Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Существенной  особенностью белорусской государственности  является ее социальная направленность. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, повышению качества жизни народа.

Социальное  государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства.

В Республике Беларусь оптимально сочетаются принципы правового, социального эффективного государства и гражданского общества. 

29. Политическая элита

Политическая  элита («лучшие», «избранные») – относительно небольшая социальная группа профессионалов, занимающая руководящие позиции в политических институтах и осуществляющая политико-управленческие, властные функции. Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными ориентациями, социально-политической и психологической однородностью. Эти качества элиты укрепляют власть, сохраняют ее цельность и целеустремленность.

В историческом плане существуют различные теории изучения политических элит.

В.Парето – основоположник ценностного подхода к элитам, определял элиту как группу людей, занимающую высокое положение в обществе, соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества.

Г.Моска делил общество на класс управляющих (элиту) и класс управляемых (демос).

Современные демократические  теории элит утверждают, что элитарность – условие эффективного функционирования любого общества. Элиты необходимы в качестве гаранта подбора качественных руководителей-управленцев, призванных защищать демократические ценности и сдерживать присущую массам неуравновешенность.

Различают политические элиты «открытого» и «закрытого» типа.

Элиты «открытого» типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через разные структуры воспроизводства элиты.

Политические  элиты «закрытого» типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это характерно для государств с недемократическими режимами и советской номенклатуры (в прошлом).

Функции политических элит:

1.Артикуляция  и воплощение интересов класса, нации.

2.Выработка  политической программы, доктрины.

3.Определение  стратегии политической системы, формулирование путей, способов реализации стратегии.

4.Мотивация  своей деятельности заботой об  общем благе.

5.Кадровое  обеспечение государственного аппарата.

6.Идеологическое  обеспечение ценностей общества.

В конечном счете, власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных, политических, идеологических интересов.

30. Политическая культура.

Политическая  культура позволяет определить степень демократичности и цивилизованности общества.

ПК – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и способов политического поведения всех субъектов политического процесса.

В СТРУКТУРЕ  ПК выделяют следующие элементы:

1. КОГНИТИВНЫЙ (познавательный) - типичные и доминирующие представления людей об обществе, о политической власти и механизмах ее осуществления, о демократии, правах человека и т.п.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ -  чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества: чувство социальной справедливости, нетерпимости к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы в выборах, фанатичная любовь к вождю, приверженность мифам, утопиям.

3.НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНЫЙ -  характерные для данного общества ценности, нормы, идеалы. Это своего рода эталон, по которому человек дает оценку властям, государству, политическим партиям.

4.ПОВЕДЕЧЕСКИЙ – мотивы, стимулы и политические установки политического процесса. Дают представление об отношении человека к политическим явлениям и событиям (митинги, забастовки, демонстрации).

5.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА – предметное выражение средствами живописи графики, дизайна, ювелирного искусства гос. власти: государственный герб, гербы городов, эмблемы молодежных и политических партий.

Типология политической культуры:

1.ПАТРИАРХАЛЬНАЯ  ПК – присуща индивидам, политические  интересы которых не выходят  за рамки своего первичного  общества. У человека наблюдается  полное отсутствие интереса к  политике, политической власти.

2.ПОДДАНИЧЕСКАЯ  ПК – отличается определенным  интересом субъектов к функционированию  политической системы, к деятельности  политических партий. Однако сами  они не проявляют особой политической  активности, надежды на создание  свободной и благополучной жизни возлагают на власть и вождей.

3.АКТИВИСТСКАЯ  ПК характеризуется постоянной  ориентацией субъектов на существующую  политическую систему, власть, различные  общественные объединения. Они  заинтересованы не только в  эффективной деятельности власти, но и в активном участии их самих в управлении государственными и общественными делами.

В реальной политической практике часто происходит сочетание всех трех типов ПК.

31. Политическая социализация: сущность, этапы и типы. 

Стабильное  функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.

В современной  политической науке не существует общепринятого  представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

Политическая  социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения.

С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и  установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.

Обычно  выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего  общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

Типы  политической социализации.

В зависимости  от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные  типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и  властных институтов и характеризуется  рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой  тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический  тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных  политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется  на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам  своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский  тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

Этапы политической социализации.

Политическая  социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости  от отношения индивида к политическому  процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает  личного участия в политическом  процессе. Данный этап охватывает  период ранней дошкольной фазы  дотрудовой стадии общей социализации  и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

Американские  политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет  жизни ребенка, характеризуется  тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. 

32. Избирательное право: сущность, принципы и виды. Абсентеизм.

Информация о работе Ответы по политологии