Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

2.ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ– народ принимает решение лишь в определенных случаях (во время референдума).

3.ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ – народ избирает своих представителей, которые от его имени управляют государством или каким-то органом власти.  

Существуют  различные КОНЦЕПЦИИ  демократии:

1.КОНЦЕПЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ  предполагает:

- признание  народа субъектом власти; - приоритет  свободы личности перед обществом  и государством; - невмешательство  государства в личную жизнь  граждан; - форма гос. устройства  – республика или конституционная монархия; - эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

2.КОНЦЕПЦИЯ  КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ  ДЕМОКРАТИИ. На первое место выходят интересы государства, а только затем интересы личности. Данной концепцией предусматривается ограничение индивидуальной деятельности и декларируется характер прав и свобод.

Разновидностью  коллективистской демократии является «СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ»  (СССР, страны социализма).

3.КОНЦЕПЦИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ – здесь не личность, а группа является центральным элементом. Сочетает черты коллективисткой и либеральной демократии: - разделение властей; - соблюдение прав и свобод личности; - общее решение – это результат разрешения конфликтных ситуаций, нахождение компромисса, консенсуса;   - властью создается система сдержек и противовесов, государство берет на себя ответственность по защите интересов личности. В противовес ЛИБЕРАЛЬНОМУ ЭГОИЗМУ здесь основой выступают групповые интересы.

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕМОКРАТИИ отдают предпочтение большинство наиболее развитых стран мира.

4.КОНЦЕПЦИЯ  ЭЛИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ  – власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа ограничивается правом отдать предпочтение претендующей на власть элите. 
 
 

20 Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм  означает, что государство вмешивается  во все сферы жизни человека и  общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется  крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки  тоталитаризма: — тотальный государственный  контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего  меньшинства;

—система  жесткого полицейского террористического  контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

— идеологизация  общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии; — унификация и регламентация  политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою расу (возможно, в скрытом  и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»). 

В зависимости  от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. 

21. Авторитарный политический режим.

Авторитарный  режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) —  характеристика особых типов недемократических  режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству  или его лидерам.

авторитаризм, как социальная установка или  черта личности, характеризующаяся  уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная  преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический  режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический  режим

военно-бюрократический  режим авторитаризма обычно возникает  в виде военной диктатуры, но в  дальнейшем политическо развитии все  большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Корпоративный авторитаризм

корпоративный авторитаризм устанавливается в  обществах с вполне развитым экономическим  и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании.

дототалитарный  авторитаризм — режим, устанавливаемый  на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые  — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых: 1) довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; 2) такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; 3) ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса;

Постколониальный  авторитаризм

постколониальный  авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Расовая, или этническая, квазидемократия

Это тип  авторитаризма, где политический процесс  можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем  допущено определенное расовое или  этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Султанисткий  режим

султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д 

22. Генезис, понятие и функции политических партий.

Термин  “партия” ведет свое начало от латинского слова partio — часть, разделять. История возникновения и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из прообразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они возникли в Древней Греции и Древнем Риме и выражали интересы различных общественных, социальных слоев или групп, но прежде всего — влиятельных аристократических группировок, которые концентрировались в непосредственной близости к высшей власти и боролись между собой прежде всего за право и возможность оказывать на власть влияние в своих интересах. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько различных течений внутри них. В Древнем Риме во времена кризиса республики (конец II— I в.в. до н.э.) соперничали между собой партия популяров, выражавшая интересы плебса, и партия оптиматов, представлявшая патрицианство и зажиточные плебейские семьи. В XII—XV в.в. в Италии шло состязание между партией гвельфов — выразителей интересов торгово-ремесленных городских слоев населения и партией гибеллинов, отстаивающих сильную императорскую власть в интересах феодалов.

Таким образом суть понятия “политическая  партия” можно определить следующим  образом: политическая партия является добровольной общественной организацией граждан того или иного государства, которая: 1) создается с целью борьбы за завоевание политической государственной власти и участия в ее реализации для претворения в жизнь своей идейно-политической доктрины; 2) имеет определенную устойчивую организационную структуру и действует в пределах границ иного государства; 3) имеет определенный правовой статус в рамках национального законодательства того или иного государства; 4) в своей деятельности опирается на определенные социальные группы или классы, основные интересы которых она отстаивает и выражает. 
 

23. Политические партии и партийные системы

Политическая  партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами.

Политическая  партия создается для постоянного участия в политической жизни общества. Через партию граждане могут выражать свои групповые интересы и требования, участвовать в формировании органов власти и т.п.

Партия  является  посредником между обществом  и государством.

Возникновение политических партий было обусловлено развитием буржуазных отношений, демократизацией политической жизни и выходом на арену третьего сословия.

М. Вебер  выделял три этапа возникновения и развития партий:

1. партии  как аристократические группировки;

2. партии  как политические клубы;

3. современные  массовые партии.

Функции ПП:

1. выражение  и защита интересов определенных  слоев населения.

2. определение  идейно-политических ориентаций, создание  политической идеологии и программы  действия.

3. участие  в создании общего нормативно-правового  пространства.

4. политическая социализация граждан и активизация их политической деятельности.

5. формирование  общественного мнения.

6. рекрутирование  новых членов в свои ряды.

Информация о работе Ответы по политологии