Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
7. руководство
массовыми акциями граждан,
8.формирование политической элиты и лидеров.
9. совершенствование или разложение политической системы общества.
10.участие в борьбе за власть, за создание государственных программ.
11. контроль
за институтами
Основной функцией ПП является участие в политической борьбе за власть, которую она стремится использовать для решения своих программных задач.
Партийная система – это совокупность определенных партий, характерных для данной политической системы.
Они различаются по количеству партий и их качественным признакам. Существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
В зависимости
от тех или иных оснований, партии
подразделяются на классовые, идеологические,
кадровые, массовые, харизматические,
правящие, оппозиционные, легальные
и др.
24. .Политическое лидерство.
Лидерство (от англ. leader – ведущий, руководитель) – один из способов регулирования отношений в обществе.
Политическое лидерство – механизм взаимодействия, предусматривающий влияние одного человека, группы людей на других в целях организации их совместной политической деятельности, осуществления властных полномочий. В политическом лидерстве четко проявляется способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять социально-политическое поведение других людей, социальных слоев, общества.
Феномен лидерства является объектом изучения с древнейших времен (Геродот, Платон, Макиавелли и др.) и до наших дней.
Сформировались многообразные подходы к исследованию политического лидерства. Основные из них:
1. Подход с позиций личностных качеств лидера раскрывает соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью политического руководства.
2. Поведенческий подход классифицирует стили политического руководства от автократического до либерального и демократического.
3. Ситуационный подход определяет стиль политического лидерства в зависимости от своеобразия складывающейся ситуации.
4.Структурно-
Типология политического лидерства:
1. В
зависимости от отношения
2. Тип лидерства, связанный со способами легитимности власти, обоснованный М.Вебером. В его структуре: а) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; б) рационально-легальное, ставка на законность и «разумность» существующего порядка; в) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности лидера.
3. Типология собирательных образов политического лидера: а) лидер-знаменосец; б) лидер-служитель; в) лидер-торговец; г) лидер-пожарный.
4. Марксистский тип лидерства: а) правящие и оппозиционные; б) кризисные и легитимные (рутинные); в) выдающиеся и ситуационные; г) пролетарские, буржуазные и мелкобуржуазные лидеры.
Функции лидеров:
интеграция общества, объединение масс;
легитимизация
политической системы общества.
25. Формы государственного правления и их характеристики
Формы правления представляют собой организацию верховной государственной власти и предопределяют структуру и принципы взаимоотношений высших государственным органов. В конечном итоге определяют правовое положение главы государства.
Различают две основные формы правления – монархия и республика с их разновидностями.
Монархия – характеризуется тем, что власть главы государства (короля, императора) передается по наследству, не считается производной от какой-либо другой власти или избирателей.
Разновидности монархии:
Абсолютная монархия – всевластие главы государства и отсутствие конституционного строя. Эта форма в развитых странах не встречается, существует в Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ.
Конституционная монархия – ограничение полномочий главы государства и более или менее развитыми чертами конституционного строя. Различают: дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая – полномочия монарха ограничиваются в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Характерна в 19 в. (Великобритания, Япония до 1945 г., Германия по конституции 1871 г.).
Парламентарная монархия – в Великобритании, Дании, Норвегии, Испании и др. – власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Все законы принимаются парламентом, право вето монарх фактически не осуществляет. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Фактически управление страной осуществляется правительством.
Смешанная
форма правления
– впервые возникла во Франции (1958
г.), распространена в Румынии, Болгарии,
Литве и др. В данном случае сочетаются
элементы президентской и парламентской
республик. Глава государства обладает
большими полномочиями. Недостатком является
замкнутость на фигуре президента и во
многом зависит от его личных качеств.
Парламент старается усилить свои полномочия,
а президент, в результате, их может терять.
26. Формы государственного правления и их характеристики
Формы правления представляют собой организацию верховной государственной власти и предопределяют структуру и принципы взаимоотношений высших государственным органов. В конечном итоге определяют правовое положение главы государства.
Республика – это форма правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.
Республиканская форма правления характерна для большинства европейских стран, различают 1. парламентскую и 2. президентскую республики.
В основу парламентской республики положен принцип верховенства парламента. Глава государства избирается не всеми гражданами, а законодательным органом. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, предложенный политической партией или парламентской коалицией, обладающей большинством в парламенте. Весь состав правительства утверждается парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству, что ведет к его отставке (Италия, Германия, Венгрия, Латвия и др.). Президент занимает скромное место и , как правило, осуществляет только представительские функции.
В президентской республике правительство несет ответственность не перед парламентом, а перед президентом, который, как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов. Классическим примером являются США. Действует принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Функционирует система «сдержек и противовесов» в лице сильного парламента и независимого суда.
Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика – характеризуется фактическим и юридическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии. Президент имеет право роспуска парламента, право введения по своему усмотрению чрезвычайного положения, право издавать указы, имеющие силу законов, единолично назначать и смещать глав местных органов, судей и т.п.
Смешанная
форма правления
– впервые возникла во Франции (1958
г.), распространена в Румынии, Болгарии,
Литве и др. В данном случае сочетаются
элементы президентской и парламентской
республик. Глава государства обладает
большими полномочиями. Недостатком является
замкнутость на фигуре президента и во
многом зависит от его личных качеств.
Парламент старается усилить свои полномочия,
а президент, в результате, их может терять.
27. Формы территориального устройства государства
Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Различают: унитарное государство, федерация, конфедерация, империя.
Для формы
гос. устройства имеют большое значение
экономическая, политическая и географическая
степень территориальной
Унитарное
(единое) государство
– политически однородная организация,
имеющая единую конституцию и гражданство,
единое политическое и правовое пространство,
единые законодательные, исполнительные
и судебные органы власти. Административно-
Федеративное государство – устойчивый союз государственных образований (земли, штаты, республики), каждое из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.).
Конфедерация – неустойчивая форма организации суверенных государств. Возникает для осуществления каких-либо совместных целей (защита от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.).
Империя
– могущественное государственное
образование, состоящее из метрополии
– главенствующего государства и нескольких
присоединившихся или завоеванных стран
и народов (Римская, Византийская, Российская
и др).
28. Конституция РБ о формах государственного правления и устройства страны.
В Конституции Республики Беларусь (ст. 1) записано: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В ст.3 – «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».
Форма государственного правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.
По Конституции РБ государственной формой правления в Беларуси является Президентская республика. Она характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является главой государства. Он избирается народом. Формирует правительство, которое подотчётно перед ним.
Отличительной чертой президентской республики является четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6).
Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст.4).
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст.7).
Форма государственного устройства страны раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. В Республике Беларусь сложилось унитарное государство.
Унитарное
государство – это единое, простое государство
состоящее из административно-
Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Характерной чертой белорусского унитарного государства является чёткая вертикаль высшей и местных органов власти.