Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

      Теория  Монтескье – это теория политического  компромисса между молодой тогда  буржуазией и феодальной верхушкой.

Теория  разделения властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять такие 3 функции, как принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия. Это ЕСТЕСТВЕННАЯ предпосылка. ПОЛИТИЧЕСКОЙ предпосылкой  разделения  является недопустимость чрезмерной концентрации власти в руках одного человека или одного органа.

На реализацию принципа разделения властей направлено действие СИСТЕМЫ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ. Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение закона другим органом.Ни один государственный орган  не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией.Разделение власти означает, что

законодательную деятельность, принятие законов – осуществляет представительный законодательный орган – ПАРЛАМЕНТ;

исполнение  законов возлагается на органы исполнительной власти – ПРАВИТЕЛЬСТВО;

судебная  власть осуществляется НЕЗАВИСИМЫМИ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ.

Разделение  власти, ее сбалансированность способствуют тому, чтобы политическая борьба, личные политические амбиции находились под  контролем общества, не носили разрушительный характер, а смена руководителей власти проходила в законном порядке. 
 

8. Политическая система  общества: структура,  функции и типология

Политическая  система общества – совокупность политических институтов и организаций, политических идей и взглядов, нравственных и правовых норм, традиций культуры, с помощью которых осуществляется политическая часть в обществе.

Политическая  система имеет два значения:

  1. как теоретический инструмент исследования различных политических явлений;
  2. как механизм формирования и  функционирования власти в обществе.

Структура ПС включает  такие институты как  государство, политические партии и движения, общественно-политические организации, а также политические отношения, политические нормы и принципы, политическое сознание и культура. Функции ПС:

- согласование  интересов различных социальных  слоев, классов и групп: снятие  социального напряжения в обществе;

- определение  общих целей, задач и путей  развития общества;

- разработка  конкретных программ деятельности  и организация их выполнения;

- распределение,  перераспределение материальных  и духовных ценностей между  различными социальными общностями  и сферами жизнедеятельности  общества;

- политическая  социализация граждан: подготовка  и включение индивидов в систему  сложившихся политических отношений. В ходе социализации индивиды усваивают существующие в обществе правовые нормы, становятся полноправными участниками политического процесса;

- контроль  за сохранением существующих  институтов и правовых норм  и внедрение новых;

- легитимизация собственной деятельности: внедрение в сознание масс представлений о правомочности и эффективности функционирования данной политической системы.

Основной  функцией ПС является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества.

Типология ПС:

В зависимости от типа общества и характера  политического режима можно выделить тоталитарные, авторитарные и демократические.

В зависимости от типа господствующей в  обществе идеологии  – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

Классовый подход предполагает деление ПС по типам общественно-экономических формаций: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические.

Цивилизационный подход – традиционная, индустриальная, постиндустриальная (информационная).

По  степени открытости к внешней среде – открытые и закрытые. 

9. Государственная власть: ее ресурсы и функции.

Государственная власть – разновидность политической власти, обладающая верховной силой на территории страны, располагающая специальным аппаратом управления и правом на использование насильственных средств.

Структура властных отношений включает в себя следующие компоненты:

  1. субъект власти – тот, кто отдает распоряжения.
  2. объект власти – тот, на кого направлено властное воздействие.
  3. ресурсы, позволяющие субъекту осуществлять властное воздействие на объект.
  4. подчинение того, над кем осуществляется власть.

Властные  отношения возможны только при взаимодействии хотя бы двух человек, один из которых является субъектом, другой – объектом. Субъект власти должен обладать необходимыми ресурсами для того, чтобы «заставить» подчиняться объект. Если тот, на кого направлены властные воздействия, не признает правомочность субъекта власти и не исполняет его распоряжений, то властные отношения не возникают.

Признаки  государственной власти:

  1. всеобщий обязательный характер власти и верховенство над всеми иными видами власти;
  2. монополизация на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т.п.
  3. право на насилие – легальность и монополия использования силы в пределах своей страны.
  4. возможность использования самых разных ресурсов для достижения своих целей.

Функции государственной  власти: 1.   определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2. обеспечивает  интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3. регулирует  возникающие в обществе социальные  конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4. осуществляет  обязательное для всех распределение  наиболее дефицитных ценностей  и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Ресурсы власти – реальные и потенциальные средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти и является важнейшим социальным фактором господства и подчинения:

  1. экономические;
  2. социальные;
  3. политические;
  4. юридические;
  5. административно-силовые;
  6. культурно-информационные.
 
 

10. Генезис, признаки, структура и функции  государства

Государство – основная политическая организация общества, институт власти и управления обществом.

В широком  смысле государство отождествляется  с обществом и страной, в узком  смысле государство понимается как  один из институтов политической системы.

Государство возникло в результате общественного разделения труда.

Первые  теоретические попытки разграничения государства и общества были предприняты мыслителями Нового времен: Н. Макиавелли, Т. Гоббс. Д. Локк (16-17 вв.)

Государство это сложная многоуровневая система, основными элементами которой являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Общими  признаками государства являются: публичность, определенная территория, суверенитет, законотворчество,  монополия на легальное применение силы, право на взимание налогов и печатание денег, наличие гражданства, государственная символика (герб, гимн, флаг).

Функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние  функции – деятельность государства, направленная на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции – деятельность государства как субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Обычно  выделяют две формы  государства: монархию (абсолютную, конституционную, теократическую) и республику (парламентскую, президентскую и полупрезидентскую).

По  формам территориального устройства государства подразделяются на: унитарное (единое), федеративное, конфедерация, империя. 

11. Сущность и принципы правового государства.

Правовое  государство: сущность и основные черты. Правовое государство есть форма  осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая  на основе права, инструмент защиты и  обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Принципы правового государства: - господство закона во всех сферах жизни - связанность законом государства и его органов - незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность - взаимная ответственность государства и личности - наличие эффективных форм контроля за реализацией законов - разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов - верховенство и прямое действие конституционного закона - правовая организация системы органов государственной власти - единство прав и обязанностей гражданина - наличие развитого гражданского общества - соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. 

12. Сущность и принципы организации гражданского общества.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно  сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства  и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. [1] Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[2] В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура. [3]

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

Гражданское общество можно определить также  как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки  гражданского общества^

-Наличие  в обществе свободных владельцев  средств производства;

-Развитая  демократия;

-Правовая  защищённость граждан;

-Определённый  уровень гражданской культуры;

-наиболее  полное обеспечение прав и  свобод человека;

-самоуправляемость;

-конкуренция  образования их структур и  отдельных групп лиц;

-свободно  формирующиеся общественные мнения  и плюрализм;

-легитимность.

Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся  общество, в котором центральное  место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной  экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу. 

Информация о работе Ответы по политологии