Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

7. руководство  массовыми акциями граждан, участие  в выборах.

8.формирование  политической элиты и лидеров.

9. совершенствование  или разложение политической  системы общества.

10.участие  в борьбе за власть, за создание  государственных программ.

11. контроль  за институтами государственной  власти.

Основной  функцией ПП является участие в политической борьбе за власть, которую она стремится использовать для решения своих программных задач.

Партийная система – это совокупность определенных партий, характерных для данной политической системы.

Они различаются  по количеству партий и их качественным признакам. Существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

В зависимости  от тех или иных оснований, партии подразделяются на классовые, идеологические, кадровые, массовые, харизматические, правящие, оппозиционные, легальные  и др. 

24. .Политическое лидерство.

Лидерство (от англ. leader – ведущий, руководитель) – один из способов регулирования отношений в обществе.

Политическое  лидерство – механизм взаимодействия, предусматривающий влияние одного человека, группы людей на других в целях организации их совместной политической деятельности, осуществления властных полномочий. В политическом лидерстве четко проявляется способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять социально-политическое поведение других людей, социальных слоев, общества.

Феномен лидерства является объектом изучения с древнейших времен (Геродот, Платон, Макиавелли и др.) и до наших дней.

Сформировались  многообразные подходы к исследованию политического лидерства. Основные из них:

1. Подход  с позиций личностных качеств лидера раскрывает соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью политического руководства.

2. Поведенческий подход классифицирует стили политического руководства от автократического до либерального и демократического.

3. Ситуационный подход определяет стиль политического лидерства в зависимости от своеобразия складывающейся ситуации.

4.Структурно-функционалистский  подход обосновывает статус политического  лидера в контексте сохранения  целостности, жизнеобеспечения социальной  системы.

Типология политического лидерства:

1. В  зависимости от отношения политического  лидера к подчиненным выделяется: авторитарное, демократическое и  смешанное лидерство.

2. Тип  лидерства, связанный со способами легитимности власти, обоснованный М.Вебером. В его структуре: а) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; б) рационально-легальное, ставка на законность и «разумность» существующего порядка; в) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности лидера.

3. Типология  собирательных образов политического лидера: а) лидер-знаменосец; б) лидер-служитель; в) лидер-торговец; г) лидер-пожарный.

4. Марксистский тип лидерства: а) правящие и оппозиционные; б) кризисные и легитимные (рутинные); в) выдающиеся и ситуационные; г) пролетарские, буржуазные и мелкобуржуазные лидеры.

Функции лидеров:

интеграция  общества, объединение масс;

    • нахождение и принятие оптимальных решений;
    • социальный патронаж;
    • коммуникация власти и масс с помощью СМИ;
    • инициирование обновления, мобилизация масс на реализацию политических целей;

легитимизация политической системы общества. 

25. Формы государственного правления и их характеристики

Формы правления представляют собой организацию верховной государственной власти и предопределяют структуру и принципы взаимоотношений высших государственным органов. В конечном итоге определяют правовое положение главы государства.

Различают две основные формы  правления – монархия и республика с  их разновидностями.

Монархия  – характеризуется тем, что власть главы государства (короля, императора) передается по наследству, не считается производной от какой-либо другой власти или избирателей.

Разновидности монархии:

Абсолютная  монархия – всевластие главы государства и отсутствие конституционного строя. Эта форма в развитых странах не встречается, существует в Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ.

Конституционная монархия – ограничение полномочий главы государства и более или менее развитыми чертами конституционного строя. Различают: дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая  – полномочия монарха ограничиваются в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Характерна в 19 в. (Великобритания, Япония до 1945 г., Германия по конституции 1871 г.).

Парламентарная  монархия – в Великобритании, Дании, Норвегии, Испании  и др. – власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Все законы принимаются парламентом, право вето монарх фактически не осуществляет. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не  перед монархом, а перед парламентом. Фактически управление страной осуществляется правительством.

Смешанная форма правления  – впервые возникла во Франции (1958 г.), распространена в Румынии, Болгарии, Литве и др. В данном случае сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Глава государства обладает большими полномочиями. Недостатком является замкнутость на фигуре президента и во многом зависит от его личных качеств. Парламент старается усилить свои полномочия, а президент, в результате, их может терять. 
 

26. Формы государственного правления и их характеристики

Формы правления представляют собой организацию верховной государственной власти и предопределяют структуру и принципы взаимоотношений высших государственным органов. В конечном итоге определяют правовое положение главы государства.

Республика  – это форма правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.

Республиканская форма правления характерна для большинства европейских стран, различают 1. парламентскую и 2. президентскую республики.

В основу парламентской  республики положен принцип верховенства парламента. Глава государства избирается не всеми гражданами, а законодательным органом. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, предложенный политической партией или парламентской коалицией, обладающей большинством в парламенте. Весь состав правительства утверждается парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству, что ведет к его отставке (Италия, Германия, Венгрия, Латвия и др.). Президент занимает скромное место и , как правило, осуществляет только представительские функции.

В президентской республике правительство несет ответственность не перед парламентом, а перед президентом, который,  как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов. Классическим примером являются США. Действует принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Функционирует система «сдержек и противовесов» в лице сильного парламента и независимого суда.

Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика – характеризуется фактическим и юридическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии. Президент имеет право роспуска парламента, право введения по своему усмотрению чрезвычайного положения, право издавать указы, имеющие силу законов, единолично назначать и смещать глав местных органов, судей и т.п.

Смешанная форма правления  – впервые возникла во Франции (1958 г.), распространена в Румынии, Болгарии, Литве и др. В данном случае сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Глава государства обладает большими полномочиями. Недостатком является замкнутость на фигуре президента и во многом зависит от его личных качеств. Парламент старается усилить свои полномочия, а президент, в результате, их может терять. 
 

27. Формы территориального  устройства государства

Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Различают: унитарное государство, федерация, конфедерация, империя.

Для формы  гос. устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социо-культурный и этнический факторы.

Унитарное (единое) государство  – политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно-территориальная единицы, входящие в государства, не обладают атрибутами собственной государственности.

Федеративное  государство –  устойчивый союз государственных образований (земли, штаты, республики), каждое  из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.).

Конфедерация  – неустойчивая форма организации суверенных государств. Возникает для осуществления каких-либо совместных целей (защита от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.).

Империя – могущественное государственное образование, состоящее из метрополии – главенствующего государства и нескольких присоединившихся или завоеванных стран и народов (Римская, Византийская, Российская и др). 

28. Конституция РБ о формах государственного правления и устройства страны.

В Конституции  Республики Беларусь (ст. 1) записано: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В ст.3 – «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Форма государственного правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

По Конституции  РБ государственной формой правления  в Беларуси является Президентская республика. Она характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является главой государства. Он избирается народом. Формирует правительство, которое подотчётно перед ним.

Отличительной чертой президентской республики является четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6).

Демократия  в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст.4).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст.7).

Форма государственного устройства страны раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. В Республике Беларусь сложилось унитарное государство.

Унитарное государство – это единое, простое государство состоящее из административно-территориальных единиц (6 областей), не обладающих собственной государственностью.

Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему  высших органов власти и управления, единое гражданство. Характерной чертой белорусского унитарного государства является чёткая вертикаль высшей и местных органов власти.

Информация о работе Ответы по политологии