  либо  принимается,  либо  оспаривается.  Такова  абстрактная

модель функционирования власти: господства, доминирования  и  согласия  и

подчинения. В реализации же действительного властного акта дело  обстоит

гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление  оказываются  переплетенными

между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим

образом.

    Так же  я хотел подчеркнуть и  то  обстоятельство,  что  классическая

постановка вопроса  о власти исходит из того, что  она представляет  собою

совокупность  политических  институтов,   посредством   функционирования

которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю

другим  и  действовать  в  соответствии   с   так   называемыми   общими

(общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди

этих институтов занимает государство, которое имеет право  и  обязанность

говорить  от  имени  народа  или  всего  организуемого  им   сообщества.

Государство — необходимый  общественный институт. Специфика государства  в

том, что оно претендует на монополию легитимного политического  насилия в

пределах  своей   юрисдикции.   Более   того,   сущностное   определение

государства, по Веберу, состоит в том, что это  единственная  инстанция,

которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам

и в пределах своей  территории. [69]

    Нельзя  не  согласиться  с  позицией  А.  Здравомыслова,  что власть

является центром, своего  рода,  силового  поля,  напряжение  в  котором

распространяется  неравномерно.   Можно   сказать,   что   сама   власть

представляет  собой  определенную   совокупность   средств   организации

социального пространства через соответствующие точки  напряжения,  через

линии  искривления   пространства.   Там,   где   сопротивление   власти

минимально, наименьшим является и напряженность самого  поля.  Там,  где

появляются или  существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и

протеста, возникает  напряженность и необходимость  концентрации  властных

усилий различного рода.  Если  напряженность  накапливается  в  центрах,

жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения,  а не  в

периферийных  областях,  то  возникает непосредственная  угроза   самим

основаниям властных отношений.[70]

    Еще   раз  следует  подчеркнуть,  что   любое   совместное   действие

обязательно  предполагает  определенное   соотношение   между   властью,

авторитетом,  с  одной  стороны,  и  согласием  с  нею,  ее   легитимным

признанием, с другой. С этой  точки зрения  «вездесущность» власти  не

является исключительным достоянием тоталитарного общества.

    Отчетливо  осознавая, что люди страдают  либо от чрезмерного  давления

власти, либо от безвластия, ни одно из направлений в  современной наука

не  поддерживает   ни   авторитарно-тоталитарных   теорий,   выраженных,

например, в формуле  «одна нация  —  одно  государство»,  ни  утопических

концепций  устранения  властных   отношений,   создания   общества   без

государства. Речь идет в  них  лишь  об  изменениях  форм  властвования,

господства  и  подчинения,  участия  во  власти  и  способах  реализации

гражданских прав.

    В современным  условиях идет процесс развития власти, в кртором можно

выделить ряд главных  тенденций.

    Первая  тенденция  заключается  в   усилении  интенсивности  процессов

демократизации политической власти. Четко  выраженным  является  процесс

замены  форм  политической  власти,  основанных  на  прямом   насилии  и

подчинении,  формами общественного консенсуса  и самоуправления.   Об

усилении    демократической    тенденции    во    властных    отношениях

свидетельствуют повышение  роли  в  воздействиях  на  властные  отношения

общественных  движений  и  неполитических  объединений,  становление   и

развитие в посттоталитарных странах гражданского общества, в частности в

России.

    Вторая  тенденция  проявляется  в   возрастании  фактора  легитимности

власти  как  обязательного  признака  цивилизованной  власти.   Властные

структуры всех  стран  предпринимают  максимум  усилий  для  обеспечения

легитимности политической власти, т.е. признания ее законного  характера

обществом.

    Третья  тенденция  проявляется  в   высоких   темпах   бюрократизации

аппарата властных структур. Данный  процесс  идет  практически  во  всех

странах  и имеет негативные  последствия.  Связано это с тем,  что,

осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе  с  тем

подвергается воздействию  различных заинтересованных  групп  и  отдельных

лиц. Как  известно,  не  исключены  случаи,  когда  бюрократия  в  такой

ситуации действует  далеко не в государственных интересах.

    Четвертая  тенденция. Как правильно  было  замечено,  злоупотребление

властью, подавление свободы граждан заложены не в  сущности самой власти,

а  в  необоснованной  и  неоправданной  ее  Концентрации.  Тенденция   к

разукрупнению политической власти,  к  становлению  системы   разделения

властей одна из ключевых в становлении и функционировании   политической

Информация о работе Природа политической власти