Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  КОНФЛИКТ – открытое столкновение двух или более субъектов и участников политического процесса, причинами которого являются несовместимые интересы, цели и ценности.

Особенности политического конфликта:

1. затрагиваются  интересы больших социальных  групп, социальных слоев, классов,  общества в целом; 

2. в  ходе конфликта осуществляется  борьба за власть, отстаиваются  властные полномочия.

Различают 2 основных вида политических конфликтов:

 ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ – происходят в рамках существующего режима: между правительством и парламентом, м.б. смена неугодных лидеров или правящей элиты, могут приобретать форму заговора или дворцового переворота, роспуск парламента, уменьшение властных полномочий и т.п.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ  КОНФЛИКТЫ -  конфронтация проходит по линии «власть – общество», они делятся на 2 подвида: структурно-ролевые – за повышение личного и группового статуса в политической структуре общества (борьба за расширение прав и свобод, за возможность участвовать в полит. жизни, сюда же можно отнести борьбу партий и фракций в парламенте); режимно-политические – свержение или радикальное изменение политического строя.

Политические  конфликты происходят из-за различия в оценках мнении, из-за разных представлений по поводу социального и политического развития общества.

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ зависят от вида конфликта и типа политической системы. В демократических обществах возможно: 1. привлечение посредников; 2. приход к консенсусу; 3. существуют законодательные правила урегулирования конфликтов.

40..Современные концепции международных отношений. Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, приоритеты и принципы.

Внешняя политика – это направления, принципы и формы деятельности государства и других субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также со всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика является частью международных отношений. Она тесно связана с внутренней политикой.

Основными субъектами внешней политики являются: государство, его институты, политические лидеры, а также главы государств. Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главным определяющим регулятором которого выступают обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права.

Цели  внешней политики:

1.Обеспечение  безопасности данного государства.

2.Усиление  его потенциала – материального,  экономического, политического, военного, интеллектуального.

3.Рост престижа государства в международных отношениях.

Функции внешней политики:

1.Представительско-информационная.

2.Торгово-организаторская.

3.Оборонная.

Средства  осуществления внешней  политики:

- идеологические (различные формы пропаганды, информация, культурные контакты);

- политические (дипломатические отношения, участие  в международных организациях, подготовка  и заключение двухсторонних и  многосторонних договоров и т.д.);

- экономические  (торговля, экспорт, предоставление  лицензий и т.д.);

- военные  (национальная безопасность, наличие армии, вооружения, военное давление, диктат).

Основные  направления внешней  политики РБ определяются суверенитетом страны, геополитическим положением, интеграцией с Россией, многовекторностью взаимоотношений с государствами планеты.

Основные  направления внешней  политики:

- развитие  союзных отношений с Российской  Федерацией;

- приверженность  интеграции в рамках СНГ, Евразес;

- активное  участие в общеевропейских политических  и экономических процессах, нормализация  отношений с ЕС;

- содействие  укреплению региональной и глобальной  безопасности, сотрудничество с  международными организациями, ООН;

- разностороннее  взаимодействие с государствами  Азии, Африки и Латинской Америки.  Приоритет во взаимоотношениях  с Китаем, Ираном, Венесуэлой, Кубой, Вьетнамом.

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную  арену в двух качествах: как новое  независимое государство, возникшее  в результате распада СССР, и как  европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

Существовавшие  на территории Беларуси Полоцкое, Туровское  и другие княжества Древней Беларуси (IХ - ХIII вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII - ХVIII вв.), Белорусская Народная Республика (1918 - 1925 гг.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919 - 1990 гг.) проводили активную внешнюю политику.

Изучение  внешнеполитического опыта и  традиций белорусских территориально-государственных  образований свидетельствует о  наличии последовательности и преемственности в их внешней политике. Среди ключевых внешнеполитических императивов уместно выделить следующие:

• сохранение суверенитета и независимости Беларуси;

• обеспечение  территориальной целостности страны и неприкосновенности ее границ;

• недопущение  вмешательства иностранных государств и других внешних сил во внутренние дела белорусского государства;

• сохранение национального согласия по основополагающим вопросам развития государства и  общества, обеспечение единства внутренней и внешней политики.

На судьбу белорусского народа во все времена  оказывало влияние состояние  межгосударственных отношений в  Европе. Практически любой конфликт в Восточной части Европы приводил к гибели людей и разрушениям  на белорусской земле. В этой связи  сегодня Республика Беларусь исходит из того, что формирование прочных партнерских отношений и с восточными, и с западными странами является необходимой предпосылкой последовательного укрепления доверия, взаимопонимания и мира в регионе.

Принятие  Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 27 августа 1991 г. конституционного статуса, провозглашение экономической и политической независимости Беларуси открыли качественно новый период международной деятельности страны.

Реализовав  свое естественное право на независимость, Республика Беларусь (решение о переименовании БССР в Республику Беларусь было принято  Верховным Советом БССР 19 сентября 1991 г.) приступила к строительству  суверенного государства, проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление независимости, включение в общеевропейские процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами.

Реальное  становление белорусской внешней  политики, формирование ее основных системных параметров явилось непростым процессом. Необходимо было найти оптимальные формы участия в создании нового механизма взаимодействия на постсоветском пространстве. Восстановить разорванные связи, прагматично используя сохранившиеся. Выстроить политический фундамент контактов со странами Запада. Включиться в создание систем глобальной и региональной безопасности. Обеспечить продвижение собственных внешнеэкономических интересов, отстоять свою нишу в мировой экономической системе. Формировать самостоятельный международный курс Беларуси пришлось в предельно сложных условиях. Внутренние системные преобразования в стране совпали с глобальными политическими метаморфозами конца XX века. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений. На рубеже XX-XXI веков активизировалась трансформация системы факторов, определяющих силу того или иного государства: возросло значение финансовой мощи, оперативности коммуникаций, научного потенциала. В то же время, сохранили свою значимость "классические" военно-политические инструменты внешней политики.

Необходимо  было учитывать новые политические императивы современной дипломатии - транспарентность, открытость, демократичность - и соответствовать им. Принимать во внимание расстановку сил на международной арене, ориентироваться на ведущие страны, блоки, центры силы, позицию ключевых международных организаций. Другими словами, продвигать свои национальные интересы в широком контексте формирования нового мироустройства.

Несмотря  на всю сложность международной  обстановки, Республика Беларусь сумела выстроить отношения с внешним  миром, не поступившись своими национальными  интересами и принципами. В процессе реализации национальных задач, решении  сложных международных проблем внешняя политика Республики Беларусь проявила себя как целостностная, гибкая система, отвечающая интересам устойчивого развития, сохранения и укрепления национального суверенитета, обеспечившая за годы независимости достаточно высокую степень интегрированности в систему мировых и мирохозяйственных связей.

Основные  принципы, цели и задачи внешней  политики Республики Беларусь получили законодательное закрепление: 14 ноября 2005 г. Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписан Закон Республики Беларусь "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь".

Информация о работе Ответы по политологии