Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.
Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………
республик сложились свои традиции отношений с центром. Однако с развалом
советской системы накопленный опыт оказывается ограниченным.[60]
Важным принципом устройства государства является предупреждение
односторонности и торопливости, создание гарантии основательности,
продуманности принятия решений. В этом внутригосударственная предпосылка
стабильности и постоянной ориентации на согласие разных политических сил
и компромисс между ними. Большой опыт в данной сфере имеют западные
политические системы. Так, парламенты и правительства независимы по
отношению к своим избирателям, не обязаны моментально реагировать на
изменения их настроений. У политиков есть время быть последовательными в
выбранном курсе на период их избрания. Конституция России 1993 г. также
ориентирует на это, поскольку исключена статья о досрочном отзыве
депутатов на основании того, что избиратели изменили к ним свое
отношение. Требованию стабильности отвечает процедура, при которой
только квалифицированное большинство может решать самые принципиальные
вопросы, освобождать от должности тех, кто избран, вносить изменения в
Конституцию. К специфически американским традициям можно отнести
правило, согласно которому президента окончательно выбирает коллегия
выборщиков, могущих изменить свой выбор в связи с какими-либо вновь
открывшимися обстоятельствами. Сенат также свободен от доминирования
настроений одного года, он обновляется не сразу, но постепенно — на
треть. Члены же Верховного суда назначаются пожизненно. В итоге в
политическую систему США заложена сдержанность относительно радикальных
изменений, так как всякая новая позиция должна быть результатом
согласования вчерашних и сегодняшних предпочтений и настроений. Если бы
подобная практика привилась в России, и члены Совета Федерации
избирались бы на более длительный, чем депутаты Думы, срок и не сразу
все, если бы возрастал авторитет Конституционного суда при избрании
судьи на 12 лет, то были бы основания считать, что у нас сложилась одна
из подсистем, гарантирующих
стабильность.[61]
2.2 Актуальные проблемы
реформирования Российской
Существует ли в России Государство? Конечно, да, однако, как мы
сейчас понимаем, на первый взгляд всевластное советское государство с 70-
х годов постепенно становилось все слабее. К концу 80-х годов оно
оказалось в крайне тяжелом положении. Его военные «нужды» поглощали
ресурсы экономики, рост которой прекратился. Ослабевший центр
столкнулся с противостоянием все более автономизирующихся региональных
элит. Попытка руководства страны найти выход из затруднительного
положения породили кризис легитимности власти, что все больше ослабляло
государство. Более же точным же нам представляется определение
«государство в хаосе», в котором старые и новые институты с трудом
сосуществуют, находясь в состоянии конфликта.[62]
По мировым стандартам или традициям российское государство в
некотором отношении
может рассматриваться как
нерусских в России не превышает 20% и принципиально не отличается от
доли этнических групп в Испании, Великобритании, Франции, которые не
считаются полиэтничными. Однако согласно российской конституционно
закрепленной традиции наше государство является многонациональным.
Особенность российской практики такова, что ее жизнь в разные
времена всегда мало подчинялась правовым нормам. Как известно многие
правовые традиции, каковые имелись, были отринуты большевиками с 1917г.
В мае 1922г. Ленин признавал, что страна живет в море беззакония,
величайшим противником законности является местное влияние, общие
мероприятия даже в узком кругу сводятся к сведению личных и местных
счетов.[63]
Российская
Федерация, правопреемница
себе много искусственного. Так, мотивы возникновения автономных
республик были не социоэкономическими и не социокультурными, а лишь
политическими. Причем, как подчеркивает С. Авакян, в политической
мотивации преобладало нерациональное начало. Появлению автономных
республик не предшествовали события, свидетельствовавшие о том, что
народности, давшие названия республике, подошли к необходимости иметь
свое государственное образование. Автономная государственность не была
выношена историей этих народов, но спущена сверху. Основная политическая
функция была в демонстрации равенства больших и малых народов,
пропаганде мудрости ленинской национальной политики.[64]
При тоталитаризме
произвольное включение
состав Казахстана и Украины, передача Крыма Украине, декларирование
самоопределения наций не имели каких-либо политических последствий, но
помогали манипулировать общественным сознанием.
Для государственности (с 20-х годов - Советского Союза) России в XX
в. была характерна
унитаристско-
страной. Масштабы и глубина проводимых в эти годы общегосударственных
социально-экономических и политических преобразований потребовали, как и
в эпоху Петра Великого, концентрации полномочий в области
государственного управления в одном центре. Но к концу века
сверхцентрализованная, иерархичная, жестко структурированная модель
государственного управления стала давать сбои. Руководители страны
приступили к ее модернизации. Однако процесс преобразований был осложнен
конкурентной борьбой
«фракций» в высших слоях политического
руководства.
События августа — декабря 1991 г., уход с политической арены
союзного руководства, привели к тому, что существование полностью
суверенной России началось в условиях еще не сформированного
центрального государственного аппарата и нарастающих центробежных
тенденций. На процесс углубляющейся дезинтеграции России определенное
влияние оказал ряд факторов. В частности, одновременно с крушением
механизма административно-
начал формироваться новый механизм, способный обеспечивать управление
посредством рыночных рычагов, что серьезно затруднило руководство
процессами в промышленности и сельском хозяйстве из единого центра.
Разрыв связей с экономиками суверенизировавшихся союзных республик,
ранее обеспечивавших деятельность взаимосвязанной и взаимозависимой
единой экономической машины Советского Союза, заставил политических и
административно-хозяйственных лидеров отдельных субъектов Российской
Федерации приступить к поиску новых экономических партнеров. Причем,
подобный процесс происходит, нередко, вне прямого влияния центральных
структур государственной власти. Особенностью возрождения российской
государственности явилось то, что многие ее институты пришлось создавать
практически с нуля. При этом российская центральная и местные
политические элиты, являясь частью обще союзной, порой оказывались менее
влиятельными и престижны ми, чем политические элиты других национальных
республик СССР.
Совершенно очевидно, что способность центра управлять территориями,
особенно когда речь идет о стране со столь обширными землями, является
решающим для государства. В советский период партийные, советские и
хозяйственные должностные лица регионов не были достаточно полноправными
политиками. Они назначались из центра и были в той или иной мере
ответственны перед ним. Ныне прежние отношения связи и подчинения между
центром и регионами разорваны, и местное чиновничество оказалось в
совершенно новой ситуации. Часть его преобразовалась в региональную
политическую элиту, обладающую существенной независимостью и стремящуюся
к реализации собственных интересов; другая — пытается решить для себя
проблему что — выгоднее: представлять центральную власть на местах либо
стать региональными сюзеренами. В этих условиях выполнение решений
центральной власти является зачастую не более чем случайностью.
Назначение местных глав администрации и представителей Президента
свидетельствует о неспособности центра контролировать регионы и только
усугубляет политическую и административную неразбериху на местном
уровне. Характер «сделки», которую властям того или иного региона
удается заключить с центром, и, соответственно, степень их автономии, в
значительной степени определяют уровнем экономического развития
конкретных регионов. Наиболее спорными становятся вопросы о том, кому
собирать общегосударственные налоги, кто будет контролировать кредитно-
финансовую сферу, кто будет отвечать за функционирование государственных
служб.[65]
В конце 1991—1992 гг. продолжался процесс раскола страны на два
«государства». Дело в том, что раньше автономии и края с областями были
одинаково бесправными перед центральными властями, теперь же республики
стали обладать большими правами, чем остальные субъекты федерации. В
результате на уровне отношений «центр — республики» стала существовать
федерация с элементами конфедерации, а на уровне «центр — регионы»
сохраняется модель — унитарного государства.
С распадом СССР, отмечает Г. Белов, право на самоопределение,
превратилось в мощный рычаг и ресурс борьбы этнократии за политическую
власть: фактически административные границы границ стали
государственными. Ни один правовой акт, направленный на предотвращение
распада государства, не только не предотвратил этот процесс, но даже не
сдерживал его.[66]
Федеративный Договор 30 марта 1992 г., несколько снизив
внутриполитическое напряжение в стране, закрепил неравноправное
положение краев и областей в сравнении с республиками, не смог полностью